Приемы, используемые на занятиях по развитию речи в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей.

Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих.(3) Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом.

Усилия по развитию связной речи в Дошкольном образовательном учреждении осуществляются посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это организация образовательных ситуаций, ситуации общения, занятия.(3) Воспитатели организуют образовательные ситуации – это рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы о животных, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию можно организовать в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию можно повторить несколько раз с разными детьми. Длится она несколько минут в зависимости от возраста детей.

Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагогу важно увидеть и поддержать эту ситуацию. Необходимо уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.(4) Любое общение воспитателя с одним ребенком или несколькими детьми должно решать образовательную задачу.

Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. Начинается занятие с создания проблемной ситуации, с загадки и т.п. Затем идет актуализация и накопление знаний по теме (рассматривание предмета, картинки, рассказ или чтение, обследовательская деятельность). Следующим этапом идет обучение речевой форме, здесь можно использовать такие приемы, как план или образец рассказа, схема, вопросы, пример литературных образцов речи. Заканчивается занятие упражнениями в освоении речевой формы: это детские высказывания, рассказы, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения. При этом необходимо проговорить результаты занятия, намечая задачи для дальнейшей индивидуальной работы с детьми.

Эффективность занятия во многом определяется умением воспитателя заинтересовать детей, т.е. умением подобрать такие игры и упражнения, которые бы решали определенные образовательные задачи. Однако, многие, особенно начинающие воспитатели, затрудняются в выборе приемов работы к занятию. Предлагаемая памятка поможет воспитателям выбрать необходимые приемы при подготовке к занятиям по развитию связной речи.

Вашему вниманию представлены основные приемы, используемые на занятиях по составлению рассказов об игрушках и предметах, рассказыванию по картине и серии картин, по пересказу, составлению рассказов из личного опыта и на заданную тему. Знак “ + ” обозначает, в какой части занятия возможно использование данного приема (в вводной части (В.О.), основной части (О.Ч.) или же в заключительной части занятия (З.Ч.)).

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  Пересказ Рассказы по игрушке, предмету. Рассказы по серии картин и картине. Рассказы из личного опыта. Рассказ на заданную тему.
Приемы работы В.ч. О.ч. З.ч. В.ч. О.ч. З.ч. В.ч О.ч. З.ч. В.ч. О.ч. З.ч. В.ч. О.ч. З.ч..
Вводная беседа о событиях, предшествующих изображению на картине или в

рассказе.

*Загадка, потешка, песенка, прибаутка.

*Демонстрация картины, иллюстрации.

*Беседа по тексту, картине.

*Чтение рассказа, отрывка; рассказывание текста.

*Уточнение слов, словосочетаний.

*Проигрывание диалогов.

*Подбор названий к картине, к своему рассказу и т.п.

*Подбор слов, обозначающих действие, н – р, листья – шумят, шелестят, шепчутся, …

*Подбор слов – определений, н – р, листья – осенние, разноцветные, красивые,

опавшие, …

*Подбор существительных к прилагательному,

н – р, синее – море, небо, платье, василек, …

*Подбор родственных слов, н – р, лиса – лисонька, лисичка, лиска..

*Подбор синонимов к слову, н – р, думать – размышлять, соображать, …

*Подбор антонимов к словам

*Выбери правильный ответ.

*Закончи предложение.

*Вопросы воспитателя:

- по названию, соответствие названия содержанию;

- на точность воспроизведения содержания, действий персонажей;

- на характеристику персонажей;

- на установление причинно – следственных связей (Почему? Отчего? Зачем?);

- на выразительность художественных средств произведения (как автор рассказал о

…);

- на выделение главной мысли произведения;

- на определение последовательности событий (что было до …, после …, чем

кончилось …?)

- на объяснение отдельных слов.

*Ребенок сам задает вопросы.

*Я начну, а ты закончи предложение.

*Кто больше увидит, н – р, предметов красного цвета, птиц,…

*Кто лучше запомнит? Картина переворачивается и дети вспоминают, что делают

объекты.

*Угадай-ка. Часть картины закрывается, а дети вспоминают изображенное.

*Обыгрывание картины, рассказа.

*Драматизация.

*Сравнение персонажей, объектов.

*Указания.

*Четкая формулировка учебной задачи.

*План пересказа.

*Речевой пример начала рассказа взрослым.

*Пересказ по цепочке, переход от одного действия к другому (н – р, сказка

“Колобок”).

*Рассказ одного ребенка, дополняет или иллюстрирует другой ребенок, подбирая

картинки к данному рассказу.

*Веерный пересказ, н – р,

    Белка                живет в дупле,

                            пушистая,

                            грызет орехи.

 

Заяц                     пошел куда – то,

                            встретил кого – то,

                            испугался кого – то.

*Пересказ с опорой на картинку, схему.

*Устный план рассказа.

*Пересказ рассказа совместно со взрослым.

*Отраженный пересказ.

*Выборочный пересказ.

*Рассказы без опоры на наглядный материал.

*Рассказ по образцу, аналогии.

*Образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой.

*Воспитатель рассказывает, а дети раскладывают картинки – схемы.

*Затем картинки переворачиваются, а дети восстанавливают рассказ по памяти.

*Из набора картин убрать несоответствующую картинку.

*Из набора картин открыта только одна, ребенок должен вспомнить, что было до изображенного и после. Можно открыть первую и последнюю и в процессе рассказа открывать последовательно все картинки.

*Составление писем.

*Рассказ по частям.

*Рассказ от первого лица.

*Придумать продолжение истории.

*Придумать завершение рассказа.

*Рисование после пересказа.

*Трансформация произведения.

*Письмо – обращение к герою, где есть подсказка.

*Введение нового персонажа, который мог бы изменить сюжет.

*Изменение действующих лиц, времени и места события.

*Оценка пересказа / рассказа.

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

Таким образом, только в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных высказываний. Основываясь на полученных умениях, они имеют возможность донести свою мысль до своего собеседника и быть понятым им. Тем самым ребенок удовлетворяет потребность в обмене впечатлениями, чувствами, мыслями, потребность в общении и контакте с другими людьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Учебное пособие для студентов дефектологического факультета. - М., 1995.
2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
3. Сомкова О. Развиваем речь детей. // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Сохина Ф.А. – М., Просвещение. 1984.
5. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №3.
6. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М., Айрис Пресс. 2004.