Эссе "Верую в Человека, Музыку и Любовь"

Разделы: Музыка


Сколько помнят себя люди, всегда среди них был Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в руках бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра. “Чти Учителя, как Бога”, - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. В наше время учитель стал доступнее, земнее. Профессия – менее престижной. Но не изменилось его призвание – сеять разумное, доброе, вечное.

По мнению К.Д.Ушинского, педагогика – не наука, а искусство: самое сложное, высокое, самое необходимое; оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не постижимому: к идеалу совершенного человека.

Наверное, ради этого вот уже 17 лет каждое утро я спешу в школу. Что день грядущий мне готовит, какая музыка сегодня зазвучит в моей судьбе? Музыка светлой радости и фантастического счастья, как у “солнечного” Моцарта или мелодия беззвучно льющихся слёз и страдающего сердца, как у Глинки, а может быть, симфония мужества, огня и победы, как у Бетховена.

И снова в путь - познавать мир сердцем, отправляясь по дорожке чёрно-белых клавиш за святой истиной, наслаждаться родниковой чистотой прекрасных голосов, наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они превратятся в яркий, великолепный, благоухающий букет. Это моё предназначение и учительское счастье.

Мечта – стать учителем – жила во мне с детства. Помню, как мама рассказывала, что, будучи девятимесячным ребёнком, вела я чинную беседу с соседскими бабушками. А те удивлялись: “Маленькая, а говорит так чисто, складно да разумно – настоящий учитель”. Мои родители – дети войны, не получившие образования, всегда с большим уважением относились к учителю. Бог и Учитель были превыше всего в нашей семье.

Волшебной сказкой пролетели чудесные школьные годы, а любимые преподаватели стали кумирами на всю жизнь. Это они привели меня в профессию, навсегда связав мою судьбу с миром детства. Уметь интересно и эмоционально рассказывать о музыке, петь и танцевать, сочинять стихи и смешные сценки для конкурсов КВН, создавать творческие проекты и заниматься исследовательской деятельностью со своими учениками, а главное, быть активной и любознательной, искренней и справедливой, трудолюбивой и оригинальной – всё лучшее во мне от их усилий.

Звенит звонок, и начинается волшебный урок искусства. Мой урок. Иду к детям и как молитву твержу слова Августина Блаженного: “В главном – единство, в спорном - свобода, во всём - любовь”. Приветливая улыбка, доброе слово и прекрасная мелодия настраивают ребят на иной лад восприятия жизни, более возвышенный, поэтичный, благородный. Здесь сбываются мечты о чистой любви, о подвигах, доблести и славе, торжестве добра над злом. Ведь именно к этому, пусть подсознательно, тянется светлая детская душа.

В.Шекспир утверждал:
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабёж, измену, подлость.
Не верь такому!

Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей, но и оказывает на них сильнейшее воздействие.

Слушаем “Балет невылупившихся птенцов” М.П.Мусоргского. А за партами, как по команде, загораются озорные огоньки лучистых глаз моих учеников. Смешные, трогательные птички, едва родившись, пытаются встать на ноги, проявить свой характер, создать неповторимый, самый красивый в мире танец. Как же они похожи на современных учеников, барахтающихся в океане свободы и собственных амбиций, то и дело сбивающихся с нужного курса и непонимающих, что без помощи Педагогов им никогда не станцевать великолепный танец своей судьбы.

Сколько волнения, потрясения и восторга в глазах детей, погружённых в 5-ую симфонию Бетховена. Вот она музыка несгибаемого великого Титана, способного вступить в спор с самой судьбой и победить её. Разве это не урок жизни?

Не передать словами, что творится в сердцах юных слушателей, когда под музыку К.Сен – Санса танцует Галина Уланова умирающего “Лебедя”. Стихли звуки мелодии, пауза… “Она в самом деле умерла”,- сквозь слёзы доносится с последней парты детский шёпот. Поверили, пережили, почувствовали боль, возможно, с этого дня станут бережнее к окружающему миру относиться, красоту ценить будут.

Прикоснуться к великому искусству, слушая потрясающую музыку, размышляя о ней и передавая образы в красках и художественно-поэтическом слове, исполняя нежную лирическую или озорную задорную песню, чувствуя душу музыкальных инструментов, импровизируя со звуком, - ни с чем не сравнимое счастье, которое возможно пережить на уроке музыки.

Музыка открывает человеку разнообразный удивительный мир и самого себя в этом мире. Мой предмет – это полёт творческой мысли, фантазии, таланта, духовного совершенства, урок Воспитания Личности.

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.

Жизнь большинства моих учеников не будет связана с музыкой как профессией. В каждом из них разовьются те способности, которыми наградила мудрая природа. Но я верю, что в их душах всегда будет звучать настоящая музыка, не ожесточатся сердца и открытыми останутся для милосердия и сострадания, а умение образно мыслить поможет познать философию жизни и приведёт к великим откровениям.

“Спасите наши души!” - этот крик о помощи не слышат взрослые, занятые важными проблемами. А ведь дети так часто не могут понять, что происходит с их внутренним миром, и снова стена равнодушия отдаляет нас друг от друга.

В современной жизни много перемен: сменились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материальному благополучию. Расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа человеческая по-прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати – бесконечной, мудрой, вечной Музыке, от которой так хочется Жить.