Цели урока: [Слайд 1]
- решение составных и простых задач
разного типа;
- повторение умножения на 2 и 3, использование
случаев внетабличного умножения;
- решение уравнений разного уровня;
- вычисление периметра многоугольника,
определение вида фигуры;
- развитие логического и абстрактного мышления,
речи учащихся;
- развитие моторики мышц рук;
- развитие вычислительных навыков;
- воспитание интереса к птицам;
- воспитание культуры труда;
- воспитание самостоятельности к активности в
познавательных процессах.
Оборудование: [Слайд 2]
Классная доска, мел; презентация (автор Марданова Е.У.); именные “пёрышки” с задачами; карточки с математическим диктантом; карточки с заданием на порядок действий; квадраты белой бумаги размером 10x10; тетради; карточки с задачами; магнитофон, запись “Танец маленьких лебедей”.
Ход урока
I. Организационный момент.(Ученики выполняют работу на карточках – получается лебедь). [Слайд 4]
Умножение на 2 и 3.
III. Сообщение темы урока.Мы будем решать задачи и складывать фигурку лебедя. [Слайд 5]
IV. Решение геометрической задачи. [Слайд 6]1) Определение фигуры – квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, четырёхугольник, многоугольник. [Слайд 7]
2) Найти периметр данного квадрата. [Слайд 8]
а = 10 см
Рк= 4 • a
Рк= 4 • 10 = 40 см.
3) Сложите квадрат в треугольник для получения диагонали. Назовите вид треугольника: равнобедренный, прямоугольный. [Слайд 9]
4) Найдите периметр данного треугольника. [Слайд 10]
Рт= 10+10+14 = 34 см
5) На сколько сантиметров периметр квадрата больше периметра треугольника?
40 – 34 = 6 см.
6) Запись ответа.
Ответ: Рк= 40 см, Рт= 34 см, на 6 см больше. [Слайд 11]
Схема складывания № 1. [Слайд 12]
V. Решение задач.1) Устно: [Слайд 13] Петя получил за неделю 6 “лебедей” в дневник. А в парковом пруду плавало 2 лебедя. Во сколько раз больше “лебедей” в дневнике Пети, чем в пруду?
2) № 1. (карточка с задачами) На болоте живёт 7 пар лебедей. Сколько всего лебедей живёт на болоте?
Схема складывания № 2.
Сложить базовую форму “воздушный змей”. [Слайд 14]
1. Письменно. [Слайд 15]
№ 6. (карточка с задачами) На одном озере в 20 гнёздах лебедей было снесено по 3 яйца, а на другом озере в таких же гнездах было по 5 яиц. Сколько всего лебедят может вылупиться на этих озёрах?
Решите задачу разными способами.
Составление краткой записи. [Слайд 16]
На доске – учитель; дети – в тетрадях.
Решение на доске и в тетрадях.
1 способ: 3 • 20 + 5 • 20 = 160 (яиц).
2 способ: (3 + 5) • 20 = 160 (яиц).
Ответ: 160 лебедят. [Слайд 17]
№ 7. (карточка с задачами) В прошлом году лебеди вырастили 48 птенцов по 4 птенца в каждой семье. В этом году эти же лебединые семьи вырастили по 6 птенцов. Сколько всего птенцов лебеди в этом году?
Составление краткой записи и решение задачи – самостоятельно.
Решение: 6 • (48 : 4) = 72 (п.).
Ответ: 72 птенца.
Проверка решения – на доске.
Схема складывания № 3.
Следующий этап складывания фигурки лебедя. [Слайд 18]
VI. Физкультминутка под музыку “Танец маленьких лебедей”. [Слайд 19] VII. “Лебеди летели и на числа сели”. Решение уравнений. [Слайды 20, 21]1 вариант: “лебедь” + 21 + 19 = 80 • 3 |
“лебедь” = 200 |
2 вариант: 48 – 8 - “лебедь” = 15 |
“лебедь” = 25 |
3 вариант: “лебедь” - 16 = 32 |
“лебедь” = 48 |
Схема складывания № 4.
Следующий этап складывания фигурки лебедя. [Слайд 22]
VIII. Самостоятельное решение задач с карточки (это именные “пёрышки”) [Слайд 23]1 вариант —> № 3. На озере кормятся 42 утки. А лебедей в 6 раз меньше, чем уток.
Сколько лебедей на озере?
№ 5. В родные места вернулась стая 24 лебедей. По дороге домой 6 лебедей отстало. Сколько лебедей было в стае сначала?
2 вариант —> № 2. На реке отдыхают 10 уток, а лебедей 6 раз больше. Сколько всего лебедей отдыхает на реке?
№ 4. В стае было 27 лебедей. При возвращении в родные края 3 лебедя отстали. Сколько лебедей прилетело домой?
Схема складывания № 5.
Следующий этап складывания фигурки лебедя. [Слайд 24]
IХ. Итоги урока.- Завершить работу над фигуркой лебедя, подняв ему шею, голову. [Слайд 25]
- Что нового вы узнали на уроке? Что повторили? Чему научились?
Х. Домашнее задание.Проставить порядок действий на карточке; раскраска с примерами “Скворечник”.
ХI. Дополнительное задание.1) Строим “мостик” на русский язык: лебедь – поиск орфограмм; [Слайд 26] на чтение: Вспомните в каких произведениях рассказывается о лебедях? Назовите авторов этих произведений. [Слайд 27]
2) Почему погибают малые лебеди? [Слайд 28]