Тема. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Тип урока. Обобщение изученного материала.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока: – закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза;
- осуществить интегрированную связь информатики и истории;
- развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу;
- воспитывать культуру, уважение к собеседнику.
Задачи:
обучающая – сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом; добиться более глубокого и прочного освоения темы;
развивающая – развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации; познакомить обучающихся с современными компьютерными технологиями; повысить интерес к занятиям информатикой и историей;
воспитательная – воспитывать чувство патриотизма; показать на конкретных примерах мужество и стойкость советских солдат, тружеников тыла.
Оборудование: персональный компьютер (14 шт.), мультимедийный проектор, раздаточный материал, исторические документы, архивные материалы, воспоминания.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя информатики
Сегодня мы проведем интегрированный урок посвященный Великой Победе, где вы сможете продемонстрировать приобретенные вами умения и навыки работы на уроках информатики и истории.
II. Объявление темы урока. Постановка целей
Вступительное слово учителя истории
На экране высвечивается слайд с эпиграфом к уроку.
(Приложение 1: файл Эпиграф)
Учитель. Великая Отечественная война… Все дальше и дальше уходят от нас эти годы. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов иногда гоняемся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.
При изучении Великой Отечественной войны мы особое внимание уделяли битвам, ставшим основными, переломными в ходе войны. Дома вы должны были составить две презентации, посвященные Курской и Сталинградской битвам.
В этом году мы будем праздновать 60 лет Великой Победы. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайсент) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии стали холод, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться?
Основная проблема, которую нам предстоит сегодня решить на уроке: "Почему немцы проиграли, а советский народ выиграл эту войну?"
III. Повторение изученного материала
Учитель. Начнем работу с проверки вашей готовности к решению поставленной проблемы с помощью электронного тестового задания.
(Приложение 2: файл Тест по истории)
(Ключ к тесту: 1-1, 2-1, 3-3, 4-2, 5-1, 6-2, 7-2, 8-3, 9-4, 10-3).
Учитель информатики напоминает о технике безопасности во время работы за ПК. Обучающиеся выполняют тест по истории Великой Отечественной войны, состоящий из 10 вопросов и предложенный в компьютерном варианте, который заранее подготовлен учителями истории и информатики. Школьники отвечают на вопросы теста в течение 8 минут. Результаты обрабатываются и оцениваются автоматически. Учитель информатики следит за правильностью работы за ПК.
IV. Защита презентаций
Учитель. Предлагаем вашему вниманию защиту презентаций о Сталинградской и Курской битвах, которые подготовили творческие группы школьников.
Первая творческая группа представляет презентацию на тему “Сталинградская битва”.
(Приложение 3: файл Сталинградская битва)
Вторая творческая группа представляет презентацию на тему “Курская битва”.
(Приложение 4: файл Курская битва)
Учитель. Какие вопросы возникли у вас в ходе защиты презентаций?
(Обсуждение возникших вопросов)
Учитель. Творческие группы успешно справились с заданием и смогли проиллюстрировать основные моменты каждой битвы, которые приблизили советский народ к Победе.
Одной из важнейших причин победы Красной армии являются героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат, тружеников тыла.
Следующий вид работы поможет вам исследовать проблему: "Цена вклада в победу над фашизмом жителей нашего края".
(В этом виде работы обучающиеся могут использовать также материалы, подготовленные к уроку заранее)
V. Работа в сети Интернет
Учитель делит школьников на 3 группы. Каждая группа получает дифференцированное задание.
1 группа (репродуктивный уровень) – найти в сети Интернет информацию о героях-старооскольцах в годы войны;
2 группа (творческий уровень) – найти в сети Интернет информацию о старооскольцах в годы оккупации, воспоминания очевидцев;
3 группа (исследовательский уровень) – найти в сети Интернет информацию о судьбе воинов-бронебойщиков, совершивших подвиг у разъезда Набокино.
На выполнение задания дается 10 минут.
После этого представители каждой группы отчитываются об итогах проделанной работы.
На экран выводится слайд с правилами ведения дискуссии.
(Приложение 5: файл Правила)
Завершается этот этап дискуссией и подведением итогов о цене вклада в победу над фашизмом жителей нашего края.
Учитель выводит на экран слайд с информационной справкой.
(Приложение 6: файл Справка)
VI. Работа с документами
Учитель. Теперь обратим внимание на памятки советского и немецкого солдата. Эти документы были найдены в исторических архивах учащимися нашей школы.
На экране высвечивается слайд с памятками.
(Приложение 7: файл Памятки)
Вопросы и задания обучающимся:
- Что является главным в памятке немецкого солдата?
- Какова основная идея памятки советского солдата?
- Выразите ваше отношение к этим двум документам.
Учитель. В этих памятках показаны две противоборствующих идеологии: справедливая – освободительная, агрессивная – захватническая. Каждый советский воин, прочитав памятку немецкого солдата, обретал новые силы, чтобы уничтожать врага, гнать его с родной земли. Советские люди сражались за самое святое – за Родину.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, подводя итоги урока по исследованию проблемы, поставленной в начале урока, предлагаю опровергнуть заявления западных историков о том, что победа советского народа была случайностью. Их цель – принизить значение нашей Победы и исказить ее причины.
Обучающиеся выражают свои мнения
Учитель.
Наши доказательства:
- военное мастерство, талант советских военачальников, тактические и стратегические новинки;
- мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;
- воля к победе, сила духа и характера русского народа.
Учитель. Зачем нам нужны эти сведения и зачем нам возвращаться к этому, ведь некоторые сегодня считают, что могли бы жить лучше, если бы не победили?
Обучающиеся. Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого.
VIII. Оценивание учителем ответов обучающихся
IX. Домашнее задание
Составить тезисный план по учебнику об итогах Великой Отечественной войны. Продолжить работу над исследованием “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.
Школьникам раздаются анкеты с вопросами:
- Как сложилась жизнь членов вашей семьи в тылу? Сколько им было лет? Чем они занимались?
- Какие события они запомнили как самые важные? Самые радостные? Самые горькие?
- Какие свидетельства о жизни в тылу сохранились в вашей семье (документы, письма, устные рассказы, вещи…)? Почему вы храните эти свидетельства?
Урок окончен! Спасибо всем за сотрудничество!