Актуальность.
Выносливость рассматривается как одно из проявлений двигательной функции и является неотъемлемой частью понятия гармонически развитого человека. Не случайно по этому разработка проблемы выносливости привлекает внимание широкого круга ученых.
Эффект тренировки выносливости во многом зависит от улучшенного подбора средств и методов, способствующих эффективному развитию этого качества у детей и подростков. При этом дифференцированный подход, осуществляемый с учетом различий пола, возраста, степени физического развития и полового созревания, является наиболее правильным на пути достижения наивысшей эффективности физического воспитания в целом у детей школьного возраста. К решению такой актуальной проблемы, как развитие выносливости девочек, находящихся в предпубертатном и пубертатном периодах развития, это имеет прямое отношение.
В связи с тем, что условия быта и трудовой деятельности предъявляют к женскому организму зачастую значительные требования, оптимальное развитие выносливости у девочек и девушек биологически и социально целесообразно.
Рабочая гипотеза.
Предполагается, что применение различных методов при воспитании выносливости у девочек и девушек различного периода полового созревания приносят различный тренировочный эффект.
Научная новизна работы.
Заключается в выборе наиболее эффективных методов развития выносливости у девочек и девушек различной степени их полового созревания применяемых на уроках физической культуры.
Задачи исследования.
1. Провести анализ научно-методической литературы по интересующей нас проблеме.
2. Установить степень эффективности общепринятых для уроков физической культуры методов тренировки выносливости (повторное, и одновременное выполнение упражнений) для девочек подростков разной степени полового созревания.
Цель исследования.
Апробировать методику развития выносливости у девочек 12-16 лет различными методами применительно к уроку физической культуры.
Глава 2. Методы и организация исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
-анализ литературных источников;
-педагогическое контрольное испытание;
-математико-статический анализ.
2.1. Методы исследования.
2.1.1. Анализ литературных источников.
Изучение литературных источников позволило составить представление о состоянии изучаемого вопроса, сформулировать рабочую гипотезу исследования. Всего изучено свыше 60 работ, из них 35 представлены в списке литературы.
2.1.2. Педагогические контрольные испытания.
Для оценки уровня развития выносливости использовался бег на 1000 метров. Измерение времени бега проводилось с помощью электронного секундомера с точностью до 0,01 секунды.
2.1.3. Математико-статический анализ.
Обработка экспериментального материала производилась при помощи программируемого микрокалькулятора “EL” – 512. При анализе экспериментальных данных применялись общепринятые методы математической статистики, описанные в специальной литературе [16].
2.2. Организация исследования.
Для решения задач, стоящих перед исследованием, были сформированы 8 групп по 10 человек в каждой. Девочки 12 – 16 лет были классифицированы как по паспортному возрасту, так и по выраженности вторичных половых признаков и распределены по степени полового созревания; нулевая – отсутствие вторичных половых признаков, первая – начальные стадии развития вторичных половых признаков; вторая – хорошо выражены вторичные половые признаки; третья – наличие менархе.
В педагогическом эксперименте были заняты девочки 5 – 8 классов 26 школы г. Сургута, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Девочки с одинаковой степенью полового созревания не отличались между собой по уровню физического развития и физической подготовленности, все группы были однородны.
В группах, в конце основной части урока проводились специальные упражнения для развития выносливости.
Из числа наиболее приемлемых средств (для девочек) развития выносливости были избраны прыжки со скакалкой. Прыжки со скакалкой занимают значительное место в игровой двигательной деятельности девочек школьного возраста; прыжки со скакалкой легко дозировать с учетом индивидуальных особенностей организма занимающихся. Этот вид упражнений широко применяется в прыжковой подготовке во многих видах спорта.
Из числа общепринятых для уроков физической культуры методов тренировки выносливости экспериментальной проверке было подвергнуто повторное (прерывное) и одномоментное (непрерывное) выполнение упражнений.
В группе А нагрузка выполнялась в одном подходе непрерывно в соответствии с исходно – тренировочной программой.
В группе Б та же нагрузка распределялась на две равные части: отдых между ними составлял одну минуту.
Содержание тренировочной нагрузки. На первом уроке физической культуры – девочки учились выполнять прыжки со скакалкой в темпе 130 – 140 раз в минуту. В дальнейшем девочки группы А выполняли прыжки в течении трех минут в темпе 130 – 140 раз в минуту непрерывно, а девочки групп Б – прерывно по 1 минуте в каждом подходе с минутой отдыха между попытками.
На протяжении всего эксперимента – 3 месяца, объем, и интенсивность изменялись незначительно, исходя из индивидуальных особенностей каждой девочки.
В начале и в конце эксперимента было проведено контрольное испытание в беге на 1000 метров, результаты бега были внесены в протоколы.
Глава 3. Обсуждение полученных результатов.
Многочисленная литература, имеющаяся по вопросу об изменениях различных функций организма в процессе повышения состояния тренированности, показывает, что для оценки развития выносливости можно использовать большое число различных методов, связанных с показателями деятельности центральной нервной системы, желез внутренней секреции, мышц, органов кровообращения, дыхания и выделения, функций газообмена и терморегуляции. Некоторые из них прямым путем определяют состояние ряда функций, имеющих существенное значение для проявления выносливости в тех или иных видах спорта (анаэробные возможности при циклических упражнениях субмаксимальной интенсивности, аэробные возможности при упражнениях большой и умеренной интенсивности и т.д.). Другие методы могут лишь косвенно сигнализировать о состоянии функций нервной системы, обеспечивающих степень выносливости при мышечной работе (скрытый период реакции, сила мышц кисти и др.). Выбор метода исследования обладающий высокой информативностью при определении выносливости в конкретных видах спорта, сломан.
Многие методы исследования функции организма, даже в том случае, если они дают информативные показатели, далеко не всегда возможно использовать в практике.
Таблица 1. Показатели девочек 0 группы в беге на 1000м.
группы |
До эксперимента |
После эксперимента |
Прирост (в сек.) |
|
экспериментальная (группа А) |
x |
374,40 |
328,80 |
45,6 |
(непрерывный, одномоментный) |
9,28 |
8,52 |
||
m |
3,09 |
2,84 |
||
t |
2,69 |
3,17 |
||
p |
<0,05 |
<0,05 |
||
экспериментальная (группа Б) |
x |
361,80 |
357,20 |
4,6 |
(прерывный, повторный) |
10,58 |
22,72 |
||
m |
3,53 |
7,57 |
||
t |
2,69 |
3,17 |
||
p |
<0,05 |
<0,05 |
x – среднее арифметическое.
- среднее квадратическое отклонение.
m - ошибка среднего арифметического.
t - средняя ошибка разности.
p – достоверность различий.
У девочек нулевой группы (таблица 1), выполняющих прыжки через скакалку непрерывным методом и у девочек – прерывным методом до эксперимента и после него имелись достоверные различия (p < 0,05). Сравнивая полученные результаты в обеих группах до эксперимента, отмечаем что, лучший показатель имеют девочки группы Б (повторный метод), разница на 12,6 сек. После эксперимента большие сдвиги произошли уже у девочек группы А (одномоментный метод), разница на 28,4 сек. Сравнивая показанные результаты до и после эксперимента в группе А отмечаем улучшение результатов на 45,6 сек.; в группе Б – на 4,6 сек.
Таблица 2. Показатели девочек 1 группы в беге на 1000м.
группы |
До эксперимента |
После эксперимента |
Прирост (в сек.) |
|
экспериментальная (группа А) |
x |
348,20 |
325,60 |
22,6 |
(непрерывный, одномоментный) |
12,89 |
19,92 |
||
m |
4,30 |
6,64 |
||
t |
2,86 |
2,56 |
||
p |
<0,05 |
<0,05 |
||
экспериментальная (группа Б) |
x |
333,5 |
317,5 |
16 |
(прерывный, повторный) |
13,39 |
13,15 |
||
m |
4,46 |
4,38 |
||
t |
2,86 |
2,56 |
||
p |
<0,05 |
<0,05 |
x – среднее арифметическое.
- среднее квадратическое отклонение.
m - ошибка среднего арифметического.
t - средняя ошибка разности.
p – достоверность различий.
У девочек первой группы (таблица 2, начальная стадия полового созревания), аналогичные сдвиги, но только в меньшей мере; до эксперимента разница на 14,7 сек.; после на 8,1сек. Улучшение показателей в группе А после эксперимента произошло на 22,6 сек., в группе Б – на 16,0 сек.
Сравнивая показатели девочек нулевой и первой групп, отмечаем, что для них наиболее предпочтительным оказался метод одномоментного выполнения прыжков через скакалку, чем повторный.
Эффективность и устойчивость педагогического воздействия в развитии выносливости девочек начального периода полового созревания и девочек с отсутствием вторичных половых признаков при тренировке одномоментным методом позволяет говорить о том, что данный метод соответствует их функциональным возможностям и более пригоден для них.
Таблица 3. Показатели девочек 2 группы в беге на 1000м.
группы |
До эксперимента |
После эксперимента |
Прирост (в сек.) |
|
экспериментальная (группа А) |
x |
307,8 |
306,7 |
1,1 |
(непрерывный, одномоментный) |
0,29 |
0,32 |
||
m |
0,09 |
0,10 |
||
t |
11,1 |
7,14 |
||
p |
<0,05 |
<0,05 |
||
экспериментальная (группа Б) |
x |
306,4 |
307,0 |
-0,6 |
(прерывный, повторный) |
0,27 |
0,32 |
||
m |
0,09 |
0,10 |
||
t |
11,1 |
7,14 |
||
p |
<0,05 |
<0,05 |
x – среднее арифметическое.
- среднее квадратическое отклонение.
m - ошибка среднего арифметического.
t - средняя ошибка разности.
p – достоверность различий.
Анализ показателей девочек второй группы (таблица 3), до эксперимента отмечает достоверность различия (p < 0,05) и небольшую разницу в результатах – на 1,4 сек.; в пользу повторного метода, после эксперимента – 0,3 сек., но уже одномоментного.
В группе А за время эксперимента произошло небольшое улучшение результатов – на 1,1 сек.; в группе Б – на 0,6 сек., но ухудшение. Подводя итоги эксперимента второй группы, следует отметить незначительное преимущество одномоментного метода над повторным. Это можно объяснить тем, что для этого возраста девочек подходит любой метод развития выносливости.
Таблица 4. Показатели девочек 3 группы в беге на 1000 м.
группы |
До эксперимента |
После эксперимента |
Прирост (в сек.) |
|
экспериментальная (группа А) |
x |
303,0 |
282,8 |
20,2 |
(непрерывный, одномоментный) |
0,56 |
16,5 |
||
m |
0,18 |
5,5 |
||
p |
>0,05 |
>0,05 |
||
экспериментальная (группа Б) |
x |
319,0 |
293,0 |
26,0 |
(прерывный, повторный) |
0,51 |
19,1 |
||
m |
0,17 |
6,4 |
||
t |
0,66 |
1,09 |
||
p |
>0,05 |
>0,05 |
x – среднее арифметическое.
- среднее квадратическое отклонение.
m - ошибка среднего арифметического.
t - средняя ошибка разности.
p – достоверность различий.
Сравнивая результаты девочек третьей группы (таблица 4, наличие менархе), и до и после эксперимента достоверных различий не обнаружено (p > 0,05). Изменения в показателях все же произошли, так до эксперимента лучший показатель имели девочки, тренирующиеся одномоментным методом, улучшения на 16 сек.; после эксперимента – на 10,2 сек. Сравнивая результаты группы А до и после эксперимента – улучшение произошло на 20,2 сек,; в группе Б – на 26 сек. Это говорит о том, что для девушек с наличием менархе, в отличии от девочек нулевой и первой групп, повторный метод оказался более эффективным, чем метод одномоментного выполнения.
Выводы.
1. В занятиях с девочками с отсутствием вторичных половых признаков и начальной стадии развития вторичных половых признаков предпочтение по развитию выносливости нужно отдавать методу одномоментного выполнения.
2. Для девушек с хорошо выраженными вторичными половыми признаками можно применять и одномоментный метод и повторный.
3. Развивая выносливость у девушек с наличием менархе предпочтение нужно отдавать повторному методу.
4. При развитии выносливости у девочек и девушек различной степени полового созревания в каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально.