Русский язык. (Развитие речи)

Разделы: Начальная школа


Тема: Составление рассказа с элементами описания по личным впечатлениям, наблюдениям и прочитанному на тему “Наша берёзка”.

Цели: Продолжить работу над развитием речи. Учить находить в тексте и подбирать образные слова и выражения. Учить составлять рассказ с элементами описания.

Оборудование: Слайды с изображением берёзы в разные времена года, текст с рассказом Г. Скребицкого “Передышка”, журналы “Юный натуралист”, аудио запись “Во поле берёзка стояла”, “Берёзы, русские берёзы”,стихи Сергея Есенина.

Ход урока.

Загадка: Сидит- зеленеет,

Лежит - пожелтеет,

Падёт - почернеет. (Древесный лист)

Беседа: А) Рассмотрите внимательно слайды. (Слайды 1,2,3,4.) Что на них изображено? (Берёза в разные времена года.)

Б) А какое у вас самое любимое дерево? Чем нравится?

Мы с вами часто ходили на экскурсии в природу: А) Какой вам запомнилась берёза осенью? Б) Какими вы их видите сейчас в морозные дни? А после снегопадов? В) Вспомните, весной мы с вами наблюдали пробуждение природы . Берёзовые почки, только что лопнули, и показались нежные , клейкие листочки. Какими вам запомнились в это время берёзы? ( Высокие белые стволы, а верхушки берёз как будто подёрнуты зелёной дымкой).

Г) А летом, собирая грибы, ягоды, какой вы видели берёзку?

Итак. Обо всём, что вы сейчас рассказали о берёзке, можно сказать такими словами:

“ Во всех нарядах хороша
Стоит она красуется
Недаром русская душа
Берёзою любуется…”

С описанием берёзы в разные времена года мы с вами встречались в рассказе Г. Скребицкого “Передышка”.

Г. Скребицкий

ПЕРЕДЫШКА

Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке,
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали: “Передышкой”.
Передохнул - и дальше в путь.

От деревни до ближайшего леса дороги шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца- краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом .

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители “Передышкой”.

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: “Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём”

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

* * *

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна передышка в эту весну не покрылась густой листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

- Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

* * *

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля, Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

- У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику. Тот покачал головой.

- Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

- А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть, Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по- прежнему “Передышка”.

По тексту учащиеся находят места и зачитывают какой была берёзка летом, ранней весной, осенью и зимой. Каждая часть после чтения пересказывается.

Обобщение учителя:

Невозможно себе представить наши пейзажи, русский лес без “четы белеющих берёз”. Нельзя думая о России не вспомнить, о белой берёзоньке. А разве можно вообразить себе жизнь русского человека в прошлом, настоящем и прекрасном будущем без белой красавицы российских, раздолий?

Нет, нет и ещё раз нет!

Белоствольная, с развивающимся по ветру зелёными кудрями, немного задумчивая, берёза - самое красивое и желанное дерево наших лесов. Прекрасна берёза во все времена года.

Да! Кто не восхищался светло- изумрудной, нежной зеленью распускающихся берёз, изяществом и грациозностью её белых стволов, увенчанных зелёной косынкой!

Кто не любовался осенним нарядом берёз, когда “под оскудевшими солнцем, их лист блестит червонцем.”

А какое зрелище по великолепию может сравнится с тем, которое представляет плакучая берёза в зимнем сказочном серебрянном наряде, вырисовываясь на фоне ясного неба в морозный день.

Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей русскими поэтами разных поколений стихов, сколько написано картин, изображающих берёзовые рощи. Толстой в одном из стихотворений восклицает:

“О лес! О жизнь! О солнца свет!
О свежий дух берёзы!”

Она горячо любима нашим народом. И недаром в глубокой древности весной чествовали белую берёзу, водили вокруг неё хороводы и пели задушевные песни.

Гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил берёзку. Находясь среди берёзовых рощ и перелесков, он не только отдыхал, но и черпал силы и вдохновение для создания своих бессмертных музыкальных творений.

Слушание аудио записи (по 1 куплету).

А) “Во поле берёза стояла”.
Б) “Берёзы, русские берёзы”.

А сколько задушевных строк посвятил берёзе поэт русской природы Сергей Есенин. (Дети читают наизусть стихотворение “Белая берёза”.)

Какие слова и выражения взял поэт, чтобы описать красоту русской берёзы?

- А сейчас я вам прочитаю стихотворение Г. Прокофьева “Берёзка”, а вы послушайте и скажите какие картины представлялись вам при чтении. (Заслушивается 2-3 человека).

(Белая берёза, здесь как девушка, и каждый ребёнок рисует словами образ “берёзки- девушки”, который ему представился.)

Тёплые слова о берёзе можно говорить без конца, а какое же значение имеет берёза? А) как строительный материал.

Б) лекарственное значение. (Зачитать из словаря.)

Загадка: Стоит дерево, цветом зелено;

В этом дереве 3 угодья:

1 угодье - больным на здоровье (банный веник).

2 угодье - от тьмы свет (лучинка).

3 угодье - людям колодец (берёзовый сок).

В старинном лесном словаре сказано: “Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем берёза, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может равняться с этим деревом”.

В) в медицине.

Почки берёзы для приготовления целебных настоев.

Берёзовый сок- сахар, глюкоза, яблочная кислота.

В народе сок берёзы считают, оздоравливающим кровь, пьют по 3 стакана в день. Наши прадеды лечили им, долго не заживляющие раны.

В Болгарии берёзовым соком моют голову для укрепления волос. А вот знаете ли вы, что ствол берёзы даже в жаркие дни, даже на солнце остаётся холодным? Белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.

Домашнее задание: Составить рассказ 9-10 предложений по плану:

  1. Берёза в любое время года.
  2. Чем полезно это дерево?
  3. Как русский народ воспевает красоту берёзы?

Итог урока:

А) что нового, интересного вы узнали на уроке?
Б) что мы сегодня учились делать?

Презентация