Образ весны в классической и народной музыке

Разделы: Музыка


Тема: “Образ Весны в классической и народной музыке”.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Задачи: 1. Воспитательная – формирование любви к музыке, художественных способностей, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях;

2. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А. Вивальди, норвежского композитора К. Синдинга, русскими пейзажистами И. Левитаном, Ал. Саврасовым, с русским народным творчеством;

3. Развивающая – развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование игры на музыкальных инструментах.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • шумовые инструменты;
  • магнитофон;
  • портреты композиторов А. Вивальди и К. Синдинга;
  • репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова;
  • рисунки ребят;
  • поделки глиняных жаворонков.

1.Организационные моменты.

2. Музыкальное приветствие:

Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!

К нам идет, к нам идет музыка!

Музыка!

3.Звучит запись К. Синдинга “Шелест весны”

Вопросы после слушания:

  • Ребята! Вы почувствовали о чем эта музыка?
  • Что она нам рассказа?

У.: Музыка рассказала нам, что пришла весна.

Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (Е. Баратынский)

У: Весна! Вот и пришла оттепель, осели, почернели на солнце сугробы, на лесных проталинах скоро расцветут подснежники и прилетят грачи.

Мы с вами, ребята выходим на улицу, смотрим на солнце и не узнаем привычный мир. Вот и прошла зима, холод, все позади. Радость! Весна наполняет душу! Давайте дослушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое так и называется “Шелест весны” и раскрывает удивительные краски наступающей весны, когда все в природе

зашевелилось
запело
проснулось
заговорило
зашумело. /Слушание/

4.

У: Никогда новая весна не бывает такой, как старая. И мы всегда ожидаем чего-нибудь нового в этом году, но всегда весна загадочная, сказочно-красивая

- А кто из вас знает, как встречали весну 5, 10, 50, 100 лет назад? В старину?

У: Весну встречали с весельем, с радостью, с песнями, плясками, хороводами.

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота – приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее прейдет весна.

А на день весеннего равноденствия 22 марта, когда “сорок птиц прилетают, сорок пичуг пробираются на Русь”, прилетают к нам разные весенние птицы, и первая из них – жаворонок.

На этот праздник накануне, с вечера, ребята просили своих родителей испечь печеньки, булочки похожие на жаворонков. Чтобы была головка, тело, крылышки, вместо глаз – изюм или орешек.

Жаворонки выходили румяные, вкусные, на крылышках весну несущие. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Давайте мы тоже исполним веснянки:

№ 1 Жучик, крючик, паучок
Прилети к нам куличок,
Вижу, вижу, вижу, вай,
Принеси весну в наш край!

/Распевание по хроматической гамме – птички поднимаются все выше и выше/

№ 2 Грачи летят
На всю Русь трубят:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Мы несем весну!

№ 3 Жавороночки, перепелочки,
Прилетите к нам
Принесите нам!
Весну – красну
Тепло – летечко
Зелен покос
Уйди сухой мороз!

№ 4 Идет матушка – весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел,
Белый снег сошел.
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним – и май
Выходи – гуляй!

У.: Ребята!

  • Что общего во всех веснянках?
  • Какая просьба звучит?

/Просьба о быстрейшем приходе весны/

  • Для чего человеку нужно тепло?

/Лето теплое – урожай, не будет голода, холода/

  • Какие поэтические средства помогают выразить красоту веснянок?

/Весна – красна;
весна – матушка;
ласковые слова – куличок,
паучок,
жучок,
жаворонушки,
летечко/.

5.

У: Да! С марта весна открывается – говорят в народе:

Март – первый месяц весны, радостный праздник света.

Ребята! А кто из вас знает, как раньше на Руси называли весенние месяцы?

Март – протальник, капельник;

Апрель – цветень, снегогон, ручейник;

Май – травень.

  • А почему такое образное сравнение?
  • А с чем мы еще можем сравнить весну?
  • Давайте, попробуем, пофантазируем!

- С какими ассоциациями вы связываете весну?

  • подснежник,
  • мамин праздник,
  • день смеха,
  • радуга,
  • гром,
  • яркое солнце,
  • день длиннее,
  • прилетают птицы,
  • день рождения и т.д.

- Я хочу вам сказать, что весной родились замечательные композиторы и поэты:

6 марта 1844 г. Н.А. Римский-Корсаков,
9 марта 1839 г. М.П. Мусоргский,
20 мая 1804 г. М.И. Глинка,
13 марта 1913 г. поэт С. Михалков,
4 марта 1882 г. К.И. Чуковский.

- А какие пословицы, поговорки о весне вы знаете?

Пришел марток – надевай семеро порток.

Весна днем красна.

Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

С крыш капает – а за нос цапает.

- Я хочу вам сказать, что у природы есть душа, есть свой язык, сегодняшний день, 20 марта в народе называется Василий – капельник.

- И мы сейчас музыку марта исполним на металлофоне.

- Что изображал ксилофон?

/Большие сосульки капают./

- Что изображал металлофон?

/Маленькие, тоненькие сосульки капают/

6.

Художники и композиторы называют эти звуки: музыкой леса, музыкой природы.

И мы в вами сегодня понаблюдаем за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди /1678 – 1741/, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции, в городе любви. И однажды он встретил весну такими словами:

Весна пришла!
Торжественно оповещает
Веселый хоровод ее
И песнь в горах звучит . . .

Вопросы после слушания:

  • Что мы услышали в музыке?
  • Что происходит в природе?
  • Что изображала музыка?
  • Какие чувства выразила?

А. Вивальди изобразил приход весны, который птицы приветствует радостным пением. Слышите тихое журчанье ручейка и ласковое дуновение ветра. Но вот набегают тучи, сверкает молния, гремит гром – началась гроза! Наконец она прошла, и птицы снова запели! Народ приветствует своим танцем весну!

7.

Да! Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, набухают почки, на полях пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

И этот аромат наполняет картины великих русских художников И.И. Левитана, Саврасова.

  • Ребята!
  • А как называют картины о природе?

/Выписано на доске слово пейзаж/

– Давайте рассмотрим наряду с профессиональными картинами и ваши работы.

  • По каким признакам мы видим, что изображается весна?
  • Какие видим краски?
  • Какие слышим звуки?
  • Какие чувства вызывают картины?

И.И. Левитан говорил:

“Природа вечно дышит. Все где поет, и песнь ее торжественно. Земля – рай, а жизнь – тайна, прекрасная тайна”.

– Я думаю, что всем нам взрослым и детям очень полезно наблюдать за тем, что происходит в природе. Неповторимые краски природы, разнообразие голосов у художников, композиторов, вызывают различные чувства: радости, печали, удивления.

И тогда они создают произведения искусства

– И мы с вами сегодня слушали, пели, играли весну в звуках, смотрели и рисовали в красках – все это вызывало у нас неповторимые чувства.

– И давайте в заключении урока исполним песню “Это всё весна!” /звучит песня/.

– Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего урока вы еще больше будете любить и слушать “музыку весны”, видеть не только глазами, но и сердцем.

А может быть, кто – нибудь из вас попробует написать свой рассказ, свое стихотворение или музыку о весне.

– Я буду очень рада.