Успех проводимой современной реформы образования во многом зависит от правильного понимания роли и места каждого школьного предмета. Геометрия представляет богатые возможности для развития гармоничной личности, а в особенности курс наглядно-практической геометрии. Моя система работы в 8–11-м классах построена таким образом, что основным ее элементом являются лабораторно-практические работы. Под лабораторно-практическими работами по геометрии понимают учебные задания, решаемые конструктивными методами с применением непосредственных измерений, построений, изображений, моделирования и конструирования. Проведение лабораторно-практической работы позволяет дать возможность ученику скорректировать неверное представление о том или ином объекте или увидеть то, что тяжело представить. Ведь недаром говорят: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. При таком положении дел наблюдается устойчивый интерес к обучению. Чем выше интерес к обучению, тем выше результат, а успешность обучения рождает вдохновение, уверенность в своих силах.
Поэтому мои ученики считают геометрию одним из самых интересных предметов школьного курса и выбирают геометрию в качестве выпускного экзамена. В качестве примера приведу исследовательскую лабораторно-практическую работу в 8-м классе.
Исследовательская лабораторно-практическая работа.
Класс: 8.
- Тема: “Площадь многоугольника. Выведение формул площади многоугольника эмпирическим путем”.
- Цель: закрепить знания свойств многоугольников в процессе исследования вопроса о площади треугольника, параллелограмма, прямоугольника, трапеции, получить расчетные формулы и проверить их правильность при решении задач на компьютере.
- Техническое и программное обеспечение: компьютер, диск CD-ROM Обучающая программа “Витаминный курс. Математика-5”.
- Оборудование: 8 квадратов размером 4х4, цветная бумага, ножницы, клей, листы белой бумаги формата А4, карандаши, линейки, ластик.
Порядок проведения работы.
- Каждый ученик получает алгоритм исследования.
- Устанавливает последовательность рассуждения самостоятельно или с помощью учителя.
- Свои выводы и ход рассуждений вносит в таблицу. Полученную фигуру ученик приклеивает в таблицу.
- После установления зависимостей и вывода формул делает вывод о том, что формулы площади многоугольников связаны.
- Приступает к проверке правильности формул с использованием заданий из обучающей программы “Витаминный курс. Математика 5”.
- Работа учащихся оценивается.
Алгоритм исследования.
- Определить исходную фигуру для исследования.
- В качестве основной единицы измерения площади использовать площадь квадрата 16 квадратных сантиметров.
- Составить цепочку связанных многоугольников.
- Ход рассуждения строится таким образом, чтобы был виден логический переход.
Таблица.
Фигура |
Ход рассуждений |
Формула |
Вывод.