Активизировать учебный процесс, сделать его интересным и творческим, мне помогает использование приема стихотворчества на уроках в начальных классах.
Начинаю работу с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, использую прием рифмования, начиная работу от простого к сложному. Например, дается задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, чистоговорки, перевертыши, путаницы. Данные упражнения могут использоваться при изучении новой буквы, звука, а также в целях языковой разминки. Дети учатся рифмовать. Даются задания типа:
1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, “Ша – ша – ша – мама моет … (малыша)”. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук.
2. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:
ка – ток то - пот |
ту – манн мо - ток |
Ан – тон ста - кан |
ше – пот хло - пок |
Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.
На уроках риторики дети знакомятся с понятием рифма и задания усложняются. Ребята сами подбирают к определенным словам рифмованные слова. Например, маска – каска, краска и так далее. Упражнения можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук и т.д. Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление.
Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию “языкового чутья”, улавливание “на слух” неточностей и ошибок, способствуют предупреждению дисграфии.
Например: “Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку”;
“Сорок сорок съели сырок –
Съели сырок сорок сорок”.
Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:
Например: “Хороша у Тани строчка,
А в конце большая … (бочка, точка, почка)”.
“Прыгал птенчик по дорожке,
И клевал большие … (мошки, крошки)”.
“Взлетает вверх, как легкий пар,
Зовут его воздушный … (шар)”.
Во втором, третьем классах на уроках русского языка и литературного чтения продолжается работа, и задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании “Собери четверостишие”, предложения даны вразброску. Это могут быть загадки, считалки и так далее.
Например:
3. 1. 4. 2. |
Лягушки все ее боятся На одной ноге стоит Стараются не попадаться И имеет важный вид. |
На одной ноге стоит И имеет важный вид, Лягушки все ее боятся, Стараются не попадаться (цапля) |
Такие упражнения развивают логическое мышление, память. Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению. Формируется стихотворчество.
Дополнительно выполнялись задания дома. Я давала рифмованные слова, с использованием которых нужно было сочинить свои двустишия и четверостишия. Например: “опушка – кукушка”, “скворец – дворец”, “мыло – чернила”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами выдумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось:
Лена П.: “Есть в лесу одна опушка,
Любит там сидеть кукушка”.
Олеся В.: “Прилетел весной скворец,
Быстро занял свой дворец”.
Вася К.: “У меня пропало мыло,
Не могу я смыть чернила”.
Дети сочиняли с удовольствием и постоянно приносили свои сочинения на уроки.
В четвертом классе при подготовке к сочинению на тему “Зима” было предложено каждому придумать ряд рифмованных слов, а затем сочинить четверостишия на эту тему. Результаты были замечательными. Четверостишия были взяты эпиграфом для сочинений.
Руслан И.: “Мы встречаем первый снег,
Слышен дружный детский смех.
Снег на челке, на ресницах,
И сверкает, и искрится!
Дети радуются снегу
И в сугроб летят с разбегу!”
Роман Ш.: “Снег летает и кружится,
Белая вся улица.
Хоть и холодно сегодня,
Мы не будем хмуриться!”
Вика Г.: “Здравствуй, зимушка – зима!
С чем ты в гости к нам пришла?
Не забыла принести санки, лыжи и снежки?
А еще снеговика ждет смешная детвора!”
Игорь И.: “Выпал беленький снежок,
Он похож был на пушок.
Падает и кружится,
И замерзли лужицы”.
Оля П.: “Наступили холода,
Зима снежная пришла.
Белым снегом все одела
И морозы принесла”.
Антон Ш.: “Вот зима пришла седая
И метели посылает,
Выпал беленький снежок,
Рады мы: я и Дружок!”
Арюна Д.: “Снежная зима пришла
И морозы принесла,
Одевает всем коньки,
Ждет с детьми игры в снежки!”
Самостоятельный поиск для выполнения подобных заданий способствует открытию новых интересов у учащихся: интереса к поэтическим произведениям, к изобразительно-выразительным возможностям слова, интереса к материалам, выходящим за рамки урока: живописи, музыке.
Главной целью использования стихотворчества не является научить детей писать стихи. Стихотворство- способ раскрыть себя, способность высказываться, передать свои чувства, эмоции. Это очень важно для развития внимания к слову, его лексическому значению. Использование приобретенных навыков рифмования в начальных классах имеет продолжение в среднем звене. С понятием “рифма”, “стихотворный размер” начинается новое знакомство в шестом классе по программе Кутузова “В мире литературы”. В связи с этим приемом рифмования, используемый на уроках в начальных классах, приобретает важную направленность в дальнейшем развитии литературного творчества детей.