Пояснительная записка.
Курс “Решение текстовых задач” входит в образовательную область “Математика” и рассчитан на учащихся девятых классов. Данный курс, как никакой другой, способствует развитию у учащихся основ современного мышления, учит их мыслить, что дает им возможность самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации, самоопределиться в выборе профессии. Программа курса рассчитана на 17 часов.
Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Поэтому обучению решения задач в школьном курсе математики уделяется много внимания, но до сих пор, пожалуй, единственным методом такого обучения были показ способов решения определенных видов задач и практика по овладению ими. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и, пожалуй, трудной части решения задач. Для того чтобы научиться решать задачи надо не просто увеличить количество решенных задач, а необходимо научиться плавному подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение - как объект конструирования и изобретения.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, поэтому актуальность курса заключается в том, что здесь шире рассматриваются задачи на составление уравнений и систем уравнений, предлагаемые школьной программой. В данном курсе показаны методы и алгоритмы решения основных типов текстовых задач, встречающихся на итоговой аттестации в школе и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения; продемонстрированы принципы подходов к решению задач и структура процесса решения задач, на что не уделяется внимание при решении задач на уроках математике в школе.
Цель курса:
-формировать представления о математике как средстве модулирования явлений и процессов;
-развивать логическое мышление, математическую интуицию, творческие способности, необходимые для применения их в дальнейшей будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
-углубить знания учащихся по теме
“Решение задач на составление уравнений и
систем уравнений”;
-формировать умение решать задачи на движение,
торгово-денежные отношения, на работу и
производительность труда, на проценты и
отношения, на смеси и сплавы;
-развивать логическое мышление учащихся;
-развивать и совершенствовать навыки
самообразования, направленные на выполнение
творческих работ, на самостоятельное
составление задач.
В процессе реализации программы предлагается применять следующие формы обучения: лекции, практические и самостоятельные работы, семинарские занятия.
Для достижения цели курса можно использовать следующие методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, практико-ориентированный.
Учащиеся должны успеть:
-классифицировать задачи;
-составлять схематичную запись задачи;
-использовать чертеж для схематичной записи
задачи;
-составлять уравнение и системы уравнений в ходе
решения задач на движение, на работу и
производительность труда, на проценты и
отношения, на смеси и сплавы;
-формулировать ответ задачи;
-анализировать задачи и их решение,
самостоятельно составлять задачи.
Необходимо сформировать навыки:
-умения решать задачи, используя
структуру процесса решения задачи;
-практической и самостоятельной работы;
-работы с научной и дополнительной литературой.
Содержание программы
Тема №1. Введение. Структура решения задач.
Структура процесса решения задач. Условие и требование задачи. Схематическая запись задачи. Анализ и исследование задачи.
Входящий контроль.
Лекция.
Тема №2. Задачи на движение.
Равномерное движение по прямой. Движение по
течению реки и против течения реки. Скорость,
время, расстояние.
Решение задач на равномерное движение.
Уравнение, система уравнений.
Лекция.
Практическая работа.
Тема №3. Задачи на работу и производительность труда.
Время, в течение которого производится работа. Производительность, собственная работа. Уравнение A=N*T. Решение задач.
Лекция.
Практическая работа.
Самостоятельная работа (промежуточный контроль).
Тема №4. Задачи на проценты и отношения.
Процент. Отношение. Нахождение числа по его части, нахождение части числа. Абсолютный прирост величины. Относительный прирост величины. Процентный прирост величины. Решение задач.
Лекция.
Практическая работа.
Тема №5. Задачи на смеси и сплавы.
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объемная концентрация вещества. Решение задач.
Лекция.
Практическая работа.
Тема №6. Итоговый контроль в виде контрольной работы.
Самостоятельная работа.
Тема №7. Обобщающее занятие по теме: Задачи на движение. Задачи на работу и производительность труда. Задачи на проценты и отношение. Задачи на смеси и сплавы.
Семинар.
Литература
1. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Москва “ИЛЕКСА”, 2001 г.
2. А.Р. Рязановский, Е.А. Зайцев. Дополнительные материалы к уроку математики 5-11 классы. Москва. “Дрофа”, 2001 г.
3. Ф.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Экельман. Система тренировочных задач и упражнений по математике. Москва “Просвещение”, 2001 г.
4. М.Н. Сканави, В.К. Егерев, В.В. Зайцев и др., 2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы. Москва “ОНИКС 21 век”, “Мир и образование”, 2002 г.
5. Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. Как научиться решать задачи. Москва “Просвещение”, 1984 г.
6. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский. Справочное пособие по методам решение задач по математике. Москва “Просвещение”, 1983 г.
7. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика. Справочник для старшеклассников, поступающих в вузы. Москва “АСТ-ПРЕСС”, 2001 г.
№ |
Разделы темы |
Кол-во часов |
В том числе |
Основные понятия |
Сформированные ЗУН |
Методические приемы |
Формы подведения итогов по тематике |
Ожидаемый результат |
|
теория |
практ. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I |
Введение Структура решения задач. Входящий контроль. |
1 |
1 |
Этапы решения задач. Условие и требование задачи. Схематическая запись задачи. Исследование задачи. | Знать этапы процесса решения задач. | Лекция. | Входящий контроль. | Усвоить теоретический материал по структуре решения задач. | |
II |
Задачи на движение | 3 |
|||||||
1 |
Равномерное движение по прямой. Задачи с одним неизвестным | 1 |
Равномерное движение. Скорость, время и расстояние. Неизвестная величина. Собственная скорость. Скорость по течению реки и против течения реки. | Знать этапы решения задач, основные понятия. Уметь анализировать задачи, составлять схематическую запись задачи, составлять уравнение к задаче и решать его, записывать правильно ответ к задаче. Навык составления уравнения к задаче и решение его. | Мини лекция, практическая работа. | Уметь решать задачи на движение с одним неизвестным | |||
2 |
Равномерное движение по прямой. Задачи с двумя неизвестными. | ---------------------------- |
Знать этапы решения задач, основные понятия. Уметь анализировать задачи, составлять схематическую запись задачи, выбирать неизвестные (чаще S и V). | Практическая работа. | Уметь выделять неизвестные. Решать задачи через составления системы уравнения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3 | Решение задач | 1 |
--------------------------- | Составлять систему уравнений и решать ее. Навык анализа задач; составление системы уравнения, и ее решение. Знать этапы решения задач на движение, основные понятия. Уметь анализировать задачи, составлять схематическую запись решения задач, составлять уравнение и системы уравнений, решать их. Навык поэтапного решения задач на движение, самостоятельной работы с литературой | Практическая работа. | Анализ решения задач, самостоятельное решение задач, составление задач на движение . | Уметь решать задачи на движение с одной и двумя неизвестными | ||
III |
Задачи на работу и производительность труда. | 4 | |||||||
1,2 | Задачи на работу и производительность труда. | 2 |
Время, в течение которого производиться работа- t; производительность (N)-работа, проведенная в единицу времени, собственная работа (A)-работа, выполненная за время t. Уравнение A=N*t | Знать виды задач на производительность труда и работу, формулу A=N*t. Уметь составлять схематическую запись задачи при анализе задачи, составлять систему уравнения и решать ее. Навык анализа задачи, составления системы уравнения и решать ее. | Мини лекция, практическая работа. | Уметь решать задачи на производительность труда и на работу с помощью системы уравнения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3,4 | Решение задач. Промежуточный контроль. |
1 |
---------------------------- | -------------------------------- | Практическая работа, самостоятельная работа. | Промежуточный контроль. | + решить самостоятел. предложенные задачи в ходе выполнения промежуточ. Контрольной работы | ||
IV |
Задачи на проценты и отношения. | 3 |
|||||||
1 | Задачи на проценты и отношения. | 1 |
Процент. Отношения. Нахождения числа по его части. Нахождение части числа. | Знать понятия процента; отношения; принцип нахождения части числа и числа по его части. Уметь находить число по его части, части числа, применять эти понятия при составлении уравнения, решать уравнения. Навык решения задач с помощью уравнения. | Практическая работа. | Уметь решать задачи на проценты и отношения. | |||
2 |
Задачи на процентный прирост. | 1 |
Процент. Абсолютный прирост величины. Относительный прирост величины. Процентный прирост величины. | Знать понятия процента; абсолютного, относительного и процентного прироста величины. Уметь решать задачи на процентный прирост с помощью уравнения. Навык решения задач на процентный прирост. | Мини лекция, практическая работа. | Уметь решать задачи на процентный прирост. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3 | Решение задач. | 1 |
Процент. Отношения.
|
Знать понятия процента, отношения,
отношения; абсолютного, относительного и
процентного прироста величины. Уметь решать
задачи на проценты, процентный прирост;
анализировать решение задачи. Навык решения
задач, самостоятельной работы.
|
Практическая работа. | Самостоятельное решение задач, анализ решения. | Уметь решать задачи на проценты, отношение, процентный прирост. | ||
V |
Задачи на смеси и сплавы | 4 |
|||||||
1,2 | Задачи на смеси и сплавы. | 2 |
Масса смеси. Массовая концентрация
вещества. Процентное содержание вещества. Объемная концентрация вещества. |
Знать понятия массовой концентрации, процентного содержания вещества. Уметь применять данные понятия при решении задач. | Мини лекция, практическая работа. | Уметь решать задачи на смеси и сплавы. | |||
3,4 |
Решение задач. | 2 |
---------------------------- | Навык решения задач, самостоятельной работы. | Практическая работа. | Уметь решать задачи на смеси и сплавы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
VI | Контрольная работа. Итоговый контроль. |
1 | 1 | Знать типы рассмотренных задач. Уметь решать задачи на равномерное движение, работу и производительность труда, проценты и отношения, смеси и сплавы | Самостоятельная работа. | Итоговый контроль. | Решить предложенную работу. | ||
VII | Обобщающее занятие по теме. | 1 | 1 |
Знать типы рассмотренных задач. Уметь самостоятельно решать данные задачи; составлять простейшие задачи данных типов; пользоваться дополнительной литературой. Навык решения задач; самостоятельной работы с дополнительной литературой. | Семинар. | Защита задач, составленных учащимися самостоятельно. | Уметь решать задачи; самостоятельно составлять простейшие задачи. |