Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых достоверных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Я выделяю в своей деятельности следующие основные функции:
- организовать разнообразную деятельность в классе;
- заботиться о развитии и здоровье ребёнка;
- помогать учащимся в решении возникших проблем.
В моей воспитательной работе выделяются три главных направления:
1) непосредственное воздействие на ученика:
- изучение индивидуальных особенностей, его развития, окружения, интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
2) создание воспитывающей среды:
- сплочение коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления;
3) коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
- социальная помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
В нашей гимназии воспитательная работа осуществляется по программе “Милосердие”, исходя из этого, огромное внимание уделяется нравственному воспитанию учащихся. Поэтому в воспитательный план включены уроки нравственности. Акцент делается на воспитание таких качеств, как умение владеть собой, чувство сдержанности (особенно в половом воспитании), заботливость, милосердие, доброта и чуткость, отзывчивость.
Назидания известных татарских просветителей К. Насири, Р. Фахретдина составляют основу основ уроков нравственности. Вот такие темы вместе с учениками изучаются с целью воспитания заботливости и милосердия:
- Вежливость, милосердие, уважительное отношение к родителям, одноклассникам, учителям.
- Ваши мысли о том, как дома, в школе, в классе должен вести себя вежливый человек.
- Родственные отношения, дружба между членами семьи.
- Как ты понимаешь человечность, искренность?
- Семейные традиции и праздники.
- Как вы понимаете милосердие и заботливость по отношению к окружающим людям?
- Взаимопомощь в семье, классе.
- Что такое дружба?
- Взаимопонимание, согласие между народами.
- Нормы литературной речи.
- О традициях и обычаях разных народов. Межличностные отношения с народами других наций и народностей.
- Терпимость и уважение ко всем народам и их культуре.
- Каким человеком ты хотел бы стать?
- Правила общения с незнакомыми людьми.
Эти уроки нравственности проводятся вместе с родителями, заранее определяя задания ученикам. В 6 классе проводилось анкетирование “В чём твоё назначение, человек?” Учащиеся отвечали на вопросы: “Какие качества характера вы цените в человеке?” (Ответы: “Честность, справедливость, доброе отношение к младшим и старикам”. “В чём заключается красота человеческих поступков?” (“В умении уступать место в автобусе пожилым, помочь матери, отцу по дому, защищать слабых, любить ближних”). “Каких ожиданий родителей вы не оправдывайте?” (“Учусь недостаточно хорошо, не хватает чуткости”).
В 8 классе проводилось опрос-анкетирование детей и родителей об их взаимоотношениях. Например, ученик на вопрос “Помогаешь ли ты матери по дому?” - отвечает: “Если просит – да”. Ответ матери: “Я его не обременяю домашними заботами, лишь бы учился хорошо”. В таких ситуациях разъясняю, в чём ошибка родителя.
В 9 классе, с целью получить информацию о взаимоотношениях учеников подросткового периода, изучить их мнение друг о друге, научить работать над созданием своего характера, вызвать интерес к самовоспитанию, провела урок нравственности по теме “Как стать самим собой?”. В начале урока каждый ученик на отдельном листочке написал ответы на вопросы учителя. Затем организовала обсуждение отдельных высказываний К. Насири. В конце ученики написали программы самовоспитания. Вот некоторые из них:
- изучить себя, свои достоинства и недостатки;
- стараться больше заботиться о близких, родителях, товарищах;
- приучить себя обдумывать поступки, прежде чем совершить их;
- доводить начатое дело до конца.
Моей основной задачей является привитие ребятам навыков самоорганизации. Считаю, что для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Исходя из этого, свою деятельность строю, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребёнок имел возможность опробовать свои силы, найти себя. В воспитательном процессе большую роль играет разнообразие форм классных часов. В своей практике применяю такие формы классных часов, как ролевые игры (“Суд над наркоманией”, “Суд над табаком”), заочные путешествия (“Всякое дело человеком ставится, человеком и славится”), дискуссии, диалоги (“Счастье – жить”), часы творчества (“Здравствуй, человек!”), ток-шоу (“Отцы и дети”) и другие.
В классе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера, огоньки, “круглые столы”.
Мероприятия планируются на основах народной педагогики, традиций и обычаев.
С целью развития индивидуальных особенностей ребенка, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В моем арсенале существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов:
1) метод социологического опроса. В ходе анкетирования или беседы учителем выясняется мнение учеников и родителей в составлении тематики классных часов по следующим вопросам:
Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?
На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе и т.д;
2) методика незаконченного предложения:
самая главная проблема в нашем классе – это…
больше всего меня волнует проблема…
3) методика “Строим новый классный дом”;
4) методика “Памятник проблеме века” и т.д.;
Например, в 6 классе проводился классный час – размышление “Поговорим об ответственности”. Заранее поместила на классном уголке перечень вопросов:
1. Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких можно исправить?
3. Почему ответить на вопрос легче, чем на поступок?
4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Далее сформировала 5 микрогрупп, каждая из них обсуждала по одному вопросу и делала выводы. Например, к непоправимым поступкам ученики отнесли убийство, предательство, казнь, неверное лечение; чертой характера, приводящей к неправильным поступкам, назвали излишнюю доверчивость; представители 5 группы высказали мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях – даже уважать.
В конце классного часа учащиеся с моей помощью сделали выводы: для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.
О.А. Казанский писал: “Сотрудничество – это взаимодействие двух миров: мира ученика и мира ученика. Не сумма миров, а разность в своём единстве – они не могут совпадать, они заведомо “рассогласованы”.
Педагогика сотрудничества, применяемая в учебно-воспитательной деятельности, оказывается той благоприятной средой, в которой способно вырасти самоуправление как движение к собственному развитию ребёнка.
Учащиеся 5-9 классов являются членами организации Союза Наследников Татарстана. В сентябре каждого учебного года проводится отчетно-выборное собрание учащихся. На ней подводятся итоги работы в прошедшем учебном году: заслушиваются отчёты ответственных по направлениям, анализируются достижения и недостатки в работе самоуправления. Кульминацией собрания становятся выборы нового комитета классного управления. Каждый кандидат представляет себя и свою предвыборную платформу в “рекламном” бюллетене, который создаётся им самим в свободной творческой форме: здесь и рассказ о себе, о своих увлечениях, об опыте работы и др.
Я считаю, что в воспитательной работе исследование творческого развития ученика приводит к положительным результатам.
Самоуправление в классе организуется с учетом взаимоотношений учащихся. Как относятся дети друг к другу, кого уважают, кого считают лидером, исходя из этого, учащиеся самостоятельно распределяют обязанности в классе (если нужно, советует), дети делают то, что им интересно, то, что у них получается.
Естественно, воспитательная работа невозможна без участия родителей, поэтому регулярно знакомлю учащихся и родителей с правовыми основами семейного воспитания, с Конституцией страны, Законодательными документами о браке и семье, Конвенцией о правах ребенка, стараюсь поддерживать тесную связь с родителями и сотрудничать с родительским комитетом.
Вот некоторые методы работы с родителями, применяемые мной:
Посещение семьи –считаю, что это - эффективная форма индивидуальной работы с родителями. При посещении семьи знакомлюсь с условиями жизни ученика, беседую с родителями о характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информируют об успехах ребёнка, дает советы по организации выполнения домашнего задания и т. д.
Переписка с родителями – помогает поздравить родителей с праздниками, информировать об успехах их детей, давать советы и т. д.
Ролевые игры – вместе с родителями проигрываются несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путём совместного обсуждения оптимальный для данной ситуации вариант действий. Проводились по темам: “Утро в вашем доме”, “Ребёнок пришёл из школы”, “Семейный совет”.
Индивидуальные тематические консультации – они полезны как для родителей, так и для классного руководителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка. Педагог же – необходимые сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Родительские собрания – проводятся ежемесячно. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планируется воспитательная работа в классе, обсуждаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Самым большим достижением моей деятельности как классного руководителя является то, что в моих классах нет ,,трудных детей“, неблагополучных семей, никогда не было правонарушений, состоящих на внутригимназическом учете и на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.