Содержание:
Введение
- Направления программы
- Общие задачи
- Задачи обучения по направлениям программы I года обучения.
- Формирование представлений о числе и количестве.
- Развитие представлений о величине.
- Развитие представлений о форме.
- Развитие пространственной ориентировки.
- Развитие ориентировки во времени.
- Задачи обучения по направлениям программы II года обучения.
- Формирование представлений о числе и количестве.
- Развитие представлений о величине.
- Развитие представлений о форме.
- Развитие пространственной ориентировки.
- Развитие ориентировки во времени.
- Учебный план
- I год обучения 36 занятий.
- II год обучения 72 занятия.
- Необходимое оборудование и пособия.
- Ожидаемые результаты.
Список литературы.
Приложение (конспекты занятий, диагностика, взаимодействие с родителями)
Введение
Математика – это одна из представленных в
программе сфер культуры, взаимодействие с
которой способствует органичному вхождению
ребенка в современный мир.
В старшем дошкольном возрасте освоение
математического содержания направлено,
прежде всего, на развитие познавательных и
творческих способностей детей, умение обобщать,
сравнивать, выявлять и устанавливать
закономерности, связи и отношения, решать
проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и
ход решения творческой задачи.
В старшем возрасте дети проявляют повышенный
интерес к выполнению арифметических действий с
числами, к знаковым системам, моделированию, к
самостоятельности в решении творческих задач и
оценке результата.
В содержании обучения преобладают логические
задачи, ведущие к познанию закономерностей,
простых алгоритмов. Освоение математического
содержания направлено, прежде всего, на развитие
познавательных и творческих способностей детей,
таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять
и устанавливать закономерности, связи и
отношения, решать проблемы, выдвигать их,
предвидеть результат и ход решения творческой
задачи.
Учебно-игровые задачи представлены как
образовательные: освоение детьми умений найти
пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск
недостающего, определить направление движения и
так далее.
1. Направления программы
- Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).
- Величина (Развитие представлений о величине).
- Развитие представлений о форме.
- Развитие пространственной ориентировки.
- Развитие ориентировки во времени.
2. Общие задачи
- Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты
- Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств
- Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи
- Поощрять уместное использование математических терминов и символики
- Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них
- Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.
3. Задачи обучения по направлению программы I года обучения
3.1. Формирование представлений о числе и количестве
– Знакомить с образованием чисел второго
пятка. Учить количественному счету в пределах 10.
Продолжать учить порядковому счету в пределах 10.
– Учить сравнивать рядом стоящие числа в
пределах 10 (6 > 5, a 5 < 6) на наглядной основе.
– Получать равенство из неравенства и наоборот.
– Знакомить со знаками больше, меньше (>, <),
равно (=), плюс (+).
– Учить понимать отношение рядом стоящих чисел (5
< 6 на 1, 6 > 5 на 1).
– Знакомить с составом числа из единиц в
пределах 5 (на конкретном материале: 5 – это 1, 1, 1, 1
и еще 1).
– Использовать различные анализаторы при счете.
– Знакомство с цифрами от 1 до 5.
– Знакомить с составом числа из двух меньших на
числах до 5 и составлять из двух меньших большее
число.
– На занятиях и в самостоятельной деятельности
совершенствовать представления о числах первого
десятка.
3.2. Формирование представлений о величине
– Учить раскладывать предметы (до 10) разной
длины, ширины, высоты в возрастающем или
убывающем порядке.
– Объяснять порядок расположения предметов и
соотношение между ними.
– Учить сравнивать два предмета по величине
(длине, ширине, высоте) с помощью условной меры,
равной одному из сравниваемых предметов.
– Учить определять на глаз величину предметов:
длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и
равные ему.
– Дать представление о частях целого: половина.
3.3. Развитие представлений о форме
– Знакомить с четырехугольниками:
прямоугольник, квадрат. Учить узнавать и
называть их. Учить узнавать в окружающих
предметов форму знакомых геометрических фигур
(круга, треугольника, четырехугольника).
– Знакомить с геометрическими телами: шар, куб,
цилиндр.
– Знакомить со структурными элементами
геометрических фигур: вершины, углы, стороны.
– Учить классифицировать геометрические фигуры.
– Учить самостоятельно обследовать и сравнивать
геометрические фигуры, предметы по величине,
форме с целью разносторонней характеристики;
выделять и сосчитывать вершины, измерять и
сравнивать стороны.
– Использовать в речи следующие слова: размер,
цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все.
– Называть все свойства, присущие и неприсущие
объектам (не красная, не квадратная).
3.4. Развитие пространственной ориентировки
– Закреплять и расширять пространственные
представления: слева, права, вверху, внизу,
впереди, перед, за, между, рядом.
– Учить ориентироваться на листе бумаги (слева,
справа, вверху, внизу, в середине).
– Знакомить с тетрадью в клетку.
– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку
(от, до, над, под).
– Учить выполнять последовательно игровые и
практические действия с ориентировкой на символ
(стрелки).
– Учить воспроизводить предлагаемые
графические образцы.
3.5. Развитие ориентировки во времени
– Учить последовательно называть дни недели,
называть какой день сегодня, какой был вчера,
какой будет завтра.
– Дать представление о том, что утро, день, вечер,
ночь составляют сутки.
– Познакомить с моделью суток, моделью года.
4. Задачи обучения по разделам программы II года обучения
4.1. Формирование представлений о числе и количестве
– Учить счету в пределах десяти в прямом и
обратном порядке.
– Совершенствовать навыки счета в пределах
десяти.
– Учить называть предыдущее и последующее число
к названному или обозначенному цифрой,
определять пропущенное число.
– Учить раскладывать число на два меньших и
составлять из двух меньших большее число
(используя числа от 6 до 10).
– Знакомить с составом чисел второго пятка из
единиц.
– Знакомство с цифрами……, от 6 до 10.
– Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 3, 5 и 10
копеек.
– Учить составлять и решать простые задачи на
сложение и вычитание.
– Учить пользоваться знаками действий с цифрами:
плюс ( + ), минус (-), равно ( = ).
– Учить сложению и вычитанию чисел (приемы
присчитывания и отсчитывания по 1, по 2) при
решении арифметических задач, примеров.
– Совершенствовать представление о равенстве
или неравенстве между числами, о способах их
сравнения. Способствовать пониманию отношений
между последовательными числами в пределах
десяти (7 меньше 8 на 1, но больше 6 на 1).
4.2. Развитие представлений о величине
– Учить измерять и сравнивать длину, ширину,
высоту предметов с помощью условной мерки.
– Учить делить круг, квадрат на 2, 4 равные части,
сравнивать целое и часть, понимать, что целое
больше части, а часть меньше целого.
– Учить делить целое на 3, 4, 5, 6 и более частей, чем
на большее количество частей делиться целое, тем
меньше каждая часть и наоборот.
– Познакомить со способами сравнения объектов
по величине (длина, объем) с помощью условной
меры, использовать их при решении практических и
проблемно – познавательных ситуаций.
– Создать условия для классификации и сериации
предметов по величине. Способствовать усвоению
терминов, выражающих степень и относительность
признаков величины.
– Знакомить с общепринятыми единицами измерения
различных величин: сантиметр, метр.
4.3. Развитие представлений о форме
– Дать представление о многоугольниках.
Расширять представление о геометрических
фигурах (круг, треугольник, четырехугольник –
квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины,
стороны, углы), о классификации геометрических
фигур. Знакомить с геометрическими фигурами:
конус, пирамида, параллелепипед.
– Учить составлять фигуры из частей и разбивать
фигуры на части, конструировать фигуры из
палочек.
– Знакомить с геометрическими понятиями: линия,
точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол
(прямой, острый, тупой).
– Знакомить с соотношением сторон, внутренней и
внешней областью фигуры; с пересечением линий,
фигур.
– Знакомить с горизонтальной, вертикальной
(осевой симметрией).
– Учить преобразовывать одни фигуры в другие.
Учить пользоваться линейкой, трафаретом.
– Способствовать обогащению словаря при
определении и описании формы предметов
окружающего мира.
4.4. Развитие пространственной ориентировки
– Учить ориентироваться на листе бумаги в
клетку по словесной инструкции.
– Продолжать учить ориентироваться на листе
бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже).
– Продолжать учить воспроизводить предлагаемые
графические образцы; понимать словесные
инструкции взрослого и действовать в
соответствии с ними.
– Учить правильно употреблять в речи и понимать
предлоги, обозначающие взаимное
пространственное расположение предметов.
– Уточнять отношения: на – над – под, справа –
слева, посередине – спереди – сзади, сверху –
снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче,
толще – тоньше.
– Совершенствовать опыт ориентировки в
пространстве, определяя свое местонахождение
среди объектов. Обогащать словесное определение
пространственного расположения объектов.
– Создать условия для проявления
самостоятельности при ориентировке в
пространстве, побуждать использовать схемы.
4.5. Развитие ориентировки во времени
– Расширять представления о
последовательности дней недели.
– Учить называть месяцы года, формировать
представление об определении времени по часам.
Показывать на примере жизненных ситуаций
продолжительность временных отрезков.
– Учить понимать отношение во времени: минута –
час, неделя – месяц, месяц – год. Уточнять
отношения: вчера, сегодня, завтра.
5. Учебный план
5.1. Базисный учебный план
I год обучения 36 занятия
№ п/п |
Программное содержание |
Количество занятий, где данная тема является основной |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
I квартал |
|
Итого: |
12 |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
II квартал |
|
Итого: |
12 |
|
1. 2. 3. |
III квартал |
|
Итого: |
12 |
5.2. Базисный учебный план.
II год обучения 72 занятия.
№ п/п |
Программное содержание |
Количество занятий, где данная тема является основной |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
I квартал |
|
Итого: |
24 |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
II квартал |
|
Итого: |
24 |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
III квартал |
|
Итого: |
24 |
6. Необходимое оборудование и пособия.
- Специально оборудованное помещение (кабинет);
- Игрушки-персонажи: Бим, Бом, Емеля, Незнайка, Петушок, Мышка, Лягушка, Пятачок, Зайка, Волк.
Материал:
ДЕМОНСТРАЦОННЫЙ |
РАЗДАТОЧНЫЙ |
Наборное полотно Набор геометрических фигур Музыкальные игрушки: телефон, молоток, дудочка, колокольчик, бубен, румба. Флажки разные по
форме и цвету Цифры от 0 до 9 Разные многоугольники Карточки с изображением предметов в количестве от 1 до 10 Игрушка – светофор Картинки с изображением частей суток Два колеса: одно круглое, другое овальное Карточки с изображением прямой и кривой линий, отрезка, луча, замкнутых и незамкнутых линий Игрушки разные по размеру Картинки с изображением многоэтажных домов Шахматная доска Пирамидки разные по размеру Сосуды разные по размеру для измерения сыпучих и жидких тел Набор фигур к «Архимедовой игре» Игра «Уникуб» Таблица Шульца Часы Бытовые весы Гири 1 кг, 2 кг Иллюстрации для составления арифметических задач с изображением озера, вазы для цветов, кормушки для птиц, аквариума, полянки, улицы, корзины |
Наборное полотно Пенал с геометрическими фигурами Счетные палочки Мелкие игрушки: зайчики, лисята, мышата, уточки Цифры
от 0 до 9 Абаки Цветные карандаши Шахматная доска, фигура коня Мерки для измерения длины, ширины, высоты предметов «Ремешки» разные по размеру Перфокарты Карточки для решения задач Детские счеты Мерки для измерения сыпучих и жидких тел: столовая, десертная, чайная ложки Часы Модель часов Картинки для составления арифметических задач |
7. Ожидаемые результаты
– Умеет выделять и сравнивать признаки
различных предметов и явлений с помощью
разнообразных способов обследования.
– Определяет простейшие изменения, связи,
зависимости между объектами по форме, величине
составу (часть – целое), количеству,
пространственному расположению (на предметном и
числовом уровне).
– Знает последовательность первых десяти чисел
и место каждого числа в порядке натурального
ряда.
– Различает количественный и порядковый счет в
пределах десяти.
– Умеет для каждого числа называть предыдущее и
следующее за ним число, продолжать счет, как в
прямом, так и в обратном порядке от любого
заданного числа.
– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду
числа (в пределах десяти).
– Знает состав чисел первого десятка из двух
меньших чисел и отдельных единиц.
– Умеет различать и читать печатные цифры,
соотносить их с соответствующим множеством
предметов, заданных с помощью числовых фигур и
предметных картинок или количеством звуков.
– Составляет и решает задачи в одно действие на
сложение и вычитание, пользуясь арифметическими
знаками действий.
– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.
– Умеет измерять и сравнивать предметы по
величине (длине, ширине, высоте) с помощью
условной мерки.
– Имеет представление о разнообразии
общепринятых способов измерения. Осуществляет
сериацию предметов по величине. Правильно
называет элементарные геометрические фигуры
(вершина, сторона, угол).
– Умеет распознавать круг, треугольник,
четырехугольник (квадрат, прямоугольник).
– Имеет представление о многоугольнике.
Понимает геометрические понятия: линия, точка,
прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой,
острый, тупой).
– Знает горизонтальные, вертикальные линии.
Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.
– Определяет свое местонахождение среди
окружающих объектов. Умеет ориентироваться в
пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади,
перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе
бумаги.
– Понимает относительность пространственных
ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа
от, над, под).
– Воспроизводит предлагаемые графические
образцы.
– Понимает словесные инструкции взрослого и
действует в соответствии с ними.
– Знает последовательность дней недели, месяцев
года.
– Имеет представление об определении времени по
часам. Понимает отношение во времени: минута –
час, неделя – месяц, месяц – год.
– Использует полученные знания в быту, игре, при
конструировании и в других видах деятельности.
– Проявляет интерес к математическим играм.
Список литературы, использованной при составлении программы, разработке конспектов занятий и рабочих листов.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. 1987 г.
- Школа 2100. Программа подготовки дошкольников по математике. Л.Г.Петерсон.
- Раз – ступенька, два – ступенька… Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.
- Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
- Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В.Г.Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.
- Математика для малышей. Тетрадь №1, тетрадь №2, тетрадь №3. Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова. М: 1994 г.
- Математика для малышей. А.Н.Харченко. Краснодар: 1995 г.
- Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.
- Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г.
- И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.
- Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
- Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. М: 1999 г.
- Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.
- Математика – это интересно. Рабочая тетрадь 5 – 6 лет. Рабочая тетрадь 6 – 7 лет. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. Акцидент: 1998 г.
- Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
- Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
- Математическая тетрадь для дошкольников. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. М: 1992 г.
- Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.