Конспект урока внеклассного чтения во 2-м классе на тему: Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”

Цели урока:

  • продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;
  • умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям;
  • развивать мышление детей, их речь;
  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2-3 раза).

II. Сообщение темы урока.

  • На уроке чтения мы прочитали много произведений про сказочных человечков.
  • Кого вы можете назвать?
  • А к уроку внеклассного чтения вы читали книгу Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”
  • Как понимаете слово “приключение”? (ответы детей)
  • А в толковом словаре С.И. Ожегова слово объясняется так “приключение ? происшествие, неожиданный случай в жизни”.

III. Работа с произведением.

1. Кроссворд.

  • Проверим вашу внимательность.
  • Отгадаем кроссворд.
    Н е з н а й к а
А в о с ь к а      
Г у с л я          
  Т о р о п ы ж к а
  Ц в е т и к      
  1. Главный герой романа-сказки про коротышек.
  2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи:
    У …….. под подушкой
    Лежит сладкая ватрушка.
  3. Замечательный музыкант цветочного города. Умел играть на разных инструментах.
  4. Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.
  5. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя).

Прочитайте какое слово получилось.

2. О писателе.

  • Кто же автор этой книги?
  • Он написал много книг для детей (выставка книг).
  • Вот его портрет.
  • Что можно сказать о человеке по его виду? (жизнерадостный, веселый)

Обобщаю ответы детей:

Носов Николай Николаевич родился 10 ноября 1908 года в г. Киеве. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Автор книг для детей: повести “Витя Малеев в школе и дома” (1951), цикла юмористических рассказов “Фантазёры” (1957; одноименный фильм, 1966); “Приключения Незнайки и его друзей” (1954); “Незнайка в Солнечном городе” (1958); “Незнайка на Луне” (1964—65). “Повесть о моём друге Игоре” опубликована в 1972году. Эта повесть о формировании характера ребёнка-дошкольника.

В прозе Носова, насыщенной юмором и игрой, познавательный материал передается через любознательного и смешного мальчишку-непоседу. Некоторые произведения Носова переведены на иностранные языки.

Он награжден Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР им. Н. К. Крупской в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.

Другой детский писатель Лев Кассиль так отзывался о творчестве Носова: “Носов пишет с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…”

3. Жанр.

  • Когда вы читали сказку, то обратили внимание на слова “роман-сказка”.
  • Чем же отличается “роман-сказка” от “сказки”? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий)

4. Анализ содержания сказки. I глава.

    • Где жили коротышки?
    • Сколько их было?
    • Почему их так назвали?

    а) выборочное чтение.

    • Кем был Пилюлькин?
    • Найдите о нем в I главе и прочитайте.
    • Теперь давайте прочитаем о Сиропчике.
    • Что узнали о Пульке?

    б) рассказы о главных героях.

    • В I главе говорится о главном герое городка.
    • Кто это? (Знайка).
    • Расскажите, что вы узнали о Знайке?
    • А кто был главным героем произведения?
    • Расскажите о нем.

    в) Чтение цепочкой.

    • После какой истории прославился Незнайка?
    • Найдите этот отрывок. Прочитаем его цепочкой. с. 9.

    г) Беседа по прочитанному.

    • Почему так подумал Незнайка? (не знал)
    • Чему ему надо поучиться у Стекляшкина? (наблюдательности)

4а.Физминутка. Упражнение для глаз, наклоны головы.

5. Вторая глава.

    • Как называется вторая глава?
    • О чем пойдет речь?

    а) Прочитаем отрывок из II главы по ролям.

    Автор - 1 ученик.

    Незнайка - 2 ученик.

    Гусля - 3 ученик.

    б) беседа.

    • Почему ушел Гусля?
    • Что было главное для Незнайки в музыке? (громко).
    • А как об этом думал Гусля? (красота).
    • Умел ли играть Незнайка?
    • А хотел?
    • Как он говорил об обучении игре? (“зачем учиться, я и так умею…”)

    в) работа над пословицей.

    “Мало хотеть, надо уметь”

    • Как понимаете смысл пословицы?
    • Что бы посоветовали Незнайке?

6. О сюжетных линиях сказки.

    а) как называется книга?

    • О каких приключениях узнали?
    • Куда попали малыши?
    • Чему удивились?
    • Чем закончилось их путешествие?

    б) Викторина.

    1. Сколько сиропа получали малышки из одного арбуза в Зеленом городке? (несколько бочек).
    2. Кому принадлежат слова не мешайте мне врать…? (Незнайке)
    3. Что важнее для малышек в портрете: красота или сходство? (красота)

    в) Итоговая беседа.

    • В какой главе говорится о том, что Незнайка изменился?

    С. 165 читает учитель.

    • Чему научила вас сказка? (наблюдательности, трудолюбию, важности приобретения знаний, дружбе)
    • Закончилась книга, а приключения? (Есть другие приключения: “Незнайка на Луне”, “Незнайка в Солнечном городе”).

7. Картинная галерея

    • Это рисунки детей по прочитанной книге. Так вы себе представляете героев.
    • А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышки
    • Какое имя предложили?
    • Чем он мог заниматься?
    • Чему учила нас книга? Какие выводы вы сделали для себя?