Программа по курсу "Домоведение"

Разделы: Технология


1. Пояснительная записка

Мы переживаем всесторонний кризис: материальный, социальный, политический, духовный. Страшнее всего кризис духовный - “русская духовность поражена немощью” (И.Ф. Гончаров).

Одна из причин духовного кризиса в том, что русский народ забывает свои традиции, истоки, корни. “Нет проникновения в родное, нет подлинного знания и понимания его” (К.Д. Ушинский).

Выходов из кризисов существует несколько и немалую роль здесь должна сыграть школа. Именно школа призвана сегодня стать центром духовного возрождения русского народа.

Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашей школе является воспитание русского человека через формирование общечеловеческих и национальных ценностей; воспитание таких черт характера как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость.

Курс “Домоведение” разработан для учащихся, девушек 10 класса, рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. Его возможно преподавать на уроках технологии, как предмет школьного компонента, а также использовать как элективный курс для расширения знаний, совершенствования умений и навыков по ведению домашнего хозяйства. Данный предмет позволяет социально сориентировать учащихся в жизни, без проблем вести домашнее хозяйство, способствует формированию лучших черт национального характера.

Цель данного курса:  Воспитание духовно здоровой личности, знающей и уважающей национальную культуру, традиции и обычаи русского народа.

Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями.
  • Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов.
  • Воспитание бережного отношения к народным традициям и обрядам, привитие любви и желания трудиться.
  • Совершенствование специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства.
  • Развитие творческих задатков, познавательной самостоятельности и инициативы через использование технологии проектной деятельности.

2. Структура и содержание курса “Домоведение”

Программа данного курса состоит из трех разделов:

I  раздел “Семейные праздники”.

II раздел “Народные и православные праздники”.

III раздел “Дом с ухожами”.

I раздел “Семейные праздники”

Человека в течение всей жизни сопровождают праздники и обряды, которые своей торжественностью и красотой делают жизнь более яркой, вносят в нее разнообразие и радость. Праздники бывают календарные, общегосударственные, народные, церковные и семейные или домашние.

Когда-то все линии обрядов были органически соединены и представляли единую систему народных торжеств, которые в свою очередь, оказывали решающее влияние на характер семейных отношений, на психологию и поведение людей, на искусство, имели глубокое воспитательное значение

Многие народные торжества относятся к разряду семейных, так как именно в семье справляются, передаются в ней из поколения в поколение - это свадьба, родины, крестины, именины, новоселье.

II раздел “Народные и православные праздники”

Один из наших великих фольклористов - собирателей, профессор И. М. Снигерев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни.

В числе традиционных народных праздников Святки и Масленица, Иванов день (Купала) и многие другие. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать много праздников не только потому, что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат историей, своими корнями, традициями.

Церковные праздники были особо почитаемы русским народом.

В прежние времена в праздничные дни исключалась не только работа, но и учение, и - до окончания литургии - всякие развлечения. Это делалось не только для отдыха, но, прежде всего, для обретения душевного покоя, осмысления своей жизни, угодной Богу, для посещения церкви, для сотворения молитвы.

Церковные праздники делятся на:

  • великие (Рождество и Светлое воскресение Христово)
  • двунадесятые (посвященные Иисусу Христу и Пресвятой Богородице);
  • праздники в честь святых.

III раздел “Дом с ухожами”

Что движет человеком, когда он строит? Где и как зарождается дух творчества, преодолевающий статичную косность, подвигающий на созидание красивого, необычного, а иногда я физически непосильного? Неизвестно…

Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он созидает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. С чувством дома, уюта связана у детей тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Нередко она переходит из детства во взрослую атмосферу.

Русская изба - дом с ухожами - быть может, непривычное на чей-то слух выражение, оно, тем не менее, звучит сейчас по-особому выразительно.

К чему ни примени, а во все времена ухожи - это то, за чем заботливо ухаживают, чем дорожат, что охраняют и берегут.

Крыша над головой - самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Поэтому человек строил себе Дом прежде всего прочего.

3. Программа курса “Домоведение”

Тема

Кол-во часов
I раздел “Семейные праздники” 16 часов
1. Совет да Любовь. Свадебные угощения. 2
2. Планирование семьи. Человек родился. 2
3. Уход за новорожденным. Проект “ Одежда для малыша” 8
4. Крестины. Именины. Проект “День рождения – шумный праздник” 4
II раздел “Народные и православные праздники” 10 часов
Рождество Христово. К рождественскому столу.
Проект “Упаковка для рождественского подарка”.
4
Святки. Святочные гадания. Крещенье Господне. Традиционные блюда праздника. Масленица. 2
Великий пост. Блюда постного стола. 2
Пасха. Символ Пасхи – крашеные яйца. Кулич – шедевр пасхального стола. 2
III раздел “Дом с ухожами” 12 часов
Всякий дом хозяином держится. Порядок домоуправления. 2
Проект “Свой дом украшу я сама”. 10

4. Перечень знаний и умений формируемых у учащихся

I раздел "Семейные праздники"

знать:

  • обычаи и традиции русской свадьбы:
  • обряды, сопровождающие родины;
  • гигиену девушки, женщины, современные методы контрацепции;
  • физиологические изменения в организме женщины во время беременности;
  • физиологические особенности новорожденного;
  • обряды крещения и имянаречения.

уметь:

  • приготовить свадебные угощения;
  • ухаживать за новорожденным;
  • конструировать, моделировать и изготовлять одежду для малыша;
  • вносить свои конструктивные изменения для более удобного и практичного использования изготовленного изделия для малыша;
  • организовать детский праздник в семье “День рождения”.

II раздел "Народные и православные праздники"

знать:

  • традиции и обряды празднования Рождества Христова;
  • обычаи празднования Святок;
  • традиции праздника Святого Богоявления;
  • традиции Масленицы;
  • обряды Великого поста;
  • народные приметы, обычаи, суеверия, связанные с праздником Пасхи.

уметь:

  • приготовить блюда рождественского стола;
  • разработать и изготовить упаковку для рождественского подарка;
  • приготовить традиционные блюда для праздника Крещения;
  • приготовить блины по старинным рецептам;
  • приготовить блюда постного стола;
  • приготовить пасхальные куличи;
  • украсить пасхальное яйцо.

III раздел “Дом с ухожами”

знать:

  • традиции и обряды вселения в новый дом на Руси;
  • рациональную организацию жилища;
  • пути экономии в домашнем хозяйстве;
  • использование и планирование времени в домашнем хозяйстве

уметь:

  • заполнять кассовую книгу в целях учета и экономии семейного бюджета;
  • распределять семейный бюджет;
  • создать уют в своем доме с использованием национальных традиций;
  • организовать рациональное питание семьи;
  • рассчитать стоимость ремонта жилья.

Введение курса “Домоведение” происходило в три этапа:

1. Констатирующий.

Цель: определить уровень развития знаний, умений и навыков учащихся на начальном этапе эксперимента (начало 10 класса).

2. Формирующий.

Цель: создание системы учебных занятий, способствующих формированию и развитию познавательного интереса, системы знаний и способов деятельности.

3. Контрольный.

Цель: проверка полученных результатов, коррекция методической модели.

В ходе изучения курса происходило отслеживание динамики развития познавательной самостоятельности, творческой активности школьников. Использовались психодиагностические методики - интеллектуальная шкала Векслера; и дидактические диагностики: а) определение уровня познавательной потребности; б) определение уровня познавательной самостоятельности; в) проверка владения системой знаний.

На данный этап работы:

  • произошёл рост духовного развития школьников, вырос их кругозор, общая осведомлённость в отношении обычаев и традиций русского народа;
  • сформировалась потребность учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов;
  • сформировалась система специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства;
  • на основе активной учебной деятельности повысилось качество обучения и развития учащихся.

Тематическое планирование представлено в приложении 1.

Литература

  1. Алькаев Э.Н. Кулинария для всех. Нижний Новгород, “СММ” 1994г.
  2. Аникина В.П., Гусева B.E.. Мудрость народная. -М., Худ. лит.. 1994г.
  3. Белов В.. Лад. -М., Молодая гвардия, 1982г.
  4. Владченко Н.Л., Хаткина Н.В.. Подари себе праздник. Донецк. “Сталкер”, 1996г.
  5. Гончарова Н.М. Этикет и мы. -М, “МК- Полиграф”, 1993г.
  6. Думцова К.Г., Станкевич Г.П.. Этикет за столом. -М., “Экономика”, 1990г.
  7. Загребина В.А., Торчинова A.M. Геникология. Учебник.-М., “Медицина”, 1991г.
  8. Извекова Н А., Лагов Н. В.. Праздник в семье. -М., “Педагогика”, 1986г.
  9. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня традиции и обычаи. -М., “Советская Россия”, 1990г.
  10. Коробковский Г.В., Смирнова Г.А.. Экономика домашнего хозяйства. -Л. “Лениздат”, 1991г.
  11. Ляховская Л.П. Энциклопедия православной обрядовой кухни. С-Петербург, “Интерласт”. 1993г.
  12. Минервин Г.Б. О красоте вещей. –М., 1981г.
  13. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. -М. “Олма-Пресс” 1998г., 1 том.
  14. Православный церковный календарь. -М.. Московская Патриархия. 1994г.
  15. Похлебкин В.В. Тайны хорошей кухни. Новосибирск, “Благовест”, 1993г.
  16. Похлебкин В.В. Кухни славянских народов. –М., “Центрполиграф”, 2005г.
  17. Равич Р. Мы ждем тебя, малыш! -М., “ФнС”, 1992г.
  18. Ростовцев Н.Н. Техническое рисование. –М., 1999г.
  19. Симоненко В.Д. Домашняя экономика. Киров, ВГПУ, 1997г.
  20. Симоненко П.Ф. Образцовая кухня. -М., “Голос”, 1991г.
  21. Спок Б. Проблемы младенчества. –М., “ЭКСМО”, 2003г.
  22. Холминский Л.М. Дизайн. –М., 1995г.