Цели:
- Привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений.
- Создание модели образовательного пространства, обеспечение совместной деятельности детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
- Развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность.
Оборудование: рисунки, поделки деревьев из бумаги (яблонь, дубов), сказочных домов (дворцов, теремов, избушек), красочно оформленная выставка «Русские народные и литературные сказки», куклы к сказкам «Теремок», «Репка», баба-яга, кот-баюн на столбе, лягушка со стрелой; музыкальное оформление, костюмы для исполнителей русского народного танца; словарь русского языка С. И. Ожегова, энциклопедия для детей «Все обо всем».
Предварительная подготовка: Для проведения занятия в библиотеке необходимо оформить выставку книг; разучить русский народный танец; на уроках изо, трудового обучения и на кружках сделать деревья (дуб, яблони), дома; сшить игрушки: бабу-ягу, лягушку, кота, героев сказки «Репка», «Теремок», подготовить экскурсоводов.
Занятие проводится в библиотеке.
Ведущая: Сегодня с вами побываем в музее сказок. Начнем с посещения первого зала «Русские народные и литературные сказки». Помогут нам в этом ученики 4 класса. Они будут экскурсоводами, консультантами. А наши эксперты выберут лучших художников-оформителей, экскурсоводов, знатоков сказок, лучших рассказчиков.
Библиотекарь: А что же такое музей? Обратимся к нашим консультантам.
Консультант (читает): Музей – научно-исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию естественной истории, материальной и духовной культуры.
Ведущая: А как же правильно вести себя в музее?
Дети (отвечают).
Ведущая: Самые активные посетители – знатоки сказок будут награждены значками «Лучший знаток сказок». Для этого они должны правильно отгадать автора, название сказки. За каждый правильный ответ они получат жетон (яблоко).
А сейчас экскурсоводы расскажут нам об экспонатах музея, об интересных сказках, которые они нам порекомендуют прочитать.
Директор музея (самый лучший читатель нашей библиотеки), прежде чем войти в зал предлагает выполнить три задания:
1. Какими словами Иванушка кликал Сивку-бурку?
(«Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мною, как лист перед травою!»).
2. Какие слова необходимо было произнести Емеле, чтобы его желания исполнялись?
(«По щучьему веленью, по моему хотенью!»).
3. Какие слова произносили герои, обращаясь к избушке на курьих ножках?
(«Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!»).
1-й Экскурсовод: Первый раздел нашего зала – «Сказочные герои». Справа от меня вы видите всем известную героиню старых лет в новом наряде – бабу-ягу, рядом с ней ее неизменное транспортное средство – ступа.
Эта героиня необычна тем, что несмотря на то, что ее боятся взрослые и дети, она помогает главным героям справиться с трудностями и выполнить задание.
Вспомните такие сказки:
«Царевна-лягушка»; «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»; «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»; «Сказка про Василису Премудрую».
А вот и знаменитая Царевна-лягушка. Вы видите возле нее лежит стрела, которую долго искал…(Иван-царевич).
Конечно, вы сразу узнали героев этой сказки, которые дружно тянули…
(репку). Назовите героев.
А вот и кот-баюн из тридесятого царства сидит на высоком столбе. Его мог усмирить только Андрей-стрелок из сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
Эту дружную семейку вы тоже, наверное, узнали. Это герои сказки …
(«Теремок»).
(Эксперты отмечают лучшие поделки).
2-й Экскурсовод: Второй раздел нашего музея – «Волшебный сад».
И мы сейчас пройдем по дорожкам сказочного сада, полюбуемся деревьями, растущими здесь.
Вы обратили внимание на то, что основные деревья в нашем саду – это яблоньки с золотыми яблоками и могучие красавцы – дубы.
И это не случайно, ведь во многих сказках любимое дерево русского народа – яблонька или дуб.
Консультант: В умеренном климате яблоня – самое главное плодовое дерево. Яблочным краем по праву считается средняя полоса России. Известно, что яблоко – одно из самых первых фруктов, которое люди стали выращивать сами.
Дубы – производят впечатление силы и мощи. Это очень величественное дерево: пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, темно-серый ствол, покрытый корой с глубокими трещинами. Это высокие до 55 метров деревья с толстыми стволами. И в средней полосе России нет деревьев, которые превосходили их размерами.
Во многих русских сказках эти вековые богатыри (их возраст может достигать 1000 и более лет) делились с людьми мудростью и силой. Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя утомленные и ослабленные люди.
Оказывается, первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках поселений древнего человека найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5-ти тысяч лет назад.
В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны. А при простуде парились дубовым веником в русской бане.
А в каких сказках описываются яблони и дубы?
(По желанию посетители могут выбрать карточку и отгадать сказку, откуда взят этот отрывок).
1. Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки. Яблочки говорят: «Мы яблочки наливные, кто нас с дерева стрясет, тот нас себе возьмет!»
(В. Одоевский. «Мороз Иванович».)
2. В том саду росли разные дорогие деревья и была там одна яблоня, что приносила золотые яблоки. Царь эти яблоки очень берег….
(«Иван-царевич и Серый волк».)
3. И выросла из них яблонька, да какая! – яблоки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные.
(«Крошечка-Хаврошечка».)
4. – Съешь моего яблочка, тогда скажу, - говорит яблонька.
(«Гуси – лебеди».)
5. В тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой.
(«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».)
6. Привяжут девушку цепями к дубу старому, оставят и уйдут. А змей прилетит ночью и съест ее.
(«Никита – Кожемяка».)
7. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается.
(«Царевна – лягушка».)
8. – Есть у меня в саду дуб, 300 годов ращен; и дам тебе меч-кладенец весом в 100 пудов. Ты должен перерубить с одного удара тот дуб мечом.
(«Матюша Пепельной».)
3-й Экскурсовод: Следующий раздел нашего зала - картинная галерея - «Сказочные дома». Рассмотрите рисунки сказочных домов наших художников – учеников 3 – 4 классов. Да, действительно, дома получились красивые! А как же в сказках называются дома?
(Дворцы, терема, избушки.)
Консультант: Терем – в древней Руси - это дом в виде башни.
Хоромы – большие дома.
Дворцы – большие роскошные здания с башнями, в которых обычно проживал царь со своей семьей и слугами. Нас до сих пор восхищает мастерство русских зодчих. Они могли строить дома из дерева без единого гвоздя.
3-й Экскурсовод: Посмотрите внимательно на эту избушку. Герои, какой сказки могли в ней жить?
- А эта необычная избушка на курьей ножке известна всем и детям и взрослым.
- А в этом маленьком теремке жили… Перечислите героев сказки «Теремок». Оказывается, всем вместе дружно можно жить в одном доме.
- А как вы думаете, герои, каких сказок могли жить в этом дворце, а в этом тереме?
Давайте вспомним по описанию дворцов, теремов некоторые сказки.
(Читает описание.)
1. Выходит он под конец на поляну широкую, посредь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал. Дивится честный купец.
(С. Аксаков «Аленький цветочек».)
2. Шел лесом прохожий, да обронил кузовок. Летела муха, увидела, думает: «Хоромы хорошие, стану в них жить».
(М. Михайлов «Лесные хоромы».)
3. В лесу стоял домик. В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня.
(Л. Толстой «Три медведя».)
4.
У ворот…из столбов хрустальный свод
Все столбы те золотые
Хитро в змейки завитые
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады.
А ведь терем с теремами,
Будто город с деревнями,
А на тереме из звезд –
Православный русский крест.
(П. Ершов «Конек-Горбунок».)
5. Прискакал Иванушка на площадь прямо к царскому дворцу. А в высоком терему у окна сидит Елена Прекрасная. (Сивка-Бурка.)
4-й Экскурсовод: Рассмотрим выставку книг «Русские народные и литературные сказки». Сейчас мы познакомим вас с некоторыми сказками, которые, я надеюсь, вы тоже захотите прочитать.
1-й Ученик рассказывает (коротко) сказку «Деревянный орел».
2-й Ученик – «Медное, серебряное и золотое царства».
3-й Ученик - «Летучий корабль».
4-й Ученик – «Семь Симеонов – семь работничков».
(Эксперты подводят итоги. Определяют лучшего знатока сказок, художника-оформителя, экскурсовода, рассказчика.)
Ведущая: А сейчас мы всех приглашаем в честь открытия музея на праздник.
(Звучит музыка. Дети танцуют русский народный танец, читают стихи, небылицы, дразнилки. Проводится конкурс скороговорок, частушек.)