Цель урока:
расширение знаний учащихся по теме: “Действия с десятичными дробями”.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с решением старинных русских задач, создать представление о математическом просвещении XVII-XVIII веках;
- развивать познавательную активность, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- воспитывать интерес к предмету через элементы русского народного фольклора.
Ход урока
Сегодня мы проводим необычный урок, урок – математический журнал “Преданья старины далёкой”.
Листая страницы журнала, мы будем решать старинные русские задачи, вспомним старинные русские меры, прикоснемся к эпохе просвещения XVII-XVIII веков.
Работать будем в группах, результата работы будет отражен на доске.
1 страница 5 баллов |
2 страница 10 баллов |
3 страница 6 баллов |
4 страница 5 баллов |
5 страница 5 баллов |
6 страница итог |
|
I группа II группа III группа |
Решение всех задач оформляем в тетради. В конце урока тетрадь сдаем.
Открываем первую страницу журнала.
“Книга - книгой, а своим умом двигай”.
У известного русского художника Богданова-Бельского есть картина, изображающая занятия устным счётом. Здесь художник изобразил учеников сельской школы старого, дореволюционного времени. В классе возле доски учитель, а около него стоят ученики, занятые устным (счетом) решением трудного примера. Учитель на этой картине - известный педагог С. А. Рачинский. Ученики сосредоточены и увлечены работой, т. к. пример действительно труден и интересен (рис. 1).
Решите и вы этот пример устно: (рис. 1).
Следующая страница № 2 идет под девизом:
“Один ум хорошо, а два – лучше”.
Одним из первых учебников математики в России начала XVIII века была книга “Арифметика” Леонтия Филимоновича Магницкого.
Вам предлагается решить две задачи из этого старинного учебника.
Задача № 1. Купил некто трёх сукон. Единого взял 15-ю аршин больше перед другим, а другого 10-ю больше перед третьим. И ведательно есть, колико всего сукна взято было, ежели третьего взято было 57 аршин.
Разберём смысл задачи, переведём её на современный язык и сделаем краткую запись.
I вида на 15 аршин >, чем II.
II вида на 10 аршин >, чем III.
III вида – 57 аршин.
Решение:
- 57 + 10 = 67(аршин).
- 67 + 15 = 82 (аршин).
- 82 + 67 + 57 = 206 (аршин).
67 аршин сукна вида было взято.
82 аршина сукна вида было взято.
206 аршин всего сукна было взято.
Ответ: 206 аршин.
Дополнительный вопрос: чему равен 1 аршин?
Ответ: 1аршин = 71, 1 см.
Задача № 2. Юноша некий пошёл с Москвы к Вологде и идёт на всякий день по 30 вёрст. А другой пошёл после его на следующий день. И на всякий день идёт 35 вёрст. Во сколько дней тот юноша постиг прежнего юношу, сочти.
Переведём текст задачи на современный язык.
Решение:
Первый способ.
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день | |
1 юноша | 30 вёрст | 60 вёрст | 90 вёрст | 120 вёрст | 150 вёрст | 180 вёрст | 210 вёрст |
2 юноша | 35 вёрст | 70 вёрст | 105 вёрст | 140 вёрст | 175 вёрст | 210 вёрст |
Ответ: через 6 дней.
Второй способ.
- 35 – 30 = 5 (вёрст).
- 30 : 5 = 6 (дней).
На 5 вёрст больше проходил второй юноша.
Через 6 дней второй юноша догонит первого.
Ответ: через 6 дней.
Страница № 3.
“На торгу деньга проказлива”.
В старину на Руси были совсем другие меры веса, длины, денежные единицы. В литературе, при решении старинных задач, реже – в повседневной жизни мы встречаемся с такими мерами.
Перечислим их: (используя таблицу).
Меры веса |
Меры длины |
Денежные единицы |
Ласт = 1,2м Кадь = 230 кг Берковец = 1, 64 ц Пуд = 16 кг Фунт = 454 г Безмен = 409, 5 г Золотник = 4, 3 г |
Миля = 1, 6 км Верста = 1, 07 км Сажень = 2, 13 м Аршин = 71, 1 см Дюйм = 2, 5 см Вершок = 4, 45 см Линия = 2, 5 мм Косая сажень = 2, 48 м Пядь = 4 вершка |
Рубль = 2 полтины Полтина = 50 коп Пятиалтынный = 15 коп Гривенник = 10 коп Алтын = 3 коп 2 деньги = 1 коп Грош = ? коп Полушка = ? коп |
Задание: Какие меры написаны на карточке?
Как вы думаете, какое слово здесь лишнее и почему? (Группа выбирает себе карточку).
а) кадь, безмен, ласт, килограмм, пуд.
б) аршин, верста, миля, метр, дюйм.
в) полушка, копейка, полтина, алтын, грош.
г) миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр.
А сейчас попадём на ярмарку.
Вам будет предложен товар для покупки. Ваша задача сосчитать стоимость покупки в современных денежных единицах.
(Звучит русская народная песня “Коробейники”, входят купцы-торговцы).
1 Купец: Здравствуйте, добры молодцы и красны
девицы!
Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку.
Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару
разного много.
Покупайте, не скупитесь!
2 Купец: Будет куплен весь товар, и у нас будет навар.
3 Купец: Добры молодцы, красны девицы!
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли.
Вы нам денег принесли, а мы товару припасли!
4 купец: Продаётся зоосад: два цыплёнка, пять гусят.
1 купец: В нашем краю, словно в раю:
Рябину, грибы корзиной бери.
Кладу на весы два фунта еды.
Покупай грибы, за фунт полтину плати.
3 купец: Продаётся модный жилет, модный жилет с поношенным пиджаком, стоит полтора рубля с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?
Прейскурант цен.
Гусёнок Полтина с алтыном |
Цыплёнок 3 пятиалтынных |
Мышонок 2 деньги |
Поросёнок 3 полтины |
Крот 8 полушек |
Ёж 2 алтына |
Уж Алтын с полушкой |
Черепаха Гривенник |
4 купец: Продаётся чебак, 2 фунта весом, на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника. За цепочку золотую – 5 рублей с пятиалтынным.
(Сколько стоит весь товар?)
2 купец: Продаются в лесопарке 2 мышонка, 2 крота. Налетай, покупай!
1 купец: Капуста не пуста, сама летит в уста.
Один фунт капусты стоит полтину.
Бери хоть всё, хоть половину.
Один кочан – 3 фунта весом, другой кочан – 5 фунтов.
1 купец: Папаха боярская с сапогами изношенными, вместе стоят без четырёх грошей 6 рублей с полтиной. Покупай!
4 купец: Продаётся курица 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые, сом в 2 фунта, не простой, учёный.
1 фунт сома стоит 1 рубль с двумя гривенниками, 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без двух грошей. Сколько стоит вся покупка?
Учащиеся подходят, берут “товар” - задачи, решают их, говорят ответ. Торговец при верном ответе говорит: “Товар продан”.
Ярмарка закрывается.
Итак, вы побывали на ярмарке.
- Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?
- Скажите, когда в России был осуществлён переход от старинных мер к современной метрической системе мер?
(Начало перехода – в 1889 году, обязательно – с 1918 года).
- Как вы думаете, почему же на торгу деньга проказлива?
Страница № 4
“Старая пословица ввек не сломится”.
Вы знаете много пословиц, где встречаются старинные русские меры. Каждая группа должна назвать 4 пословицы (не повторяясь).
Учащиеся называют:
- Мал золотник, да дорог. Велик пень, да дуплист.
- Грош цена.
- Сам с вершок, голова с вершок.
- От горшка два вершка.
- Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
- Работнику – алтын, а подрядчику – полтина.
- Чтобы человека узнать, нужно с ним пуд соли съесть.
- Семь пядей во лбу.
- Косая сажень в плечах.
- Деньга торгу большак.
- Швецу – гривка, а закройщику – рубль.
- Копейка рубль бережёт.
- Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…
- У нашего Андрюшки нет и полушки.
- Из худого кармана и последний грош вылетит.
- Денег ни гроша, да слава хороша.
- Всяк на свой аршин меряет.
Из слов составить пословицу и объяснить её литературный и математический смысл.
I. Семь пядей во лбу.
II. Косая сажень в плечах.
Страница № 5
“Сказка ложь, да в ней намёк”.
Инсценировка задачи – сказки “Крестьянин и чёрт”.
Идёт крестьянин и плачет:
-Эхма! Жизнь моя горькая! Заела нужда совсем! Вот в кармане только несколько грошей медных болтается, да и те сейчас нужно отдать. И как это у других бывает, что на всякие свои деньги они ещё деньги получают. Право, хоть бы кто помочь мне захотел.
Только успел это сказать, как глядь, а перед ним чёрт стоит.
- Что ж, - говорит, - если хочешь, я тебе помогу. И это совсем не трудно. Вот видишь этот мост через реку?
- Вижу!- говорит крестьянин, а сам заробел.
- Ну так стоит тебе только перейти через мост – у тебя будет вдвое больше денег, чем есть. Перейдёшь назад, опять станет вдвое больше, чем было. И каждый раз, как только ты будешь переходить мост, у тебя будет ровно вдвое больше денег, чем было до этого перехода.
- Ой ли?- говорит крестьянин.
- Верное слово!- уверяет чёрт.- Только, чур, уговор! За то, что я тебе удваиваю деньги, ты каждый раз, перейдя через мост, отдавай мне по 24 копейки, иначе не согласен.
- Ну, что же, это не беда! – говорит крестьянин. – Раз деньги всё будут удваиваться, так от чего же 24 копейки тебе каждый раз не дать? Ну-ка, попробуем!
Перешёл он через мост один раз, посчитал деньги. Действительно, стало вдвое больше. Бросил он 24 копейки чёрту и перешёл мост второй раз. Опять денег стало вдвое больше, чем перед этим. Отсчитал он 24 копейки, отдал чёрту и перешел мост в третий раз. Денег стало снова вдвое больше. Но только их и оказалось ровнёхонько 24 копейки, которые по уговору он должен был отдать чёрту. Отдал он их и остался без копейки. Сколько же у крестьянина было денег сначала?
Прогадал крестьянин! Видно на чужой совет всегда надо ещё свой ум иметь.
Учащиеся решают задачу-сказку.
Страница № 6
“Каждому – по делам его”.
Подводим итоги, подсчитываем баллы, выставляем оценки.
Литература:
- Ф. Ф. Нагибин “Математическая шкатулка”, издательство “Просвещение” , 1984г.
- Газета “Математика”, № 4 1997 год, А. Пудова, “Я иду на урок”
- Н. Виленкин Учебник “Математика 5 класс”, издательство “Мнемозина”, 2000г.
- Е. И. Игнатьев “В царстве смекалки”, Москва “Наука”,1984 г.
- Э. В. Померанцева “Русские пословицы и поговорки”, Москва “Детская литература”, 1973г.