Цель: расширить представления детей о приспособлениях животных к средам жизни.
Задачи:
выявить приспособления животных к жизни в воде;
на примере лягушки показать цепь питания, выяснить какие последствия могут быть от разрушения одного звена в этой цепи;
донести до детей необходимость бережного отношения к представителям животного мира.
Оформление:
1) веселый паровозик – на доске с
животными-картинками;
2) картина-водоем (Экосистема);
3) картинки животных: аист, лягушка, бабочка,
тритон, утка, рыба, бобр, стрекоза;
4) таблица – приспособления;
5) выставка книг о животных водоема.
Раздаточный материал: карточка-тест.
Видеоматериалы: кассета с записью фильма “Водоем – среда обитания животных”.
Демонстрационный материал: живой тритон.
I. Орг.момент.
Учитель (стихотворение).
Мы все снимаем угол свой у матушки –
природы
И крыша нам над головой – суть купол небосвода!
А весь большой и старый дом битком набит жильцами
И уживаться надо в нем, хоть мы с усами сами
Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее
Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней
ложиться
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться
Соседство сложное подчас, сообщество – не дружба
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы
принесет
С ним есть, чем поживится
Иной сосед опасен, но в целом
Мир прекрасен
II. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим тему “Животные водоема”.
- На этом уроке вы узнаете, как приспособились животные к жизни в воде и почему именно они.
III. Работа по теме.
1) Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, что летает над землей и “роется” под землей – все это когда-то вышло из моря.
Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Одни облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга.
Сегодня мы поговорим о тех, кто остался верен водной среде и остался жить в водоемах.
2) На доску выставляется “Веселый паровозик” (картинки животных).
-Наш поезд со всеми пассажирами отправляется со станции “Начальная” на станцию “Водоемную”.
- А всем ли пассажирам нужно здесь выходить? (только тем, кто сможет жить в водной среде).
- Давайте разберемся, кто здесь может жить.
3) Инсценировка.
- Послушайте басню С. Михалкова “Аист и лягушка”
Автор: Поспорила лягушка с аистом: “Кто красивее?”
Аист: Я!
Автор: Уверенно сказал Аист.
Аист: Посмотри, какие у меня красивые ноги!
Лягушка: Зато у меня их четыре. А у тебя только две!
Автор: Возразила Лягушка.
Аист: Да у меня только две ноги.
Автор: сказал Аист.
Аист: Но у меня они длинные!
Лягушка: А я квакать умею, а ты только прыгаешь, летаешь, а нырять не можешь.
Аист: А у меня есть клюв!
Лягушка: Подумаешь, клюв! На что он нужен!
Аист: А вот на что!
Автор: рассердился Аист и … проглотил Лягушку. Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
Учитель: - Вы согласны с автором?
-А если бы Лягушка не спорила с Аистом, он бы ее не проглотил?
- А легко ли было поймать ее? Почему?
-Какие есть у Аиста приспособления?
Дети: - Для охоты (ноги, клюв). Ноги длинные – удобно стоять от берега в воде и длинный клюв – удобно хватать добычу.
4) – А каких птиц вы еще знаете? (цапля, утка, лебедь, гусь, чайка)
УТКА
- А как утка приспособилась к жизни на водоеме? (лапки с перепонками, клюв плоский)
- Утка долго плавала, ныряла. Как долго ей придется сохнуть, выйдя из воды на берег?
Ответы детей: - Ей не придется сохнуть, т.к. ее перья покрыты жиром и вода скатывается с перышек, а если перья не мокнут – легко плавать.
5) ЛЯГУШКА
- О каком животном мы услышал из стихотворения?
- Чем же питается лягушка? (мошками и комарами)
- А как лягушка добывает себе пищу? (длинным языком)
- Лягушка необычна во многих отношениях, даже глаза она использует не только по назначению. А как? (глазами проталкивает пищу в желудок).
- Чем еще интересна лягушка, вы узнаете из стихотворения, которое нам приготовили дети. Оно называется “Песня лягушек”
6) Костюмированное исполнение.
У нас глазища как алмазы
И кожа цвета изумруда
И рождаемся три раза
А это, братцы, просто чудо!
Икринка малая в комочке
И головастик в резвой стайке
И вот лягушка на кочке
Поет иль скачет по лужайке
Вмерзла в лед и вновь жива –
Вот лягушка, какова!
Мы дышим жабрами, как рыбы,
Мы дышим легкими, как люди,
Как птицы мы летать могли бы,
Но лучше петь , как птицы. Будем
Ква - ква! Быть может наши трели
Не слишком ценят птицы эти
Зато мы первыми запели
Когда их не было на свете
Лет миллион, а может два
Слышал мир одно: “Ква – ква!”
Мы на лужайке рекордсменки
Мы в каждой луже – чемпионки
У нас прыгучие коленки
У нас на лапах перепонки
Конечно, мы холодноваты
Но наши песни так напевны
Мы в ваших песнях глуповаты,
Но в ваших сказках мы – царевны
Стань царицею – Ква-ква!
Царствуй силой волшебства!
Учитель: - Что нового и интересного вы узнали из этого стихотворения?
7) БОБРЫ
-У небольших речек вы часто можете увидеть запруды. Кто же это постарался перегородить речку ветками?
- Кого называют “королем” грызунов? (бобра)
- Послушайте, как организована жизнь бобра!
Стихотворение “БОБРЫ” читают два мальчика в костюмах бобра
Мы, бобры, народ рабочий
Любим мы трудиться очень
Делаем плотины, хатки
Там живут бобры-ребятки
У нас на лапах – перепонки
А хвост – как целая лопата
Наш мех густой, а голос тонкий
Не обижайте нас, ребята!
Мы очень любим кушать ветки
(Особенно стволы осины)
Мы их несем под воду, детки
И укрепляем, чтоб не смыло!
А если грозная опасность
Предупреждаем всех в округе
Мы шлепаем хвостом по водам
И уплываем с перепугу.
Учитель: - Так как же организована жизнь бобра?
- Чем он питается?
- Ребята, вы видели какие у бобра зубы?
-А почему они так расположены , впереди губы (чтобы щепки не попадали в рот)
- А почему он постоянно грызет?
- Как бобр приспособился к жизни на водоеме? (хвост, лапы с перепонками)
8)
СТРЕКОЗА
- У водоема всегда много насекомых. Но одно из них выделяется своей красотой и размером. Ее называют “глазастой охотницей”. Что это за насекомое? (стрекоза) Как помогают ей глаза и в чем? (охотиться)
9) РЫБЫ
- А как животные передвигаются в воде? (плавают)
- Давайте посмотрим на рыбу. Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)
- Чем дышат рыбы? (жабрами)
-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон)
- Есть такое необычное животное как тритон – родственник лягушки, тоже рулит хвостом.
Демонстрация живого тритона.
10) ФИЗ-МИНУТКА. Танец утят с музыкальным сопровождением.
11) ТАБЛИЦА “ПРИСПОСОБЛЕНИЯ”.
Заполняется.
ВЫВОД: Все взаимосвязано в природе друг с другом
ОБОБЩЕНИЕ. Экосистема – это сообщество животных организмов и среды, в которой они обитают.
12) “Пищевая цепочка”
- Посмотрим на “пищевую цепочку”. Что же будет, если убрать одно звено?
ВЫВОД: Если исчезает одна “цепочка”, то рушится другая, т.е. нет комаров, жуков, погибает лягушка, нет лягушек, погибают птицы. Нужно беречь, а не уничтожать.
Просмотр фильма “Водоем – среда обитания животных”.
13) Карточка-тест. Самостоятельная работа детей. Какие приспособления есть на лапах бобра, утки, лягушки для плавания?
а) перепонки
б)когти
в)чешуя
2. Как дышит лягушка?
а) кожей
б) жабрами
в) хвостом
г) легкими
3. Что помогает рыбе свободно передвигаться в воде?
а) глаза
б) жабры
в) плавники и хвост
4. Стрекозе помогает охотиться
а) хвост
б) глаза
в) нос
5. Что помогает утке выйти сухой из воды?
а) длинные перья
б) жир
в) хвост
14) ИТОГИ: А почему других животных мы не взяли на этой остановке? (потому что нет приспособлений).
15) ДОМ. ЗАДАНИЕ. Написать названия рассказов, сказок, басен, в которых фигурировали бы названия животных водоема, например: “Царевна - Лягушка”.