Героико-патриотическая тема на уроках музыки

Разделы: Музыка


В поле зрения будут находиться прежде всего произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа.

То, что учащиеся к 1-у классу готовы к восприятию столь серьёзной темы, не вызывает сомнений. В музыке, хорошо известной каждому школьнику, нередко встречаются такие произведения, содержанием которых является героико-патриотическая тема. Вопрос лишь в том, в какой степени усваиваются учащимися эти произведения.

В прошлом учебном году я побывала с беседой в одном из детских садов посёлка Мурмаши. Разговаривая с дошколятами 6–7 лет в день Защитника Отечества, я поинтересовалась, какие песни о нашей армии, о солдатах, которые защищали нас в годы войны, они знают. Я услышала от детей, что им хорошо знакомы такие песни, как «Там вдали, за рекой», «Катюша», «Орлёнок», «День Победы». Они пытались даже их напевать. Некоторые смогли назвать песни «Дан приказ», «Огонёк», «Три танкиста». А одна девочка песню «Священная война» назвала гимном Великой Отечественной войны. А вот другой мальчик этого же возраста мне сказал главную мысль этой песни «Идёт война народная…»

Так как названные песни в детском саду не могли разучиваться, «узнавание» их свидетельствует о том, что дети довольно чутко вслушиваются в окружающую жизнь, инстинктивно тянутся к эстетически ценному, что создали и удержали в своей памяти старшие поколения советских людей, и героические образы им по-своему близки и понятны. Разумеется, о глубоком воспитательном эффекте речи пока нет. Поверхностное знакомство детей с произведениями искусства, в данном случае с упомянутыми произведениями, ещё не обеспечивает само по себе необходимого нравственного воздействия.

Каким же образом осуществляется «сквозное решение» героико-патриотической темы в программе по музыке?

Уже в 1-м классе, на 2 уроке дети слушают яркий марш, так называемый, «встречный», с которого начинается торжественная церемония военного парада на Красной площади в Москве. Память переносит сразу же детей к картине, которую они видели не раз по телевизору. Услышав в словах учителя гордость за нашу непобедимую Армию, они, конечно, разделят эту радость.

На протяжении всего курса музыкальных занятий учащиеся будут встречаться с образами героическими, с произведениями, посвящёнными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу.

Очень полезным в познавательном отношении и по нравственно-воспитательному эффекту оказалось включение в программу во 2-м и 4-м классах арии Ивана Сусанина из оперы выдающегося русского композитора М.И.Глинки «Иван Сусанин». Содержание оперы и сцены в лесу, где Сусанин совершил свой героический подвиг, очень лаконично и выразительно усваивается учащимися. Дети с большой заинтересованностью чувствуют красоту и скорбно-мужественный характер гениальной мелодии, передающей глубокие переживания героя, неотразимо действуют на души ребят. И здесь очень важно, чтобы учитель обратил их внимание на то, как музыкальная драматургия предсмертной арии Ивана Сусанина воплощает своеобразную «диалектику» самого его подвига. Песенная, свободно льющаяся мелодия, постепенно становится всё более взволнованной и после драматически звучащих слов «Ах, страшно тяжело…» вдруг застывает, и на одной трагической ноте Иван Сусанин договаривает: «…на пытке умирать».

Но нравственная сила подвига в том и состоит, что человек, подобный Ивану Сусанину, способен превозмочь страх смерти. Для него нет другого выбора. Он выбрал спасение Москвы, пусть даже самой страшной ценой – ценою собственной жизни…

Знание жизненной основы произведения, слушание его и участие в исполнении создают необходимую полноту его восприятия, и этим достигается наибольшее воспитательное воздействие.

В своих высказываниях один ученик мне сказал: «Когда я слушаю арию Ивана Сусанина, я всех так жалею, ведь им не хотелось умирать, а они погибли ради Родины. Если бы был жив Иван Сусанин, он бы нас научил храбрости и мужеству». А другой ученик, Алёша Сиротенко, даже заплакал. Он переживал вместе с Иваном Сусаниным.

А вот другой пример. Одна ученица, Саша Олькина, придя на урок музыки, сказала: «Я слушала по телеканалу «Культура» оперу «Иван Сусанин». Опера шла долго. И когда я легла спать, у меня на глазах были слёзы. Моя мама спросила, почему у меня на глазах слёзы. Я не могла сразу ей ответить. У меня в горле стоял какой-то ком, он мешал мне что-либо сказать. Затем я спросила у мамы: «А Ивану Сусанину могли бы в наше время дать Героя России?» И мама кивнула мне одобрительно головой. И я решила узнать, как же все узнали о Сусанине? И ещё, я представила себе, как обрадовался бы Михаил Иванович Глинка, узнав, что через полтора столетия я буду плакать от жалости, гордости к этому человеку. Это ли не награда!»

В 3-м и 4-м классах (по программе Г.С.Ригиной), знакомясь с характерными чертами русской народной музыки, мы вновь соприкасаемся с музыкой из оперы «Иван Сусанин», слушая хор «Славься» из этой оперы. Ребята расширяют свои представления об этой опере и на драматическом контрасте этих двух главных кульминаций оперы – трагической и победной – ещё глубже чувствуют величие подвига русского крестьянина из села Домнино во имя спасения Москвы.

В 5-м и 7-м классах (по обновлённой программе Д.Б.Кабалевского) дети слушают арию Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир». Учащиеся сравнивают эти две арии, в которых герои размышляют о судьбах Родины, спасения Москвы, и их глубокое различие:

  • мужественная скорбь крестьянина, идущего на гибель;
  • мужество полководца, готового вести войска в бой и уверенного в окончательной победе над врагом.

В арии Кутузова очень важно понять драматизм происходящего, почувствовать эти «невидимые миру слёзы» души, обнаруживаемые музыкой, когда диатонический распевный мажор I части арии сменяется тревожными хроматизмами минора средней части.

В уроки музыки включаются различные героико-патриотические произведения, которые можно условно сгруппировать по тем или иным содержательным признакам. Наиболее крупными из них по удельному весу в программе – это героическая тема в классической музыке, тема революции и гражданской войны, тема Великой Отечественной войны, тема борьбы за мир. Героические образы в классической музыке по праву открывают для учащихся Пятая симфония Л.Бетховена во 2-м классе. Дети осознают, что такое героическое звучание в музыке, подводимые к этому через мужественные образы главной интонации.

Мотивы героической борьбы, составляющие основу всего творчества Бетховена, входят в сознание и сердце ребят также и через рассказ чешского писателя –антифашиста Юлиуса Фучика, укреплявшего в гитлеровском застенке дух товарищей ритмическим «мотивом» из той же симфонии Бетховена, и через героико-драматические увертюры «Эгмонт» и «Кориолан» в 7-м классе (по программе Кабалевского).

Перед прослушиванием в 7-м классе увертюры Бетховена я предложила ребятам определить, какие образы они услышали в музыке, и описать их характер.

Вот что высказал один ученик: «Я думаю, что это была музыка Бетховена. Это ведь образ борьбы. Сначала она звучит еле заметно, потом постепенно набирает силу и кончается торжеством победы». А ученица Бойкова Ксения сказала: «А я уверена, что это Бетховен. Музыка ведь здесь суровая, тяжёлая, мрачная и решительная в средней части. А в конце – победа. Здесь 2 образа: образ счастья и борьбы за это счастье». А Дима Хмелёв ответил: «А я увидел образ прошлого и образ настоящего. Но образ настоящего светлый. Автор музыки обдумывает прошлое и думает о будущем. Это может быть только Бетховен».

К названной теме также относятся и прослушанные на уроках музыки I часть «Богатырской» симфонии А.П.Бородина (5-й класс по программе Кабалевского) и части из произведений советской музыкальной классики – кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева и симфоний Д.Шостаковича (3-й и 4-й классы по программе Г.С.Ригиной) и (5 и 7-й классы по обновлённой программе Кабалевского).

Тема революции и гражданской войны представлена в программе очень полно и в разных музыкальных жанрах. Здесь и хоровые поэмы Д.Шостаковича, и «Набат» – финал его 11 симфонии («1905 год») – 5-й класс по программе Кабалевского, части из кантаты и сцена из оперы «В бурю» Т.Н.Хренникова, «Маленький реквием» Кабалевского (4-й класс) и, конечно, песни революции, гражданской войны: «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «По долинам и по взгорьям», «Марш Будённого» Д.Покрасса, «Орлёнок» В.Белого, «Песня о тачанке» К.Листова, «Песня о Щорсе» М.Блантера (5-й класс по программе Кабалевского).

Не меньше включено в школьную программу произведений героико-патриотического содержания, посвящённых теме Великой Отечественной войны, теме великого подвига, совершённого советским народом в смертельной битве с фашизмом. В VI классе (по программе Кабалевского) звучат отрывки из опер С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», Д.Кабалевского «Семья Тараса», К.Молчанова «А зори здесь тихие», песня «Священная война», «Песня о Днепре», «Баллада о солдате», «Алёша» Э.Колмановского, «День Победы» Д.Тухманова.

Перечисленные произведения дают большой простор учителю для раскрытия патриотических идей в музыке. Важно, чтобы учащиеся усвоили, что и в русской классической, и в современной советской музыке самое главное, самое существенное то, что она всегда отражала и отражает идеи обороны, а не нападения, и что в ней не найти даже намёка на какую-либо «агрессивность». Эту мысль учитель должен всеми доступными ему средствами – выразительным словом и исполнением, демонстрацией слайдов, иллюстраций ИЗО, примерами из литературы – донести до сознания и сердца учащихся.

Воспитанию патриотов-интернационалистов содействуют сочинения, посвящённые борьбе народов мира. На уроках ребята знакомятся с произведениями авторов из разных стран, не только талантливых музыкантов, но и мужественных борцов. Это американец Пит Сигер и Дин Рид (8-й класс по программе Кабалевского), Микис Теодоракис (6-й класс та же программа) и т.д.

А разве произведения о Родине, о родной природе, своём крае не являются неотъемлемой частью воспитания у человека патриотического чувства, которое исподволь готовит его к совершению подвига во имя защиты всего дорогого на Земле (1, 2, 3-й классы по программе Критской).

Как органично связаны здесь тема природы и чувство гордости за свою Родину (1, 2, 3, 4-й классы по программе Ригиной).

В заключение своего выступления я хочу подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание находит себе прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим, что и как защищаем, как поддерживаем идеи свободы, справедливости и торжества мира. Такой подход может послужить верным компасом учителю в его учебной и воспитательной работе с детьми на благородном и благодарном материале героико-патриотической музыке.

Обо всём этом в поэтической и музыкальной форме прекрасно сказано в песне В.Баснера на стихи М.Матусовского «С чего начинается Родина?..»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…

  1. Идеи патриотизма и интернационализма в школьном курсе по музыке.
  2. Готовность учащихся с начальной школы к серьёзному восприятию столь сложной темы.
  3. Беседы с будущими первоклассниками о защитниках нашей Родины, о солдатах, которые защищали нас в грозные годы войны, песнях, написанных о нашей доблестной армии.
  4. Близость героических образов молодому поколению людей.
  5. «Сквозное решение» героико-патриотической темы в программе по музыке.
  6. Встреча с героическими образами, произведениями, посвящёнными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу.
  7. Правда и красота , глубокие переживания героя из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и воздействие этих качеств на души учащихся.
  8. Высказывание детей о подвиге Ивана Сусанина.
  9. Расширение и углубление представлений об опере «Иван Сусанин» в программе Г.С.Ригиной в III и IV классах.
  10. Сравнительный анализ 2-х арий: арии Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» и арии Сусанина из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
  11. Деление героико-патриотических произведений на условные группы.
  12. Мотивы героической борьбы в творчестве Бетховена.
  13. Высказывания учащихся о музыке борьбы в творчестве Бетховена.
  14. Героические произведения в творчестве русских и советских композиторов на примере «Богатырской» симфонии А.П.Бородина и кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
  15. Представление темы революции и гражданской войны в программе Д.Б.Кабалевского.
  16. Тема великого подвига, совершённого советским народом в годы Великой Отечественной войны.
  17. Раскрытие патриотических идей в музыке – большой простор для педагога.
  18. Знакомство с произведениями авторов из разных стран мира и борцами за мир во всём мире.
  19. Тема Родины, родной природы, малой родины – неотъемлемая часть воспитания у учащихся патриотического чувства.
  20. Героико-патриотическое воспитание находит прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины.

Урок № 7. Тема урока: «Музы не молчали»

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

  • Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
  • Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
  • Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: урок-объяснение.

Вид урока: урок-историческое путешествие.

Информационно-методическое обеспечение: аудиокассеты, грамзаписи, методические пособия, иллюстрации, хрестоматия, учебник-тетрадь.

Содержание:

  • «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
  • «Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина;
  • «Учил Суворов» музыка А.Новикова;
  • «Песня о бумажном кораблике» Б.Окуджава.

Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.

Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.

Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?

Прогнозируемый результат:

  • Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
  • Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
  • Раскрыть образы русских героев-воинов.

Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети входят в класс под музыку одной из военных песен. Учитель приветствует учащихся. И говорит им о том, что они будут делать на этом уроке.

II. Вступительное слово учителя

– Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.
– И сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве. (учащимся необходимо показать разворот учебника-тетради. А тема там такая «МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ»).
Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?

Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.

III.

Разучивание песен: «Солдатушки, бравы ребятушки»

  • Показ песни.
  • Беседа об истории создания этого произведения.
  • В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.
  • Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.
  • О чём эта песня?
  • Современная ли эта песня или старинная?

Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина.

  • О каких событиях повествуется в данной песне?
  • В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?

Песня «Учил суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова.

  • Памятник какому полководцу мы видим в нашем учебнике-тетради?
  • Чему учил этот великий русский полководец?

Ученики 1 класса рассказывают дополнительный материал, который они самостоятельно нашли в библиотеке, со слов родителей, учителя начальных классов.
– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью.
Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

Исполнение песни «Учил суворов»:

  • всем классом;
  • по группам;
  • с солистами.

«Песенка о бумажном кораблике» Б.Окуджавы.

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии.

IV. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина

– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра.
В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».

– Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии.

Вопросы для общения:

– Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название?
– Каков характер музыки этой темы?
– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?

Впечатление тяжёлой поступи возникает у нас благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.
(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):

– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

V. Домашнее задание: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.