Тема программы: "Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени".
Тема урока: Глаголы-исключения II спряжения.
Цели:
- формировать умения по правописанию
безударных личных окончаний глаголов I и II
спряжения, глаголов-исключений;
- развивать орфографическую зоркость в
определении орфограммы в окончаниях глаголов;
- расширить лексику данной темы, включив работу с
пословицами;
- развивать умения дифференцировать языковые
явления, на основе предлагаемых разнообразных
заданий, способствовать воспитанию интереса к
изучению русского языка, желания творить самим.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой "Русский язык, 3 кл.", тетрадь на печатной основе "Шаг за шагом", сигнальные карточки, видеофрагмент из мультфильма "Летучий корабль", лист самоконтроля, таблица "Личные окончания глаголов I и II спряжения".
Ход урока:
1. Добрый день. Начинаем урок русского языка.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
"Все, что надо, под рукой".
Положите перед собой лист самоконтроля. Отметьте свое настроение перед началом урока
2. Этап формулирования темы урока.
Запишите на строке слова:
исключения, включить, глаголы
и постарайтесь найти среди них лишнее слово. Ответ свой обоснуйте Вывод учителя. Можно по-разному группировать эти слова, но предлагаю найти среди них тему нашего урока.
Дети находят и записывают тему урока: "Глаголы-исключения".
3. Этап проверки домашнего задания.
Что такое глагол? (Хоровой ответ правила о глаголах.)
Учитель: - Строки правила не передают значения глаголов в жизни каждого человека. Поэт о них сказал образнее:
Что без него предметы?
Лишь названья.
Но он придет, все в действие придет.
Бегут машины, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
Глагол - это не отдельное понятие, как имя существительное. Это сообщение о чем-то. Когда-то глаголом называли всякое слово. В русском языке среди сотен тысяч слов третью часть занимают глаголы. У А. С. Пушкина каждое третье слово - глагол. Цель сегодняшнего урока: "Из большой группы глаголов с безударными личными окончаниями выделить глаголы-исключения".
Какие глаголы-исключения вы уже знаете?
Из группы глаголов какого спряжения они исключены?
Расскажите четверостишие, которое помогло запомнить их в темпе скороговорки:
Чтобы курицу соседки
Чисто, наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
Какие концовки к стихотворению Т. Г. Рик вам удалось придумать? Дети зачитывают свои стихотворения.
4. Этап актуализации знаний учащихся.
Учитель: Готовность к восприятию нового материала я проверяю в ходе выполнения теста, который сегодня проводится в форме игры “Крестики-нолики”. Верное высказывание - х, неверное высказывание О".
1. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает ,признак предмета. О
2. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяю по начальной форме. Х
З. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами - и, ть, кроме брить, стелить. Х
4. У глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени на конце слов Ь не пишется. О
Инструкция учителя. Найдите закономерность расположения верных и неверных высказываний. Оцените свои работы. На сигнальных карточках отметьте правильный ответ зеленым цветом. Покажите учителю, кто справился с заданием.
С теорией вы справились отлично. Сумейте ее применить на практике. Детям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма "Летучий корабль" по мотивам русской народной сказки, который несет новые знания для ребят.
Я водяной, я водяной, никто не води… со
мной.
Внутри меня води... , и что с таким води... .
Какие слова из песенки Водяного интересно сравнить?
Укажите все случаи общего и различного у слов с пропущенными буквами во втором предложении.
Фронтальная работа с классом сочетается с работой у доски.
Общее:
водица
водиться
- Звуковая форма слова.
- Состоятельные части речи.
- Общий корень.
- Безударные гласные в корне слова.
- Одинаковый ударный гласный.
Различное:
1. Корень одинаковый, но лексическое значение разное:
слово с одним значением
многозначное слово
Водица - жидкость
Водить - управлять кем-то, чем-то:
водить смычком, водить машину,
водить детей гулять
Водить – дружить:
водить хлеб - соль
Водить - исполнять наиболее активные действия в
игре:
Мише водить.
2. Образованы от разных слов:
водица - вода
водиться - водить
3. Различные морфологические признаки.
4. Различное написание и произношение.
5. Разными членами предложения являются:
Какое из слов поможет правильно написать слово в первом предложении.
5. Работа с новым материалом. Создание коллизии.
а) Распредели глаголы по спряжениям. Глаголы запиши в начальной форме.
I способ группировки: |
|
ссыпать понимать вертеть блестеть |
водить |
II способ группировки Поставь глаголы во II лицо настоящего времени. Запиши новые грyппы: |
|
ссыпаешь понимаешь |
водишь вертишь блестишь |
Проверь, в каком положении (ударном или безударном) находится гласная в окончании глаголов?
Какое слово оказалось лишним? Запомни: слова с ударными личными окончаниями глаголов не подчиняются правилу.
Какое слово в двух группах в разных группах? (вертеть)
Постарайтесь объяснить свое мнение. Вы уверены, что это глагол - исключение? Давайте убедимся в этом, прочитав правило в учебнике А. В.Поляковой "Русский язык" на странице 63.
б)Работа с учебником по новому материалу.
Дети открывают страницу учебника, а вместо ожидаемого правила их встречает записка следующего содержания:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Мы, глаголы-исключения: семь на -ЕТЬ, четыре на -АТЬ, решили, что вы про нас забыли, мы решили вас проучить. Теперь ищите нас сами.
Глаголы-исключения.
Учитель. Не будем терять времени, отправимся на поиски пропавших глаголов в упражнение N 147.
Выборочное письмо с комментарием:
зависят (2) |
- зависеть (?) |
дышите (2) |
- дышать (? ) |
держат (2) |
- держать (? ) |
вертит (2) |
- вертеть (?) |
ненавидим (2) |
- ненавидеть (?) |
не обидят (2) |
- не обидеть ( ? ) |
смотрите (2) |
- смотреть ( ? ) |
видите (2) |
- видеть ( ? ) |
терпят (2) |
- терпеть ( ?) |
На доске одновременно заполняется таблица:
Гласная в окончании глаголов
ударная I спр. |
безударная II спр. |
I спр. Не на -ИТЬ |
II спр. на -ИТЬ |
-Е -УТ - ЮТ |
-И -АТЬ -ЯТЬ |
брить стелить |
по мере записи появляются новые глаголы |
Сколько глаголов-исключений встретили в упражнении?
Все глаголы найдены?
Сколько глаголов-исключений осталось найти? Как догадались?
(В записке указано общее количество на -еть и на -ать)
Угадайте, о каких глаголах-исключениях говорится в высказываниях:
1. Различать, воспринимать звуки - Слышать
2. Заставлять двигаться куда-нибудь, откуда-нибудь - Гнать
Вот теперь все глаголы-исключения найдены. Остается найти следующим этапом работы, не изменяют ли они спряжение в разных формах, откуда исключаются, куда включены.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Какой глагол - исключение встретился в песенке?
6. Этап закрепления изученного.
Работа по вариантам.
Образуйте от данных глаголов-исключений различные формы. Сравните личные окончания глаголов.
1 вариант: глаголы с приставками настоящего времени, II лица, единственного числа.
2 вариант: глаголы с возвратным суффиксом - СЯ настоящего времени , II л., единственного числа.
С пятью глаголами составь словосочетания, используя слова из словаря, используя связь управление.
Взаимопроверка. Укажите в листе самоконтроля количество допущенных ошибок при написании безударных личных окончаний глаголов, слов из словаря.
7. Этап применения полученных знаний в творческой работе разноуровневого характера.
I группа - собирает разрезанные
пословицы;
II группа - вставляет в такие же пословицы
пропущенные орфограммы;
III группа - вставляет пропущенные слова.
Самопроверка с комментарием орфограмм. Отметка в листе самоконтроля о выполнении творческого задания.
Работа с сигнальными карточками. Какого спряжения глаголы встретились в пословицах. .
Дареному коню в зубы не смотрят.
Рыбак рыбака видит издалека.
Услышишь звон, да (не) знаешь, где он.
Бумага все стерпит.
За двумя зайцами погонишься, ни одного (не)
поймаешь.
Сколько волка (не) корми, а он все в лес смотрит.
8. Этап запоминания глаголов-исключений.
Работа с пословицами показала, что нашим предкам нужны были эти слова. Но современный русский язык стал богаче и разнообразнее. Может быть, нет необходимости загружать свою память запоминанием целой группы слов-исключений из правил.
Работа по картине В. М. Васнецова "Богатыри".
Составьте предложения по картине.
Дополните данные предложения:
Богатыри... вдаль.
Богатыри... в дали.
Удалось ли обойтись без глаголов-исключений? (Нет)
Тогда придется их заучить, чтобы употреблять не только в устной, но и в письменной речи грамотно.
9. Этап промежуточного контроля за усвоением новых знаний.
Тест. В листе самоконтроля запишите запомнившиеся глаголы-исключения.
Подведение итогов показало, что не все обучающиеся запомнили 11 глаголов-исключений.
10.
Чтобы запомнить глаголы-исключения, мы применили упражнения с включением зрительной, слуховой памяти. А теперь подключим тактильную память.
Разрежьте данные глаголы-исключения и постарайтесь их срифмовать.
Кому трудно, обратитесь в упражнение за помощью.
Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Терпеть, держать, дышать,
Вертеть, обидеть, гнать.
Смотреть, обидеть, видеть,
Дышать и ненавидеть,
Зависеть, слышать, гнать,
Терпеть, вертеть, держать.
11.
Я предлагаю еще раз обратиться к картине "Богатыри", подключив ассоциативную память, запомнить глаголы-исключения в таком порядке:
Гнать, держать,
Дышать и слышать.
Смотреть, видеть, ненавидеть.
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.
12.
В класс незаметно, озираясь по сторонам, входит неизвестный человек в образе шпиона, который говорит, что только для ребят раскроет секрет одного очень важного документа, который ему достался в наследство. (Литература. Т. Рик. “Здравствуй, дядюшка Глагол!” -М.: РИО “Самовар”, 1998 год, с.76.)
Когда-то, ребята,
Во времечко оно
Второе спряжение
Имело шпиона.
Здесь его инструкции.
В них шпионьи функции.
Вот они, спешите видеть:
От связного не зависеть,
Всех "клиентов" ненавидеть,
побольнее их обидеть.
Стойко трудности терпеть,
Над собой лассо вертеть,
Через щелочку под дверью
За врагом своим смотреть.
По шоссе машину гнать
И в зубах кинжал держать,
Чтоб за стенкой голос слышать,
Совершенно не дышать.
- Вот какая нелегкая жизнь у шпиона. Все выделенные глаголы и спряжения, не забудьте их!
13. Этап контроля. Диктант.
Кто вперед смотрит, тот далеко видит. Воду в решете не удержишь. Не посмотришь - не увидишь, не расспросишь - не найдешь. Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного не воротишь.
Слышит звон, да не знает, где он.
14. Этап комментирования домашнего задания.
а) Зарисовать глаголы-исключения по лексическому значению.
б) Индивидуальные творческие задания записаны на обороте листа с классной работой.
15. Этап подведения итогов.
Что узнали на уроке? Какое настроение в конце урока? Зарисуй на листе самоконтроля.
Сделай отметки о количестве устных ответов на уроке.
Если на листе самоконтроля выставлено 4-5 плюсов - оценка за урок "5".
Покажите сигнальные карточки.
Если выставлены 3 плюса - оценка "4".
Покажите сигнальные карточки.
Троек на уроке не получили.
Благодарю всех за урок.