Тема: Рыбы водоёмов Хакасии.
Цели:
- познакомить с образом жизни рыб – обитателей рек и озер Хакасии;
- дать представление в элементарной форме о внешнем строении рыб;
- дать представление о способах питания рыб, пользе для человека;
- учить кратко передавать полученные знания;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: костюмы рыб, рыбака; удочка; чучела рыб; рисунок подводного царства; схема дыхания рыб; индивидуальные карточки; рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели.
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. А с кем предстоит встретиться, узнаете, отгадав загадку:
- В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
-Пришла зимушка-зима,
Закружила, замела.
Речку, словно серебром
Заковала тонким льдом.
Все дорожки, все тропинки
Запорошила снежком.
- Толстой ледяной корой покрыл мороз реки и озера. Только в проруби видна прозрачная вода. Что такое прорубь? (ямка, лунка, прорубленная в толще льда рыбаками)
- Прочитайте это слово по слогам. Запишем в тетради с объяснением.
II. Инсценировка.
(В классе – импровизированная прорубь, на краю сидит рыбак – дед Еремей, в руках держит удочку).
Учитель: В ясный морозный день отправился дед Еремей на речку. Нашел свою старую прорубь, закинул удочку и стал ждать. Сидел, сидел, да и заснул. И снится ему, что вытащил он большую рыбу.
(Из проруби “выныривает” девочка в костюме Щуки).
Дед Еремей: - Кто ты?
Щука: - Я – Щука, а по-хакасски сортан. Смилуйся, старче! Отпусти ты меня. Я любое твое желание выполню.
Дед Еремей: - А для чего ты приплыла к моей проруби?
Щука: - Захотелось мне подышать воздухом. У нас на глубине воздуха совсем мало и холодно. На глубине +40, вверху – 10.
Дед Еремей: - Как же вы там живете?
Щука: - А ты можешь это сам узнать. По-щучьему веленью, по моему хотенью, окажись дед Еремей, в подводном царстве.
(На доске появляется рисунок подводного царства).
Учитель: Ребята, а кто живет в подводном мире?
- Каких рыб вы знаете?
(Выходят дети в костюмах рыб: Налим, Окунь, Карась, Щука)
Окунь: - Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодрый да игривый. Что с тобой такое?
Налим: - А то, что для вас, рыб, зимою – зима, а для меня Налима, зимою лето! Мы, Налимы, в январе свадьбы играем, радуемся – веселимся, икру мечем. Можем отложить до 1 миллиона икринок!
Окунь: - Айда, братцы, к Налиму на свадьбу! Сон твой разгоним, повеселимся!
Учитель: - А ты кто же будешь?
Окунь: - Разве вы меня не узнали по моим тёмным полоскам? Я – Окунь, по-хакасски ала – пуга (полосатый бык). Я рыба хищная и прожорливая, зубы у меня мелкие и острые. Моя добыча – мелкие водные насекомые, мелкие рыбы: караси, плотва и даже собственные мальки. Живу я до 12 лет.
(Дети рассматривают чучело окуня)
Учитель: Ребята, найдите на чучеле окуня тёмные полоски. Обратите внимание на форму зубов, их направление (зубы направлены внутрь, чтобы добыча не выскользнула наружу).
(Выходит Щука)
Щука: - Я тоже хищник. Меня называют водяной волк. Тело моё длинное, достигает в длину до 2 метров и 35 кг веса. Пока я вырасту на 1 кг, мне надо съесть 22 кг рыбы, вот какая прожорливая. Но я и пользу приношу. Я – подводный санитар, уничтожаю заболевшую и слабую рыбу. Мясо щуки вкусное и питательное.
(Дети рассматривают чучело щуки)
Учитель: Ребята, рассмотрите чучело щуки. Обратите внимание на удлиненную пасть, строение туловища (похоже на ракету, обтекаемой формы), на острые зубы.
(выходит Карась)
Карась: - Охо-хо! Горемычный я Карась, по-хакасски пазыр. Все меня хотят съесть, а я мирный, питаюсь личинками насекомых и растениями. Зато я выносливый: мы, караси, живём в ямках, в засуху зарываемся в ил, а на зиму – в тину и сидим там до весны.
III. Закрепление. Словарная работа.
- Какого цвета рыбы? Почему все рыбы сверху темные, а внизу светлее? (приспособляемость).
- На что похоже тело рыбы? Почему форма такая обтекаемая?
- На какие части делится тело рыб? (голова, туловище, хвост).
- Найдите эти части на своих рисунках.
- С помощью чего рыба плавает?
(на доске вывешивается карточка со словом ПЛАВНИКИ)
- Прочитайте это слово. Найдите плавники на рисунках рыб, на чучелах. Запишите слово в тетрадь.
- При помощи чего рыба делает повороты из стороны в сторону? (хвост).
- Чем покрыто тело рыбы?
(на доске появляется карточка со словом ЧЕШУЯ).
- Прочитайте это слово. Найдите чешую на чучеле рыб. Запишите слово в тетрадь.
- Обратите внимание, как расположена чешуя на теле рыбы: колечками друг за другом. По чешуе можно узнать возраст рыб. Чешуйка растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом пищи много и колечки на чешуе широкие, а зимой колечки узенькие, как полосочки.
- Как рыбы дышат под водой?
(вывешивается схема дыхания рыб)
- Рыбы пропускают воду через жабры, расположенные у них позади рта. Жабры прикрыты жаберными крышками. Найдите жабры на чучеле рыб.
- Когда рыбам легче дышать: летом или зимой? Почему?
- Как помочь зимой рыбам?
IV. Игра “Где у рыбки глазки, где у рыбки хвостик?”
Группа учащихся выходит к доске, завязывают глаза.
- Возьмите мел, нарисуйте туловище рыбы.
- Повернитесь кругом, нарисуйте плавники.
- Присядьте 1 раз, нарисуйте хвост.
- Подпрыгните 1 раз, нарисуйте глаз.
- Отойдите на шаг назад, вернитесь, нарисуйте чешуйки.
- А теперь развяжите глаза.
Ай да весёлые рыбки получились! Посмотрите, где у рыбки глазки, где у рыбки хвост?
V. Обобщение. Вопросы деду Еремею от рыб.
Участники инсценировки задают деду Еремею вопросы:
- Где мы живём?
- Чем покрыто наше тело?
- Для чего нам жабры?
- В чем отличие нас, рыб, от вас, людей?
- Что нам помогает двигаться в воде?
- Чем мы питаемся?
- Кто из нас хищник, а кто мирный?
- Как отличить окуня от других рыб?
- Как люди используют рыб?
VI. Творческая работа.
- Какие пословицы о рыбах знаете?
(пословицы записаны на обратной стороне карточки)
- Прочитайте пословицы, объясните смысл.
VII. Итог урока.
Выходят Щука и дед Еремей
Щука: - Ну что, дед Еремей, узнал, как мы живем? Понравилось тебе путешествие? А теперь, по щучьему веленью, по моему хотенью, ступай, дед Еремей, домой!
- И тут дед Еремей проснулся.