Технологическая карта урока
Класс: 1
Предмет: Обучение грамоте.
Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.
Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.
Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).
Формы организации учебной деятельности:
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
ЦЕЛИ УРОКА | ДЛЯ УЧИТЕЛЯ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | Создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере; |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ | Создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; |
РАЗВИВАЮЩАЯ | Создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться. |
Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма деятельности |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. | Приветствую учителя и гостей | Фронтальная. |
2. | Актуализация знаний | 1. Предлагает отгадать загадки о
животных. 2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы. |
Отгадывают загадки. 2. Предлагают свои варианты и называют признак |
Фронтальная. |
3. | Постановка учебной задачи | 1. Просит детей оценить знания на
оценочной линейке. 2. Помогает сформулировать учебную задачу. |
1. На оценочной линейке определяют
уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как
лесном звере. 2. Формулируют учебную задачу урока. |
Фронтальная |
4. | Решение учебной задачи | Организует работу с использованием
пословиц, энциклопедического материала и по
акцентному вычитыванию текстов сказок с
моделированием на каждом этапе урока. Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, выборочный пересказ, выразительное чтение. |
1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. | Фронтальная, парная работа, групповая |
5. | Рефлексия. | Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. | Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. | Подводят итоги. |
6. | Домашнее задание. | Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. | Высказывают свои мнения и предложения |
Цели урока:
1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;
2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.
Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.
- Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.
- Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?
- А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?
- Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.
- Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.
- А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)
- Лиса и заяц.
- Лиса и журавль.
- Лиса и тетерев.
- Лиса и дрозд.
- Лиса и рак.
- Лиса и козёл.
- Кот, петух и лиса.
- Лисичка со скалочкой.
- Девочка и лиса.
- Лисичка-сестричка и волк.
- Петушок – золотой гребешок.
- Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.
- Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.
3. Этап решения учебной задачи.
На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.
Характеристика лисы.
Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.
- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
- Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.
- Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?
- Как удалось лисе заманить козла в колодец?
- Как говорит она с ним в начале? А потом?
На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.
- У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
- Давайте послушаем, откуда же оно взялось?
Учёный -
Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.
- Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.
- Давайте послушаем мнение учёного …
Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.
- Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.
- Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…
Роль лисьего хвоста.
- Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).
- А он ей чаще помогает или мешает?
- У русского народа есть пословица:
Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)
- А для чего?
- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).
- Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.
- А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?
Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.
Где лиса живёт?
- Что говорится в сказках о жилище лисы?
- Какое оно?
- Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.
Зайчик:
Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…
Лиса:
Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.
- А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?
- Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.
Работа в группе.
На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.
Карточки с предложениями:
- Зайчик встретился с медведем.
- Петушок выгнал лису.
- У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
- Зайчик встретился с собакой.
- Лиса выгнала зайца.
- Зайчик живёт с петушком.
- Зайчик встретил петушка.
Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.
- Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)
- А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.
Учёные …
Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.
Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.
- Так где же лиса живёт на самом деле? ( На доске карточка: нора)
Чем лиса питается?
- В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.
(Пословица появляется на доске)
- Интересно, что же такое ест лиса?
- Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.
- А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?
- В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.
Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…
То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)
- Послушаем, что нам говорят об этом учёные …
1) Лиса – хищное животное.
Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!
2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться ,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.
3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.
Итог урока. Рефлексия.
- Давайте подведём итог нашего исследования.
- Узнали ли вы новые сказки о лисе?
- Вам они понравились?
- Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?
- А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?
- Отметим на оценочной линейке.
- Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?
- Вам это было интересно? А полезно?
- Отметим на оценочной линейке свои новые знания.
- Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?
- Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?
- Что бы вы еще хотели узнать про лису?
- Дополнительно можно прочитать рассказ К.Ушинского “Лиса Патрикеевна”.
4. Творческое задание.
- Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу
- выполнить дома:
- прочитать сказки,
- прочитать в энциклопедии,
- нарисовать рисунок,
- составить ребус,
- найти загадки, стихи о лисе.
А потом всё это можно собрать в целый сборник “ Всё про лису”.