Тема урока: Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”
Цели урока:
- продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;
- умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям;
- развивать мышление детей, их речь;
- воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2-3 раза).
II. Сообщение темы урока.
- На уроке чтения мы прочитали много произведений про сказочных человечков.
- Кого вы можете назвать?
- А к уроку внеклассного чтения вы читали книгу Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”
- Как понимаете слово “приключение”? (ответы детей)
- А в толковом словаре С.И. Ожегова слово объясняется так “приключение ? происшествие, неожиданный случай в жизни”.
III. Работа с произведением.
1. Кроссворд.
- Проверим вашу внимательность.
- Отгадаем кроссворд.
Н | е | з | н | а | й | к | а | ||
А | в | о | с | ь | к | а | |||
Г | у | с | л | я | |||||
Т | о | р | о | п | ы | ж | к | а | |
Ц | в | е | т | и | к |
- Главный герой романа-сказки про коротышек.
- Один из двух братьев, про которого Незнайка
сочинил стихи:
У …….. под подушкой
Лежит сладкая ватрушка. - Замечательный музыкант цветочного города. Умел играть на разных инструментах.
- Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.
- Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя).
Прочитайте какое слово получилось.
2. О писателе.
- Кто же автор этой книги?
- Он написал много книг для детей (выставка книг).
- Вот его портрет.
- Что можно сказать о человеке по его виду? (жизнерадостный, веселый)
Обобщаю ответы детей:
Носов Николай Николаевич родился 10 ноября 1908 года в г. Киеве. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Автор книг для детей: повести “Витя Малеев в школе и дома” (1951), цикла юмористических рассказов “Фантазёры” (1957; одноименный фильм, 1966); “Приключения Незнайки и его друзей” (1954); “Незнайка в Солнечном городе” (1958); “Незнайка на Луне” (1964—65). “Повесть о моём друге Игоре” опубликована в 1972году. Эта повесть о формировании характера ребёнка-дошкольника.
В прозе Носова, насыщенной юмором и игрой, познавательный материал передается через любознательного и смешного мальчишку-непоседу. Некоторые произведения Носова переведены на иностранные языки.
Он награжден Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР им. Н. К. Крупской в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.
Другой детский писатель Лев Кассиль так отзывался о творчестве Носова: “Носов пишет с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…”
3. Жанр.
- Когда вы читали сказку, то обратили внимание на слова “роман-сказка”.
- Чем же отличается “роман-сказка” от “сказки”? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий)
4. Анализ содержания сказки. I глава.
- Где жили коротышки?
- Сколько их было?
- Почему их так назвали?
- Кем был Пилюлькин?
- Найдите о нем в I главе и прочитайте.
- Теперь давайте прочитаем о Сиропчике.
- Что узнали о Пульке?
- В I главе говорится о главном герое городка.
- Кто это? (Знайка).
- Расскажите, что вы узнали о Знайке?
- А кто был главным героем произведения?
- Расскажите о нем.
- После какой истории прославился Незнайка?
- Найдите этот отрывок. Прочитаем его цепочкой. с. 9.
- Почему так подумал Незнайка? (не знал)
- Чему ему надо поучиться у Стекляшкина? (наблюдательности)
а) выборочное чтение.
б) рассказы о главных героях.
в) Чтение цепочкой.
г) Беседа по прочитанному.
4а.Физминутка. Упражнение для глаз, наклоны головы.
5. Вторая глава.
- Как называется вторая глава?
- О чем пойдет речь?
- Почему ушел Гусля?
- Что было главное для Незнайки в музыке? (громко).
- А как об этом думал Гусля? (красота).
- Умел ли играть Незнайка?
- А хотел?
- Как он говорил об обучении игре? (“зачем учиться, я и так умею…”)
- Как понимаете смысл пословицы?
- Что бы посоветовали Незнайке?
а) Прочитаем отрывок из II главы по ролям.
Автор - 1 ученик.
Незнайка - 2 ученик.
Гусля - 3 ученик.
б) беседа.
в) работа над пословицей.
“Мало хотеть, надо уметь”
6. О сюжетных линиях сказки.
- О каких приключениях узнали?
- Куда попали малыши?
- Чему удивились?
- Чем закончилось их путешествие?
- Сколько сиропа получали малышки из одного арбуза в Зеленом городке? (несколько бочек).
- Кому принадлежат слова не мешайте мне врать…? (Незнайке)
- Что важнее для малышек в портрете: красота или сходство? (красота)
- В какой главе говорится о том, что Незнайка изменился?
- Чему научила вас сказка? (наблюдательности, трудолюбию, важности приобретения знаний, дружбе)
- Закончилась книга, а приключения? (Есть другие приключения: “Незнайка на Луне”, “Незнайка в Солнечном городе”).
а) как называется книга?
б) Викторина.
в) Итоговая беседа.
С. 165 читает учитель.
7. Картинная галерея
- Это рисунки детей по прочитанной книге. Так вы себе представляете героев.
- А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышки
- Какое имя предложили?
- Чем он мог заниматься?
- Чему учила нас книга? Какие выводы вы сделали для себя?