Интегрированный урок: математика и оригами, 2 класс. Тема урока: "Решение задач. Складывание фигуры лебедя"

Разделы: Математика, Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, оригами, геометрия


Цели урока: [Слайд 1]

- решение составных и простых задач разного типа;
- повторение умножения на 2 и 3, использование случаев внетабличного умножения;
- решение уравнений разного уровня;
- вычисление периметра многоугольника, определение вида фигуры;
- развитие логического и абстрактного мышления, речи учащихся;
- развитие моторики мышц рук;
- развитие вычислительных навыков;
- воспитание интереса к птицам;
- воспитание культуры труда;
- воспитание самостоятельности к активности в познавательных процессах.

Оборудование: [Слайд 2]

Классная доска, мел; презентация (автор Марданова Е.У.); именные “пёрышки” с задачами; карточки с математическим диктантом; карточки с заданием на порядок действий; квадраты белой бумаги размером 10x10; тетради; карточки с задачами; магнитофон, запись “Танец маленьких лебедей”.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Запись даты, классной работы.
  2. Прописать цифру “2”. [Слайд 3].

II. Математический диктант с рисунком “Лебедь”.

(Ученики выполняют работу на карточках – получается лебедь). [Слайд 4]

Умножение на 2 и 3.

III. Сообщение темы урока.

Мы будем решать задачи и складывать фигурку лебедя. [Слайд 5]

IV. Решение геометрической задачи. [Слайд 6]

1) Определение фигуры – квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, четырёхугольник, многоугольник. [Слайд 7]

2) Найти периметр данного квадрата. [Слайд 8]

а = 10 см
Рк= 4 • a
Рк= 4 • 10 = 40 см.

3) Сложите квадрат в треугольник для получения диагонали. Назовите вид треугольника: равнобедренный, прямоугольный. [Слайд 9]

4) Найдите периметр данного треугольника. [Слайд 10]

Рт= 10+10+14 = 34 см

5) На сколько сантиметров периметр квадрата больше периметра треугольника?

40 – 34 = 6 см.

6) Запись ответа.

Ответ: Рк= 40 см, Рт= 34 см, на 6 см больше. [Слайд 11]

Схема складывания № 1. [Слайд 12]

V. Решение задач.

1) Устно: [Слайд 13] Петя получил за неделю 6 “лебедей” в дневник. А в парковом пруду плавало 2 лебедя. Во сколько раз больше “лебедей” в дневнике Пети, чем в пруду?

2) № 1. (карточка с задачами) На болоте живёт 7 пар лебедей. Сколько всего лебедей живёт на болоте?

Схема складывания № 2.

Сложить базовую форму “воздушный змей”. [Слайд 14]

1. Письменно. [Слайд 15]

№ 6. (карточка с задачами) На одном озере в 20 гнёздах лебедей было снесено по 3 яйца, а на другом озере в таких же гнездах было по 5 яиц. Сколько всего лебедят может вылупиться на этих озёрах?

Решите задачу разными способами.

Составление краткой записи. [Слайд 16]

На доске – учитель; дети – в тетрадях.

Решение на доске и в тетрадях.

1 способ: 3 • 20 + 5 • 20 = 160 (яиц).

2 способ: (3 + 5) • 20 = 160 (яиц).

Ответ: 160 лебедят. [Слайд 17]

№ 7. (карточка с задачами) В прошлом году лебеди вырастили 48 птенцов по 4 птенца в каждой семье. В этом году эти же лебединые семьи вырастили по 6 птенцов. Сколько всего птенцов лебеди в этом году?

Составление краткой записи и решение задачи – самостоятельно.

Решение: 6 • (48 : 4) = 72 (п.).

Ответ: 72 птенца.

Проверка решения – на доске.

Схема складывания № 3.

Следующий этап складывания фигурки лебедя. [Слайд 18]

VI. Физкультминутка под музыку “Танец маленьких лебедей”. [Слайд 19]

VII. “Лебеди летели и на числа сели”. Решение уравнений. [Слайды 20, 21]

1 вариант: “лебедь” + 21 + 19 = 80 • 3

“лебедь” = 200

2 вариант: 48 – 8 - “лебедь” = 15

“лебедь” = 25

3 вариант: “лебедь” - 16 = 32

“лебедь” = 48

Схема складывания № 4.

Следующий этап складывания фигурки лебедя. [Слайд 22]

VIII. Самостоятельное решение задач с карточки (это именные “пёрышки”) [Слайд 23]

1 вариант —> № 3. На озере кормятся 42 утки. А лебедей в 6 раз меньше, чем уток.

Сколько лебедей на озере?

№ 5. В родные места вернулась стая 24 лебедей. По дороге домой 6 лебедей отстало. Сколько лебедей было в стае сначала?

2 вариант —> № 2. На реке отдыхают 10 уток, а лебедей 6 раз больше. Сколько всего лебедей отдыхает на реке?

№ 4. В стае было 27 лебедей. При возвращении в родные края 3 лебедя отстали. Сколько лебедей прилетело домой?

Схема складывания № 5.

Следующий этап складывания фигурки лебедя. [Слайд 24]

IХ. Итоги урока.

- Завершить работу над фигуркой лебедя, подняв ему шею, голову. [Слайд 25]

- Что нового вы узнали на уроке? Что повторили? Чему научились?

Х. Домашнее задание.

Проставить порядок действий на карточке; раскраска с примерами “Скворечник”.

ХI. Дополнительное задание.

1) Строим “мостик” на русский язык: лебедь – поиск орфограмм; [Слайд 26] на чтение: Вспомните в каких произведениях рассказывается о лебедях?   Назовите авторов этих произведений. [Слайд 27]

2) Почему погибают малые лебеди? [Слайд 28]

Приложение