Образование в современном мире выступает важнейшим фактором национальной безопасности, социальной стабильности и развития. Подходы к совершенствованию отечественного образования сформулированы во многих нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня. В этих документах подчеркивается необходимость постоянного повышения уровня профессиональной квалификации и компетентности.
Неизбежность обновления методической работы обусловлена множеством причин:
- прежде всего изменилось само общество, обратившее свои надежды на пробуждение личностного самосознания граждан, что обновило и представление о характере методического сопровождения у педагога, ориентированного на создание условий для его свободной самореализации и самосозидания;
- стали иными в общественном сознании смыслы образования: оно начало осознаваться не как определенный уровень обученности, функциональной компетентности человека, а как его личностное преобразование, самодостраивание сообразно изменчивой действительности. Следовательно, оформилось ожидание новой системы методического обеспечения, поддерживающей личностный рост и самореализацию каждого субъекта;
- изменились сами субъекты образования: ребенок, учитель, родители. Ребенок растет в новом мире, и поэтому востребовано новое, личностно-ориентированное образование, обеспечивающее успешное вхождение личности в социум, а это делает необходимым иное, свободосообразное включение воспитанников в педагогический процесс, а значит, и иное методическое сопровождение этого процесса. Учитель в непредсказуемо изменяющемся мире глубже осознает свое социальное предназначение, теснее связывает возможности личностного становления воспитанников с уровнем собственной личностной зрелости, профессиональной компетентности. Как следствие, он активизирует собственное само развитие, которое также требует иного качества и содержания методической работы. Словом, сами субъекты образования испытывают потребность в изменении методической работы;
- изменяются и теоретические подходы к сущности деятельности методической работы, которая стремится уйти от технократических оснований и выявить и рассмотреть новые факторы, предпосылки, условия: внутренние и внешние, личностные и социальные – для своего самосовершествования и оказания более эффективной помощи изменившемуся образованию в изменившейся стране.
Кроме того, особенности современной образовательной ситуации, социокультурные изменения обострили противоречия методической работы и выявили ряд проблем, которые актуальны для многих школ, в том числе и для нашего лицея:
- между осознанием большинством педагогов необходимости активизации творческих сил личности и отсутствием надлежащих социально-педагогических условий для их формирования и развития;
- между массовым характером подготовки учителей и индивидуально-творческим типом их профессиональной деятельности;
- между требованием активной творческой позиции учителя и преимущественно репродуктивными формами его обучения;
- между постоянно возрастающей по объему и усложняющейся по содержанию научно-практической информации в педагогической сфере и недостаточной мобильностью учебных планов, пособий, методик, форм подготовки учителя;
- между необходимостью использовать широкий спектр методов, форм и средств в построении педагогического процесса для комплексного решения задач подрастающего поколения имеющимися личностно-профессиональными возможностями учителей и их способностью это делать.
Для нашего лицея это стало единым “проблемным полем”, которое актуализировало потребность в создании личностно-ориентированной модели методической работы, обеспечивающей научно-методическое и информационное сопровождение развития системы образования, достижение нового качества образования через повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров.
Основными направлениями работы с педагогами в
лицее являются:
обновление содержания методической работы в
свете реализации основных направлений Концепции
модернизации российского образования и его
научно-методическое обеспечение;
Рассматривая первое направление, мы хотели бы подчеркнуть, что личностно ориентированная методическая деятельность в лицее основывается на представлении субъектов этой модели о модернизации как процессе приведения целей, задач, содержания, методов и оценки в соответствии со сложившимися в обществе отношениями и превалирующими социальными ожиданиями.
Одним из важных подходов в концепции модернизации Российского образования является компетентностный подход.
Реализация компетентностного подхода предполагает формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся лицея в процессе воспитания и обучения дисциплинам стандарта. Это сложная многоплановая проблема, стоящая перед лицеем. Ее решение невозможно без разработки научно-обоснованных моделей надпредметной компетентности учащихся как некоторого комплекса их ключевых компетентностей.
Анализ предложенного текста в Стандарте образования показывает, что далеко не все важные качественные характеристики учащихся предъявлены с достаточной степенью точности, чтобы можно было легко проверить их наличие или отсутствие у учащихся. В определенной степени подробно представлены познавательная, коммуникативная, общеучебная и информационная деятельности учащихся. Слабо представлены такие очень важные качественные характеристики учащихся как толерантность; умение работать в команде; прогнозировать свою деятельность, взаимоотношения и их результаты; организационные умения.
В рамках работы по этой теме учителя лицейских методических объединений под научным руководством Шкериной Л.В. доктора педагогических наук, работали по созданию моделей предметной и надпредметной компетентности учащихся (выделяя все три компонента компетентности: когнитивный, праксеологический и аксиологический). В результате этой работы был создан материал “Реализация компетентностного подхода в лицее № 4”, который служит критериальным материалом для работы учителей и администрации лицея. Работа по этой теме включает большинство педагогов лицея и направлена на развитие профессиональной компетентности учителя.
Говоря о втором направлении особо отмечаем проект учителя информатики Ивановой Н.А. “Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса”, который реализуется уже несколько лет в лицее, и вышел уже за рамки только обучения учителей пользоваться необходимым технологическим арсеналом, позволил возникновению новых форм работы с педагогами и учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, изменился технический уровень всех мероприятий. Ни одно мероприятие не проходит без использования аудио-видеомонтажного оборудования. Многие учителя успешно создают и применяют в своей деятельности презентации, проекты, видеоролики, создают раздаточные материалы, и не только создают сами, но и привлекают к этому учащихся, что, несомненно, говорит о профессиональном движении педагогов.
Подход к организации методической работы с педагогами основывается в лицее на понимании педагогического сообщества социальной организацией, которая рассматривается как объединение людей, совместно действующих для достижения целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил.
Из свойств, характеризующих социальную организацию, важными для нас являются следующие:
- организации способны к самодостройке, самообучению, самосовершенствованию;
- организации могут подчиняться внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития в них самих;
- организации способны добиваться большей производительности в своей деятельности за счет интеграций действий своих членов;
- интеграцию людей обеспечивает комплекс ценностей и норм, с помощью которого регулируется жизнедеятельность.
Поэтому возникла идея создания модели организации деятельности педагогов в рамках проблемно-поисковых групп, где организуется совместная профессиональная деятельность членов педагогического сообщества, удерживаются возможности обнаруживать и нарабатывать личностно-ориентированную педагогическую культуру, обобщить педагогический опыт, выработать и применить новые способы педагогического действия. Группы в рамках проектов работают над темами:
“Разнообразие форм и методов, внедрение инноваций в учебный процесс как средство повышения качества лицейского образования”, “Непрерывное математическое образование как средство повышения качества лицейского образования”, “Воспитательная программа лицея “Путь к успеху” на 2005-2009 уч.г.”, “Создание образовательного пространства начальной школы, как пространства развития успешной личности, “Развитие иноязычной культуры, как средство повышения качества лицейского образования”
Одним из результатов этой деятельности стали: публикации творческих работ учителей в методических изданиях; участие в научно-практических мероприятиях (конференциях, семинарах), участие в проводимых конкурсах научно-исследовательских работ по проблематике школьного образования.
Наряду с достигнутыми положительными результатами существуют проблемы, которые необходимо решить с целью повышения эффективности научно-методической работы:
- продолжить поэтапный переход к новому уровню образования на основе информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение уровня личностно-профессиональной готовности педагогов к использованию нетрадиционных форм непрерывного образования в межкурсовой период, позволяющих оптимизировать педагогическую деятельность.
Говоря о новых способах подготовки педагогов, мы предполагаем участие в новых способах организации и программ переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования: дистанционное образование педагогов, сетевое взаимодействие, проведение педагогических Интернет-форумов, виртуальный методический кабинет.