Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Цели: систематизировать и обобщить знания правила написания гласных и согласных в корне слова, умения на практике их применять; развивать речь, орфографическую зоркость; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, интерес к учёбе.
Оборудование: графопроектор, магнитофон, “экран” смотра знаний, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Учащиеся входят в класс под музыку “Чему учат в школе”).
2. Сообщение темы и целей урока.
- У нас сегодня смотр знаний по русскому языку. Итог того, как вы усвоили правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова. Представление членов жюри.
3. Повторение правил.1 ученик: Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно. [сасна]
А в письме какая буква? сосны
Здесь поможет нам наука: сосна
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
2 ученик: Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг, [дуп]
Парный сразу проверяй, дубы
Слово смело изменяй: дуб
Приз – призы, а дуб – дубы
Будешь грамотным и ты.
- Как проверить парный согласный в корне слова?
3 ученик: Иногда согласные играют с нами в
прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке,
[сонце]
Мы родственное слово должны так подобрать,
солнышко
Чтоб “эль” и “т”, и “д”, и “в” солнце
В них верно записать.
- Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
Вывод: мы вспомнили три основных правила правописания гласных и согласных в корне слова, которые помогут успешно справиться с заданиями.
4.Задание № 1 (словарный диктант)
Пользуясь этими правилами, распределите слова на три группы:
Утюг, весело, трава, свистнул, кружка, честный, голова, ножки, грустный, следы, праздник, грядка.
Задание № 2 (перфокарта)
Для выполнения этого задания вам потребуется умение проверять безударный гласный в корне слова.
Края, часок, столы, дрозды, пенёк, слеза, зима, спина, ряды, мячи.
Жюри сообщает результаты по заданию № 1.
Инсценировка сказки “Ворчливая З и тихая С”.
Послушайте сказку и скажите о каком правиле идёт речь в ней.
Автор. Пришли однажды к Алфавиту буквы З и С.
Алфавит. Что случилось? Вы заболели?
Буква З. Может и заболели. Звуки, с которыми мы работали, правила нарушают. Моя задача- обозначить звонкий [з], а на деле что получается? На конце слова арбуз появляется вдруг глухой [c],
то же самое в слове сказка перед глухими согласными. Я ведь не простужалась и голос не теряла. Так зачем же меня при чтении заменяет [с]?
Алфавит. А вы на что жалуетесь? (С молчит)
Буква З. Буква С у нас очень тихая, поэтому и согласилась глухой звук [с]обозначать.
Буква С. Я только одного не могу понять. Почему на моём месте в слове просьба звучит звонкий [з] хоть уши затыкай?
Алфавит. (улыбаясь). Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары:
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с. Звуки в них отличаются только тем, что одни звонкие, а другие – глухие, и иногда они заменяют друг друга.
Буква С. Так что же, глухие звуки перед всеми звонкими озвончаться должны?
Алфавит. Нет, глухие и звонкие согласные не подменяют друг друга перед согласными: н, л, р, м, в, й, а также перед гласными.
Буква З. Понятно. Значит все здоровы. Одно сомнительно, не перепутают ли ребята согласные на письме?
Алфавит. Не беспокойтесь! Ребята знают, что нужно сделать, чтоб не ошибиться в написании парных глухих и звонких согласных.
А ну – ка, ребята, не подведите Алфавит и скажите правило! (Дети говорят правило проверки парных согласных).
Задание № 3 (перфокарта)
Пользуясь этим правилом, выполните задание.
Хлеб, лапка, рукав, берег, завод, нож, карандаш, рассказ, глобус, алмаз.
Жюри сообщает результаты по заданию № 2.
Задание № 4.
Догадайтесь, над какой орфограммой будем работать?
Чтение народных примет с пропущенными орфограммами. (графопроектор)
Поз...ний расцвет рябины – к поз…ней осени.
Журавль высоко летит – к ненас…ной погоде.
Весеннее со…нце землю воскрешает.
- Что мы прочитали? Объясните смысл народных примет.
- Какие ещё народные приметы знаете?
Самостоятельная работа по графопроектору.
Здра…ствуй, со…нце! Как радос…но, когда всё вокруг залито ярким светом! Словно праз…ник входит утром в наш дом.
Самопроверка задания.
(Вставляют пропущенные буквы и объясняют)
Жюри сообщает результаты по заданию № 3.
Задание № 5 (графический диктант)
Загадка:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Берёза)
- Будем убирать берёзку в зелёный наряд. Вам нужно услышать орфограммы в словах и закрасить листочек на нужной веточке.
Дети были в лесу. Много трав и цветов. На реке крепкий лёд. На поляне стояла грустная сосна. Летят птицы – вестники весны.
Взаимопроверка задания.
5. Итог смотра знаний.
Загадка:
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Жюри подводит итоги смотра, которые выставлены в “Экране” смотра знаний.
- Какие три правила корня нам помогали выполнять задания? Что показалось трудным на уроке? Что наиболее интересным?
Урок окончен. Спасибо за работу.