Цели урока:
- Формирование и систематизация знаний о животных леса. Заложить первоначальные навыки экологической культуры.
- Формирование предпосылки научного мировоззрения.
- Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.
Оборудование:
- выставка книг о животных (научного и художественного жанров);
- мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Оргмомент. Проверка рабочего места ученика, настрой на работу.
II. Сообщение темы и цели урока.
(см. Приложение 1.) На экране появляется заставка 1 с названием темы урока и целей урока).
- Тема нашего урока “Животные леса”. Вы, конечно, уже много читали и знаете о жизни и повадках обитателей леса. Сегодня мы с вами еще раз побываем у них в гостях. На уроке мы будем сравнивать, обобщать и даже учиться обращаться с некоторыми жителями леса, если они встретятся нам на пути.
- Любите ли вы путешествовать?
- На чем можно путешествовать?
- Для чего люди отправляются в путешествие?
(Pассказ детей)
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на “ковре-самолете” в гости к обитателям леса. И так, сели поудобнее, расслабились. Закрыли глаза и представили, как мы оказались в зимнем лесу.
Звучит спокойная музыка.
- Все покрыто снегом: деревья в сказочных белых шубах, на елях и соснах огромные шапки снега. Солнце выглядывает из-за тучки и снег переливается всеми цветами радуги. Открываем глаза.
(Приложение 1, заставка 2, где изображен зимний лес).
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как зимний терем,
Полный сказок и чудес.
- Все это, конечно, сказочно красиво, но я здесь не заметила ни одного лесного жителя. Куда это они все спрятались? Как вы думаете?
III. Обобщение знаний и дополнение новыми.
(Ребята рассказывают, как в лесу зимуют звери).
Учитель дополняет рассказ детей о каждом животном из серии “Это интересно знать”.
- А знаете ли вы, что?..
- Медведь – может мчаться со скоростью скаковой лошади ни один километр. Лижет лапу зимой, потому что сходит кожа со ступней.
- Барсук – очень чистоплотное животное, возле его норы везде чисто, нет следов и остатков еды. В нескольких метрах от норы он роет ямку, куда и зарывает свои отходы.
- Еж – отличный мышелов. У ежей необыкновенное обоняние, он чувствует жука или мышку за несколько метров под землей.
- Волк – санитар леса. Он съедает только слабых и больных животных, не позволяя распространяться заболеваниям на здоровых животных.
- Заяц – может развивать скорость до 50 км в час. В гору бежать легче, чем с горы (задние ноги длиннее передних).
- Лиса – есть отчество – Патрикеевна.
- Лось – тоже, что и олень, только очень крупный. Очень ценное молоко (хранится без холодильника до семи дней), 100 грамм мяса заменяет суточную норму витаминов.
- В какое время года наиболее активны жители леса? Почему?
- Летом и весной, потому, что много корма и в этот период рождаются детеныши.
(Приложение 1, заставка 3с изображением всех обитателей леса)
- Не всегда человек бережно относится к животным, поэтому некоторых из них мало осталось на земле, и они занесены в “Красную книгу”.
- Почему книга называется “Красной”? Что символизирует красный цвет?
(Oтветы детей). Учитель показывает “Красную книгу” Смоленской области и кратко рассказывает о животных, занесенных в эту книгу, сопровождая рассказ слайдами ).
IV. Задание на дом.
Найти интересные моменты из жизни обитателей леса.
- Где можно найти такой материал?
- В энциклопедиях, в художественной литературе и др.
Учитель обращает внимание на выставку книг, из которых можно познать новое и интересное об обитателях леса.
V. Путешествие в прошлое.
- А кто жил в наших лесах миллионы лет назад?
Чтобы ответить на этот вопрос. Предлагаю отправиться в прошлое на “машине времени”.
Физкультминутка.
Встали,
Обхватили себя обеими руками.
Закрыли глаза и повернулись вокруг себя три раза. (звучит музыка)
Открыли глаза и тихо сели.
На экране высвечивается заставка 4 с изображением динозавров.
- Много лет назад, когда еще не было на Земле человека, леса населяли вот такие жители.
Приложение 1, заставки 5, 6, 7.
- Вес одного динозавра достигал веса 10 слонов, высота ноги – два роста человека, мозг – 500 грамм.
(Учитель обращает внимание на выставку книг, где дополнительно можно прочитать об этих обитателях планеты).
- Интересно, когда жили динозавры, человека не было на Земле. Как человек узнал об их существовании?
(Ответы детей)
VI. Физкультминутка.
Возвращаемся в настоящее.
Руки ставим мы в разлет –
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда –
Делай раз и делай два.
VII. Работа с книгой.
- В наше время некоторые виды животных похожи на динозавров.
На экране заставка 8 с изображением ящерицы.
- Что вы знаете об этих животных?
Рассказ детей.
Обобщение: чтение текста учебника стр. 110.
- Ящерицы бывают разные, в зависимости от места обитания.
На экране заставки 9, 10, 12, 12, 13.
Учитель обращает внимание на выставку книг с этой тематикой.
- Они относятся к пресмыкающимся ( ползают, извиваются).
- В лесу можно встретить еще одних пресмыкающихся – змей.
На экране заставка 14 с изображением гадюки и заставка 15, с изображением ужа.
- Одна из них ядовита, а другая – нет. Что это за змеи?
- Как отличить гадюку от ужа?
Рассказ детей.
Обобщение по тексту учебника стр. 111: как поступить, если в лесу встретил змею?
VIII. Обобщение знаний, подведение итогов.
1. - Назовите, какие правила поведения в лесу следует соблюдать, если повстречал одного из обитателей леса?
2. - На какие группы можно разделить жителей леса по способу питания?
Схема изображена на доске.
- Травоядные
- Хищники
- Всеядные
3. - Какое животное лишнее?
Даны картинки с животными: коза, медведь, волк, тигр, лиса, заяц, лось.
(коза – не относится к жителям леса, тигр – не обитает в наших лесах)
4. Игра “Кто он?”
Правила игры: Учитель берет карточку с изображением животного, не показывая ребятам. Ученики задают вопрос, на который учитель может ответить только “да” или “нет”. Вопросы задают, пока не отгадают изображенного на картинке жителя леса. В качестве поощрения картинку учитель отдает тому ученику, кто отгадал животное, изображенное на ней.
Например:
- Он колючий?
- Нет.
- Он маленький?
- Да.
- У него хвост короткий?
- Да.
- У него уши длинные?
- Да.
- Заяц?
- Да. (Получает картинку с изображением зайца).