Урок ознакомления с окружающим миром "Рыбы водоемов Хакасии"

Разделы: Начальная школа


Тема: Рыбы водоёмов Хакасии.

Цели:

  • познакомить с образом жизни рыб – обитателей рек и озер Хакасии;
  • дать представление в элементарной форме о внешнем строении рыб;
  • дать представление о способах питания рыб, пользе для человека;
  • учить кратко передавать полученные знания;
  • расширять словарный запас детей.

Оборудование: костюмы рыб, рыбака; удочка; чучела рыб; рисунок подводного царства; схема дыхания рыб; индивидуальные карточки; рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели.

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. А с кем предстоит встретиться, узнаете, отгадав загадку:

- В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

-Пришла зимушка-зима,
Закружила, замела.
Речку, словно серебром
Заковала тонким льдом.
Все дорожки, все тропинки
Запорошила снежком.

- Толстой ледяной корой покрыл мороз реки и озера. Только в проруби видна прозрачная вода. Что такое прорубь? (ямка, лунка, прорубленная в толще льда рыбаками)

- Прочитайте это слово по слогам. Запишем в тетради с объяснением.

II. Инсценировка.

(В классе – импровизированная прорубь, на краю сидит рыбак – дед Еремей, в руках держит удочку).

Учитель: В ясный морозный день отправился дед Еремей на речку. Нашел свою старую прорубь, закинул удочку и стал ждать. Сидел, сидел, да и заснул. И снится ему, что вытащил он большую рыбу.

(Из проруби “выныривает” девочка в костюме Щуки).

Дед Еремей: - Кто ты?

Щука: - Я – Щука, а по-хакасски сортан. Смилуйся, старче! Отпусти ты меня. Я любое твое желание выполню.

Дед Еремей: - А для чего ты приплыла к моей проруби?

Щука: - Захотелось мне подышать воздухом. У нас на глубине воздуха совсем мало и холодно. На глубине +40, вверху – 10.

Дед Еремей: - Как же вы там живете?

Щука: - А ты можешь это сам узнать. По-щучьему веленью, по моему хотенью, окажись дед Еремей, в подводном царстве.

(На доске появляется рисунок подводного царства).

Учитель: Ребята, а кто живет в подводном мире?

- Каких рыб вы знаете?

(Выходят дети в костюмах рыб: Налим, Окунь, Карась, Щука)

Окунь: - Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодрый да игривый. Что с тобой такое?

Налим: - А то, что для вас, рыб, зимою – зима, а для меня Налима, зимою лето! Мы, Налимы, в январе свадьбы играем, радуемся – веселимся, икру мечем. Можем отложить до 1 миллиона икринок!

Окунь: - Айда, братцы, к Налиму на свадьбу! Сон твой разгоним, повеселимся!

Учитель: - А ты кто же будешь?

Окунь: - Разве вы меня не узнали по моим тёмным полоскам? Я – Окунь, по-хакасски ала – пуга (полосатый бык). Я рыба хищная и прожорливая, зубы у меня мелкие и острые. Моя добыча – мелкие водные насекомые, мелкие рыбы: караси, плотва и даже собственные мальки. Живу я до 12 лет.

(Дети рассматривают чучело окуня)

Учитель: Ребята, найдите на чучеле окуня тёмные полоски. Обратите внимание на форму зубов, их направление (зубы направлены внутрь, чтобы добыча не выскользнула наружу).

(Выходит Щука)

Щука: - Я тоже хищник. Меня называют водяной волк. Тело моё длинное, достигает в длину до 2 метров и 35 кг веса. Пока я вырасту на 1 кг, мне надо съесть 22 кг рыбы, вот какая прожорливая. Но я и пользу приношу. Я – подводный санитар, уничтожаю заболевшую и слабую рыбу. Мясо щуки вкусное и питательное.

(Дети рассматривают чучело щуки)

Учитель: Ребята, рассмотрите чучело щуки. Обратите внимание на удлиненную пасть, строение туловища (похоже на ракету, обтекаемой формы), на острые зубы.

(выходит Карась)

Карась: - Охо-хо! Горемычный я Карась, по-хакасски пазыр. Все меня хотят съесть, а я мирный, питаюсь личинками насекомых и растениями. Зато я выносливый: мы, караси, живём в ямках, в засуху зарываемся в ил, а на зиму – в тину и сидим там до весны.

III. Закрепление. Словарная работа.

  • Каких рыб встретил дед Еремей? Запишите их название в тетрадь с объяснением.
  • Какого цвета рыбы? Почему все рыбы сверху темные, а внизу светлее? (приспособляемость).
  • На что похоже тело рыбы? Почему форма такая обтекаемая?
  • На какие части делится тело рыб? (голова, туловище, хвост).
  • Найдите эти части на своих рисунках.
  • С помощью чего рыба плавает?

(на доске вывешивается карточка со словом ПЛАВНИКИ)

  • Прочитайте это слово. Найдите плавники на рисунках рыб, на чучелах. Запишите слово в тетрадь.
  • При помощи чего рыба делает повороты из стороны в сторону? (хвост).
  • Чем покрыто тело рыбы?

(на доске появляется карточка со словом ЧЕШУЯ).

  • Прочитайте это слово. Найдите чешую на чучеле рыб. Запишите слово в тетрадь.
  • Обратите внимание, как расположена чешуя на теле рыбы: колечками друг за другом. По чешуе можно узнать возраст рыб. Чешуйка растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом пищи много и колечки на чешуе широкие, а зимой колечки узенькие, как полосочки.
  • Как рыбы дышат под водой?

(вывешивается схема дыхания рыб)

  • Рыбы пропускают воду через жабры, расположенные у них позади рта. Жабры прикрыты жаберными крышками. Найдите жабры на чучеле рыб.
  • Когда рыбам легче дышать: летом или зимой? Почему?
  • Как помочь зимой рыбам?

IV. Игра “Где у рыбки глазки, где у рыбки хвостик?”

Группа учащихся выходит к доске, завязывают глаза.

  • Возьмите мел, нарисуйте туловище рыбы.
  • Повернитесь кругом, нарисуйте плавники.
  • Присядьте 1 раз, нарисуйте хвост.
  • Подпрыгните 1 раз, нарисуйте глаз.
  • Отойдите на шаг назад, вернитесь, нарисуйте чешуйки.
  • А теперь развяжите глаза.

Ай да весёлые рыбки получились! Посмотрите, где у рыбки глазки, где у рыбки хвост?

V. Обобщение. Вопросы деду Еремею от рыб.

  • Повторим, что запомнил дед Еремей о жизни рыб.

Участники инсценировки задают деду Еремею вопросы:

  • Где мы живём?
  • Чем покрыто наше тело?
  • Для чего нам жабры?
  • В чем отличие нас, рыб, от вас, людей?
  • Что нам помогает двигаться в воде?
  • Чем мы питаемся?
  • Кто из нас хищник, а кто мирный?
  • Как отличить окуня от других рыб?
  • Как люди используют рыб?

VI. Творческая работа.

  • У вас на столе лежит карточка с рыбкой, у которой что-то недостает. Найдите недостающую деталь, дорисуйте.
  • Узнали, какая у вас рыбка нарисована? По каким признакам узнали?
  • Какие пословицы о рыбах знаете?

(пословицы записаны на обратной стороне карточки)

  • Прочитайте пословицы, объясните смысл.

VII. Итог урока.

Выходят Щука и дед Еремей

Щука: - Ну что, дед Еремей, узнал, как мы живем? Понравилось тебе путешествие? А теперь, по щучьему веленью, по моему хотенью, ступай, дед Еремей, домой!

  • И тут дед Еремей проснулся.

VIII. Домашнее задание.

  • Раскрасить карточку с рыбкой.
  • Нарисовать в тетради подводное царство с теми рыбами, которые были сегодня на уроке.