Развитие творческих способностей младших школьников с помощью рифмования

Разделы: Начальная школа


Активизировать учебный процесс, сделать его интересным и творческим, мне помогает использование приема стихотворчества на уроках в начальных классах.

Начинаю работу с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, использую прием рифмования, начиная работу от простого к сложному. Например, дается задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, чистоговорки, перевертыши, путаницы. Данные упражнения могут использоваться при изучении новой буквы, звука, а также в целях языковой разминки. Дети учатся рифмовать. Даются задания типа:

1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, “Ша – ша – ша – мама моет … (малыша)”. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук.

2. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:

ка – ток

то - пот

ту – манн

мо - ток

Ан – тон

ста - кан

ше – пот

хло - пок

Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.

На уроках риторики дети знакомятся с понятием рифма и задания усложняются. Ребята сами подбирают к определенным словам рифмованные слова. Например, маска – каска, краска и так далее. Упражнения можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук и т.д. Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление.

Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию “языкового чутья”, улавливание “на слух” неточностей и ошибок, способствуют предупреждению дисграфии.

Например: “Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку”;
“Сорок сорок съели сырок –
Съели сырок сорок сорок”.

Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:

Например: “Хороша у Тани строчка,
А в конце большая … (бочка, точка, почка)”.

“Прыгал птенчик по дорожке,
И клевал большие … (мошки, крошки)”.

“Взлетает вверх, как легкий пар,
Зовут его воздушный … (шар)”.

Во втором, третьем классах на уроках русского языка и литературного чтения продолжается работа, и задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании “Собери четверостишие”, предложения даны вразброску. Это могут быть загадки, считалки и так далее.

Например:

3.

1.

4.

2.

Лягушки все ее боятся

На одной ноге стоит

Стараются не попадаться

И имеет важный вид.

На одной ноге стоит

И имеет важный вид,

Лягушки все ее боятся,

Стараются не попадаться

(цапля)

Такие упражнения развивают логическое мышление, память. Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению. Формируется стихотворчество.

Дополнительно выполнялись задания дома. Я давала рифмованные слова, с использованием которых нужно было сочинить свои двустишия и четверостишия. Например: “опушка – кукушка”, “скворец – дворец”, “мыло – чернила”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами выдумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось:

Лена П.: “Есть в лесу одна опушка,
Любит там сидеть кукушка”.

Олеся В.: “Прилетел весной скворец,
Быстро занял свой дворец”.

Вася К.: “У меня пропало мыло,
Не могу я смыть чернила”.

Дети сочиняли с удовольствием и постоянно приносили свои сочинения на уроки.

В четвертом классе при подготовке к сочинению на тему “Зима” было предложено каждому придумать ряд рифмованных слов, а затем сочинить четверостишия на эту тему. Результаты были замечательными. Четверостишия были взяты эпиграфом для сочинений.

Руслан И.: “Мы встречаем первый снег,
Слышен дружный детский смех.
Снег на челке, на ресницах,
И сверкает, и искрится!
Дети радуются снегу
И в сугроб летят с разбегу!”

Роман Ш.: “Снег летает и кружится,
Белая вся улица.
Хоть и холодно сегодня,
Мы не будем хмуриться!”

Вика Г.: “Здравствуй, зимушка – зима!
С чем ты в гости к нам пришла?
Не забыла принести санки, лыжи и снежки?
А еще снеговика ждет смешная детвора!”

Игорь И.: “Выпал беленький снежок,
Он похож был на пушок.
Падает и кружится,
И замерзли лужицы”.

Оля П.: “Наступили холода,
Зима снежная пришла.
Белым снегом все одела
И морозы принесла”.

Антон Ш.: “Вот зима пришла седая
И метели посылает,
Выпал беленький снежок,
Рады мы: я и Дружок!”

Арюна Д.: “Снежная зима пришла
И морозы принесла,
Одевает всем коньки,
Ждет с детьми игры в снежки!”

Самостоятельный поиск для выполнения подобных заданий способствует открытию новых интересов у учащихся: интереса к поэтическим произведениям, к изобразительно-выразительным возможностям слова, интереса к материалам, выходящим за рамки урока: живописи, музыке.

Главной целью использования стихотворчества не является научить детей писать стихи. Стихотворство- способ раскрыть себя, способность высказываться, передать свои чувства, эмоции. Это очень важно для развития внимания к слову, его лексическому значению. Использование приобретенных навыков рифмования в начальных классах имеет продолжение в среднем звене. С понятием “рифма”, “стихотворный размер” начинается новое знакомство в шестом классе по программе Кутузова “В мире литературы”. В связи с этим приемом рифмования, используемый на уроках в начальных классах, приобретает важную направленность в дальнейшем развитии литературного творчества детей.