Тема: «Сложение дробей».
Цель:
- научить складывать дроби с одинаковым знаменателем; закрепить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках;
- продолжить работу над решением уравнений, познакомив с уравнениями в три действия;
- развивать интерес к математике, зрительную и слуховую память, логическое мышление, устную речь учащихся.
БЛИЦ–ОПРОС
- Как всегда наш урок начинаем с блиц-опроса. Готовы?
- Как называются числа в записи дроби?
- Назовите компоненты и результат действия вычитания.
- Что показывает знаменатель?
- Как найти уменьшаемое? делимое?
- Что показывает числитель?
- Как найти неизвестный множитель?
- Назовите компоненты и результат действия деления.
- Какая из дробей будет больше при одинаковых знаменателях?
1. ТЕМА УРОКА
1) На доске - Что видите?
(Кругл. разделенный на равные части)
- Круг – это целое.
- Как называются равные части целого? (Дроби)
2) Значит, на уроке мы продолжим изучение ……..дробей.
- Запись темы урока «Дроби».
2. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
- Начнем урок с зарядки для ума.
- Полижите перед собой листы устного счета.
(лист №4, 6 столбик, примеры под чертой)
- На работу 2 минуты.
- Найдите выражение №3 (36:2)
- Какую часть от числа находили? (1/2)
- Чему она равна? (18)
- Найдите пятое выражение (77.7)
- Какую часть от числа находили? (1/7)
- Чему она равна?
- Найдите седьмой пример (32:2)
- Чему равно его значение? (16)
-16 – это какая часть числа 32?
- Назовите 1/5 от числа 65. (13)
- Назовите 1/7 от числа 91 (13)
- Назовите 1/3 от числа 39 (13)
- Как иначе можно назвать выражения, значения которых мы проверили?
3. РАБОТА С ДРОБЯМИ
- Запишите частные в виде дробей.
- Расположите их в порядке убывания и вы узнаете фамилию немецкого математика, который ввел данный знак деления.
Б 15 : 34 | 8 : 34 И | Проверка: учащегося по 1-му выходят к |
Л 33 : 34 | 21 : 34 Й | доске и записывают дробь + букву |
Ц 2 : 34 | 30 : 34 Е | |
Н 12 : 34 |
- Читаем дроби, фамилию немецкого математика.
- Что одинаково в данных дробях?
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
4. ТЕМА УРОКА
- -
Посмотрите на лист
Устного счета.
- Как называются числа, с которыми вы производили действия? (№)
- Какие действия (арифм.) можно производить над натуральными числами?
- Посмотрите в тетрадь.
- Какие числа записали в ней? (Дроби)
- Чем дробь отличается от натурального числа? (Дробь – часть целого) - -
Дроби – это тоже числа.
- Как вы думаете можно ли выполнять с ними те же арифметические действия, что и с натуральными числами? - В древности в разных
странах запись дробей и
алгоритмов действий с
ними была так сложна,
что учение о дробях
считалось самым трудным
разделом арифметики.
Русский математик
Магницкий писал в своей
знаменитой «Арифметике»
: ---- доска белая
«Нет тот арифметик,
Кто в целых ответчик,
А в долях ничтоже
Отвечать возможе»
Тем же ты радеяй,
Буди в частях умеяй. - Итак, сегодня мы
поднимемся на верхние
ступени арифметики –
сложение дробей.
(Запись темы «Сложение дробей»)
5. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
1)
- На партах у вас круги.
- На сколько частей они разделены?
- Раскрасьте 2/8 круга синим карандашом, а 3/8 – красным.- Какая часть круга закрашена? (5/8)
- Как узнали? Каким действием? (+)
- Как это записать? (2/8 + 3/8 = 5/8)- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями.
2) Проверьте свой вывод, прочитав правило на с.148, пункт 7.
3) Поупражняемся в применении этого правила, пункт 8.
4) Д/з, пункт 9.
5) Кто сможет записать правило в общем виде? (а/п + в/п = а+в/п)
6) №335.
-
Прочитайте задачи.
-
Чем
они отличаются?
-
Решение какой из задач будем
записывать сложением дробей?
-
Почему?
-
Запишите решение задачи.
(1 уч-к у доски)
Проверка с записью на доске.
6. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.
- Вспомните блиц –
опрос.
Какой вид работы еще не выполняли?
- Решаем уравнения
№333.
- Чем похожи и чем отличаются уравнения?
- Найдите среди них более сложное.
- Как вы думаете, сколько действий нужно выполнить, чтобы найти корень данного уравнения?
- Проверим ответ. Решим уравнение.
е – (197+ 155) = 924 – 289 | Проверка: |
е – (197 + 155) = 635 | 987 – (197 + 155) = 924 – 289 |
е – 352 = 635 | 987 – (197 + 155) = 635 |
е =+ 635 + 352 | 987 – 352 = 635 |
е = 987 | 635 = 635 |
- Будет ли найденное число корнем 1-ого уравнения?
- Почему так думаете?
- Надо ли проверять?
х : (872 – 867) = 89х 2 | у х (42 : 6 ) = 388 + 186 |
х : ( 872 – 867) = 178 | у х (42: 6 ) = 574 |
х : 5 = 178 | у х 7 = 574 |
х = 178 х 5 | у = 574 : 7 |
х = 890 | у = 82 |
- Д/з №333 (6)
7. ТЕСТ
- Заканчиваем урок тестом (только ответы)
7/24 + 3/24 = | 2/36 + 5/36 = |
7/24 + 9/24 = | 2/36 + 8/36 = |
7/24 + 11/2 4 = | 2/36 + 19/36 = |
9/24 + 3/24 = | 6/36 + 5/36 = |
9/24 + 9/24 = | 6/36 + 8/36 = |
9/24 + 11/24 = | 6/36 + 19/36 = |
12/24 + 3/24 = | 15/36 + 5/36 = |
12/24 + 9/24 = | 15/36 + 8/36 = |
12/24 + 11/24 = | 15/36 + 19/36 = |
8. ОЛИМПИАДНАЯ ЗАДАЧА.
- Выпишите парами номера равных долей квадрата:
9. ИТОГ УРОКА.
- Вернемся к нашему кругу.
- Что показывают на нем доли сейчас?
- - блиц-опрос
- - разминка
- - матем. Лейбниц
- - сложение дробей
- - решение задачи
- - решение уравнений
- - тест
- - дом.задание (олимпиадная задача)
- Открылись 8 долей из 8. Целый круг.
Это значит, наш урок завершен.
Оценки.
- Спасибо за работу.
РЕЗЕРВ: задача.
Помидорами занято 6/17 огорода, а огурцами – 5/17. Какая часть огорода занята этими овощами. Что занимает большую площадь – помидоры или огурцы?