Тип урока: Урок решения частной задачи с элементами моделирования.
Метод обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).
Формы организации учебной деятельности:
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
ЦЕЛИ УРОКА | ДЛЯ УЧИТЕЛЯ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | Создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ | Создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. |
РАЗВИВАЮЩАЯ | Создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения, развития умений и навыков работы с разными источниками информации. |
Средства обучения (информационное обеспечение): учебник З.Н.Новлянской и Г.Н.Кудиной “Литературное чтение” для 4 класса, толковые словари, портрет писателя, модель изучения произведения, проектор.
Структура и содержание урока
№ |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма деятельности |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку. | Фронтальная. |
2 | Актуализация знаний | 1. Предлагает прочитать цитату
К.Г.Паустовского о чтении и вспомнить его
произведения. 2. Предлагает сопоставить автора, произведение, жанр. Назвать отличительные признаки жанров. |
1. Читают цитату “про себя” и хором,
перечисляют прочитанные ими произведения. 2. Сопоставляют и дают определение каждого жанра. |
Фронтальная. |
3 | Постановка учебной задачи | 1. Создаёт ситуацию “интеллектуального
разрыва”. 2. Помогает сформулировать учебную задачу и зафиксировать её в модели. |
1. Сталкиваются с разными мнениями,
оценивают ситуацию. 2.Формулируют учебную задачу урока, фиксируют в модели. |
Фронтальная |
4 | Решение учебной задачи | Организует работу по акцентному
вычитыванию произведения с моделированием на
каждом этапе урока. Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, выборочный пересказ, выразительное чтение. |
1. Решают учебную задачу через работу с учебником, с раздаточным материалом, с толковым словарём, с моделями. | Фронтальная, парная работа Парная Фронтальная |
5 | Рефлексия. | Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы. | Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. | Подводят итоги. |
6 | Домашнее задание. | Предлагает разноуровневое домашнее задание. | Записывают в дневник. |
1. Организационный момент.
- Поприветствуем наших гостей.
Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1. Портрет К. Паустовского и слова:
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Прочитайте эти замечательные слова “про себя”.
“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский
- Прочитаем вместе.
Кто их автор?
Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?
На доске таблички.
Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
Что их объединяет? (автор, название, жанр)
Восстановите записи.
К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
- Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
- Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
3. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
Что для этого нужно?
(На доске схема: хорошо знать содержание, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).
4. Решение учебной задачи.
а) - Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был
внимательным
читателем?
- Проверим. Ответьте на мои вопросы.
1. Где жила Варюшка с дедом?
2. Как звали деда?
3. Куда Варюшка пошла за махоркой?
4. Кто такой Сидор?
5. Из какого произведения слова Бережки и Панкрат.
6. С кем Варюшка встретилась в Переборах?
7. Какой подарок она получила?
8. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
9. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.
Как принимал участие в военных событиях Паустовский?
(Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)
Слайд 2. Паустовский на фронте.
На данном слайде вы можете увидеть Паустовского за работой.
На все мои вопросы вы ответили. Молодцы, но чтобы ответит на наш вопрос, достаточно ли быть только внимательным читателем?
Как ещё нужно читать? (Вдумчиво, грамотно.)
- В тексте встретилось много слов, значение которых не сразу понятно.
Понятно ли вам было дома значение слов?
- стреха
- лещина
- махорка
(проверить по учебнику)
- Прочитайте следующие слова.
- Значение каких слов можете объяснить?
- Где можно уточнить значение непонятных слов?
- Каждой группе дано слово, значение которого надо найти.
- Какие правила работы в группе надо соблюдать?
- Выберите представителя от группы кто зачитает значение слова.
- околица (стр. 462, 1 ст.)
- тесовые крыши (824,3)
- колун (291, 2)
- завалинка (202, 1)
- цигарка (907,1)
- Заслушиваем представителя от группы.
в) - Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом, а для этого давайте научимся читать правильно слова.
Я читаю, вы повторяете.
- не заржавело
- обдало ветром
- шинель [н'е]
- не брала
- под стреху
г) - Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
Как называется начало в рассказе? (вступление)
Как называется начало в сказке? (зачин)
Я читаю вслух начало этого произведения, а вы думаете, какой из жанров может так начинаться. (читает учитель)
Отметим на нашей модели.
д) Слайд 4. Встреча с бойцами.
Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
Она могла выглядеть так, как вы видите на слайде?
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (стр. 49 со слов “ На платформе сидели два бойца…”)
Прочитаем эту часть текста по ролям.
- Нам нужны автор
- Варюша
- боец с бородой
- второй боец
- Как вы считаете, КЖ волшебная или реальная?
Отметим это в модели.
- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?
- Предмет – колечко – простое или волшебное?
Занесём это в модель.
е) Ф/М.
Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
- Средний - здоровье
- безымянный - большущая радость
- указательный - увидишь весь мир
Слайд 5. Варюшка в лесу ищет кольцо.
Про какой палец забыл сказать боец?
И что произошло дальше? (своими словами)
- Зачитайте, почему Варюшка заплакала? (стр. 51)
- Так какая же Варюшка? Что вы о ней скажете?
ж) - Расшифруйте имя ещё одного героя нашего произведения по коду на доске.
В С О Р И Й Д О Б О Р Е
1 8 2 12 9 7 10 4 5 11 3 6
- Что вы о нём узнали?
- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.
- А это сказочный персонаж или нет?
Заполним модель
О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?
(О весне.)
В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.
Какая это тема? (природы)
Акцентное вычитывание описания весны.
- Найдите и прочитайте строчки, в которых
описывается, какой Варюшка
увидела весну.
- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)
- А оно свойственно рассказу или сказке?
- Заполним модель.
Где ещё в тексте весна показана как живая?
Найдите и зачитайте. (стр. 55)
Посмотрите как художник – иллюстратор показал весну.
к) Слайд 8. “Варя в лесу весной”
Следующие события вам предстоит восстановить по словам – действиям.
Каждая пара получает карточку с такими словами. Работаете совместно, составляете рассказ по словам.
Для ответа выбираете того, кто будет преставлять вашу пару.
Заслушаем 1-2 рассказа.
- нашла
- начала отгребать
- блеснул
- вскрикнула
- присела
- не заржавело
- схватила
- надела
- побежала
- На какой палец надела Варюшка колечко?
- Как это характеризует девочку?
- Что она увидела, когда прибежала домой? (переключить слайд)
Значит, колечко волшебное?
Как думала Варя?
А что сказал дед?
- Снова вернёмся к модели.
- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?
Найдите и прочитайте.
А почему она не захотела повидать белый свет?
- Перечитать заключительные слова сказки.
Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
5. Рефлексия.
Подведём итог нашей работы.
Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
- Прочитайте пословицы.
- Подходят ли они к произведению.
- К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?
- Верить верь, но проверь.
- Добрая надежда человека никогда не покидает.
- Слезами горю не поможешь.
6. Домашнее задание.
К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.