Цели урока:
- выявить степень усвоения учащимися изученного материала, их умения решать уравнения и задачи с помощью составления уравнений;
- расширение кругозора;
- развитие логического мышления ; развитие навыков самостоятельной работы.
Оборудование: на каждую парту карточки с изображением точек звёздного неба, точки имеют свои числа. Показ карт с помощью мультимедиа.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя о необычном проведении урока и его целях.
2. Формирование новых знаний и закрепление изученного материала.
Расположение звёзд и очертания созвездий люди изображали ещё в глубокой древности. Современные карты звёздного неба не содержат рисунков, на них небо разделено на 88 участков разной величины. Границы участков проходят по линиям координатной сетки. Каждый участок звёздной карты и есть созвездие. Их древние названия сохранились.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми созвездиями и попробуем изобразить их рисунок.
3. Перед вами фрагмент карты звёздного неба .
Найдите на нём созвездие Близнецы. Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды, которым соответствуют найденные ответы (карточка № 1)
1-4 . Решите уравнения.
1). 50х = 5 ; 3) 8( х-20) = -8х;
2) 15 – 0,6у = 0; 4) у – (9+6у) = 36.
5) Восстановите правую честь уравнения по его сохранившемуся решению:
-2/5 * х = …
Х = 10.
6) При каком значении переменной:
А) значение выражений 8,2а + 46 и 3,2а + 19 равны;
Б) значение выражения 4с – 1 на 1/5 больше значения выражения 2с – 1?
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6,а | 6,б |
Ответ | 0,1 | 25 | 10 | -9 | -4 | -5,4 | 0, 1 |
Ответ: Близнецы.
Близнецы – самое северное из зодиакальных созвездий. Наблюдается зимой. Наиболее яркие звёзды – Кастор и Поллукс. Так звали братьев – близнецов, отправившихся вместе с Ясоном в поход за золотым руном. Более яркий Поллукс имеет оранжевый цвет. При ближайшем рассмотрении эта звезда оказывается системой из четырёх звёзд. В близнецах есть звёздное скопление М35, насчитывающее около 120 звёзд.
4. Самостоятельная работа.
Задание по вариантам. Решить задачи с помощью уравнений. Соединить последовательно звёзды по найденным ответам (карточка № 2).
1 вариант.
1. Длина прямоугольника в 6 раз больше ширины, а его периметр равен 196 см. Чему раны стороны прямоугольника?
2. Один астроном посчитал на небе звёзды, другой астроном увеличил число звёзд на 23, а третий уменьшил на 1. Результат, подсчитанный вторым астрономом оказался в 7 раз больше, чем результат, подсчитанный третьим астрономом. Какое число звёзд посчитал первый астроном?
3. Масса ящика с яблоками 22 кг и ещё половина его массы. Какова масса ящика с яблоками?
4. Кадет отправившись в школу сначала едет на автобусе, а потом идет пешком. Вся дорога у него занимает 26 минут. Идёт пешком он на 6 минут дольше, чем едет на автобусе. Сколько минут кадет едет на автобусе?
5. В первом контейнере в 5 раз больше листов бумаги, чем во втором. Когда из первого контейнера взяли 25 листов бумаги, а во второй добавили ещё 15 листов, то в обоих контейнерах листов бумаги стало поровну. Сколько листов бумаги было в обоих контейнерах первоначально?
2 вариант.
Длина прямоугольника в два раза больше ширины, а его периметр равен 138 см. Найдите размеры прямоугольника.
2. Ученик задумал число, прибавил к нему 7, полученную сумму умножил на 3 и из произведения вычел 47, после чего получил задуманное число. Какое число задумал ученик?
3. На ферме 1000 кроликов и кур, у них 3150 ног. Сколько кроликов и сколько кур на ферме?
4. Чтобы наблюдать комету учёный был вынужден совершить путешествие. Часть пути в 600 км он пролетел на самолёте, а часть проехал на автобусе. На самолёте он проделал путь в 9 раз больший, чем на автобусе. Сколько км учёный проехал на автобусе?
5. На одном участке было посажено в 5 раз больше роз, чем на другом. После того, как с первого участка увезли 50 роз, а на второй посадили ещё 90, на обоих участках цветов стало поровну .Сколько всего роз было на двух участках первоначально?
задача | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 вариант | 14, 84 | 5 | 44 | 10 | 60 |
2 вариант | 23, 46 | 13 |
575, 425 |
60 | 210 |
Ответы: Кассиопея, Цефей.
Показ мультимедиа.
Кассиопея и Цефей являются околополярными созвездиями. Они всегда доступны для наблюдения жителям средних широт.
Кассиопея – это созвездие было известно ещё древнегреческому астроному Птолемею, жившему во втором веке до нашей эры. В греческой мифологии Кассиопея – жена царя Эфиопии Цефея – похвалялась перед всеми своей красотой и тем самым навлекла гнев богов. В 1572 г. в созвездии Кассиопеи вспыхнула яркая звезда, которая ярко светила несколько недель, а затем блеск её померк, и она пропала, оставив после себя источник космического радиоизлучения. Позже такие звёзды стали называть сверхновыми.
Цефей – не очень яркое созвездие. Оно расположено между Кассиопеей и Малой Медведицей. Самая примечательная звезда - дельта Цефея. Она меняет свой блеск и дала название целому классу переменных звёзд – цефеид. Эти звёзды ритмично пульсируют, а их радиус меняется на несколько миллионов км.
5. Итог урока.Тетради сдаём на проверку, карточки с получившимися созвездиями вложить в тетрадь.
6. Задание на дом.Придумать три задачи, решаемые с помощью уравнений . Нарисовать красочно любое созвездие и написать краткие сведения о нём.
Тезисы.
- Цели урока.
- Повторение изученного материала “ Решение линейных уравнений” с параллельным формированием новых знаний из курса астрономии “Созвездия”.
- Самостоятельная работа по пройденной теме “ Решение линейных уравнений”, учитывающая познавательный интерес к рисунку созвездий.
- Показ мультимедиа о созвездиях.
- Итог урока.
Творческое домашнее задание.