1. Пояснительная записка
Мы переживаем всесторонний кризис: материальный, социальный, политический, духовный. Страшнее всего кризис духовный - “русская духовность поражена немощью” (И.Ф. Гончаров).
Одна из причин духовного кризиса в том, что русский народ забывает свои традиции, истоки, корни. “Нет проникновения в родное, нет подлинного знания и понимания его” (К.Д. Ушинский).
Выходов из кризисов существует несколько и немалую роль здесь должна сыграть школа. Именно школа призвана сегодня стать центром духовного возрождения русского народа.
Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашей школе является воспитание русского человека через формирование общечеловеческих и национальных ценностей; воспитание таких черт характера как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость.
Курс “Домоведение” разработан для учащихся, девушек 10 класса, рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. Его возможно преподавать на уроках технологии, как предмет школьного компонента, а также использовать как элективный курс для расширения знаний, совершенствования умений и навыков по ведению домашнего хозяйства. Данный предмет позволяет социально сориентировать учащихся в жизни, без проблем вести домашнее хозяйство, способствует формированию лучших черт национального характера.
Цель данного курса: Воспитание духовно здоровой личности, знающей и уважающей национальную культуру, традиции и обычаи русского народа.
Задачи курса:
- Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями.
- Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов.
- Воспитание бережного отношения к народным традициям и обрядам, привитие любви и желания трудиться.
- Совершенствование специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства.
- Развитие творческих задатков, познавательной самостоятельности и инициативы через использование технологии проектной деятельности.
2. Структура и содержание курса “Домоведение”
Программа данного курса состоит из трех разделов:
I раздел “Семейные праздники”.
II раздел “Народные и православные праздники”.
III раздел “Дом с ухожами”.
I раздел “Семейные праздники”
Человека в течение всей жизни сопровождают праздники и обряды, которые своей торжественностью и красотой делают жизнь более яркой, вносят в нее разнообразие и радость. Праздники бывают календарные, общегосударственные, народные, церковные и семейные или домашние.
Когда-то все линии обрядов были органически соединены и представляли единую систему народных торжеств, которые в свою очередь, оказывали решающее влияние на характер семейных отношений, на психологию и поведение людей, на искусство, имели глубокое воспитательное значение
Многие народные торжества относятся к разряду семейных, так как именно в семье справляются, передаются в ней из поколения в поколение - это свадьба, родины, крестины, именины, новоселье.
II раздел “Народные и православные праздники”
Один из наших великих фольклористов - собирателей, профессор И. М. Снигерев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни.
В числе традиционных народных праздников Святки и Масленица, Иванов день (Купала) и многие другие. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать много праздников не только потому, что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат историей, своими корнями, традициями.
Церковные праздники были особо почитаемы русским народом.
В прежние времена в праздничные дни исключалась не только работа, но и учение, и - до окончания литургии - всякие развлечения. Это делалось не только для отдыха, но, прежде всего, для обретения душевного покоя, осмысления своей жизни, угодной Богу, для посещения церкви, для сотворения молитвы.
Церковные праздники делятся на:
- великие (Рождество и Светлое воскресение Христово)
- двунадесятые (посвященные Иисусу Христу и Пресвятой Богородице);
- праздники в честь святых.
III раздел “Дом с ухожами”
Что движет человеком, когда он строит? Где и как зарождается дух творчества, преодолевающий статичную косность, подвигающий на созидание красивого, необычного, а иногда я физически непосильного? Неизвестно…
Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он созидает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. С чувством дома, уюта связана у детей тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Нередко она переходит из детства во взрослую атмосферу.
Русская изба - дом с ухожами - быть может, непривычное на чей-то слух выражение, оно, тем не менее, звучит сейчас по-особому выразительно.
К чему ни примени, а во все времена ухожи - это то, за чем заботливо ухаживают, чем дорожат, что охраняют и берегут.
Крыша над головой - самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Поэтому человек строил себе Дом прежде всего прочего.
3. Программа курса “Домоведение”
Тема |
Кол-во часов |
I раздел “Семейные праздники” | 16 часов |
1. Совет да Любовь. Свадебные угощения. | 2 |
2. Планирование семьи. Человек родился. | 2 |
3. Уход за новорожденным. Проект “ Одежда для малыша” | 8 |
4. Крестины. Именины. Проект “День рождения – шумный праздник” | 4 |
II раздел “Народные и православные праздники” | 10 часов |
Рождество Христово. К рождественскому
столу. Проект “Упаковка для рождественского подарка”. |
4 |
Святки. Святочные гадания. Крещенье Господне. Традиционные блюда праздника. Масленица. | 2 |
Великий пост. Блюда постного стола. | 2 |
Пасха. Символ Пасхи – крашеные яйца. Кулич – шедевр пасхального стола. | 2 |
III раздел “Дом с ухожами” | 12 часов |
Всякий дом хозяином держится. Порядок домоуправления. | 2 |
Проект “Свой дом украшу я сама”. | 10 |
4. Перечень знаний и умений формируемых у учащихся
I раздел "Семейные праздники"
знать:
- обычаи и традиции русской свадьбы:
- обряды, сопровождающие родины;
- гигиену девушки, женщины, современные методы контрацепции;
- физиологические изменения в организме женщины во время беременности;
- физиологические особенности новорожденного;
- обряды крещения и имянаречения.
уметь:
- приготовить свадебные угощения;
- ухаживать за новорожденным;
- конструировать, моделировать и изготовлять одежду для малыша;
- вносить свои конструктивные изменения для более удобного и практичного использования изготовленного изделия для малыша;
- организовать детский праздник в семье “День рождения”.
II раздел "Народные и православные праздники"
знать:
- традиции и обряды празднования Рождества Христова;
- обычаи празднования Святок;
- традиции праздника Святого Богоявления;
- традиции Масленицы;
- обряды Великого поста;
- народные приметы, обычаи, суеверия, связанные с праздником Пасхи.
уметь:
- приготовить блюда рождественского стола;
- разработать и изготовить упаковку для рождественского подарка;
- приготовить традиционные блюда для праздника Крещения;
- приготовить блины по старинным рецептам;
- приготовить блюда постного стола;
- приготовить пасхальные куличи;
- украсить пасхальное яйцо.
III раздел “Дом с ухожами”
знать:
- традиции и обряды вселения в новый дом на Руси;
- рациональную организацию жилища;
- пути экономии в домашнем хозяйстве;
- использование и планирование времени в домашнем хозяйстве
уметь:
- заполнять кассовую книгу в целях учета и экономии семейного бюджета;
- распределять семейный бюджет;
- создать уют в своем доме с использованием национальных традиций;
- организовать рациональное питание семьи;
- рассчитать стоимость ремонта жилья.
Введение курса “Домоведение” происходило в три этапа:
1. Констатирующий.
Цель: определить уровень развития знаний, умений и навыков учащихся на начальном этапе эксперимента (начало 10 класса).
2. Формирующий.
Цель: создание системы учебных занятий, способствующих формированию и развитию познавательного интереса, системы знаний и способов деятельности.
3. Контрольный.
Цель: проверка полученных результатов, коррекция методической модели.
В ходе изучения курса происходило отслеживание динамики развития познавательной самостоятельности, творческой активности школьников. Использовались психодиагностические методики - интеллектуальная шкала Векслера; и дидактические диагностики: а) определение уровня познавательной потребности; б) определение уровня познавательной самостоятельности; в) проверка владения системой знаний.
На данный этап работы:
- произошёл рост духовного развития школьников, вырос их кругозор, общая осведомлённость в отношении обычаев и традиций русского народа;
- сформировалась потребность учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов;
- сформировалась система специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства;
- на основе активной учебной деятельности повысилось качество обучения и развития учащихся.
Тематическое планирование представлено в приложении 1.
Литература
- Алькаев Э.Н. Кулинария для всех. Нижний Новгород, “СММ” 1994г.
- Аникина В.П., Гусева B.E.. Мудрость народная. -М., Худ. лит.. 1994г.
- Белов В.. Лад. -М., Молодая гвардия, 1982г.
- Владченко Н.Л., Хаткина Н.В.. Подари себе праздник. Донецк. “Сталкер”, 1996г.
- Гончарова Н.М. Этикет и мы. -М, “МК- Полиграф”, 1993г.
- Думцова К.Г., Станкевич Г.П.. Этикет за столом. -М., “Экономика”, 1990г.
- Загребина В.А., Торчинова A.M. Геникология. Учебник.-М., “Медицина”, 1991г.
- Извекова Н А., Лагов Н. В.. Праздник в семье. -М., “Педагогика”, 1986г.
- Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня традиции и обычаи. -М., “Советская Россия”, 1990г.
- Коробковский Г.В., Смирнова Г.А.. Экономика домашнего хозяйства. -Л. “Лениздат”, 1991г.
- Ляховская Л.П. Энциклопедия православной обрядовой кухни. С-Петербург, “Интерласт”. 1993г.
- Минервин Г.Б. О красоте вещей. –М., 1981г.
- Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. -М. “Олма-Пресс” 1998г., 1 том.
- Православный церковный календарь. -М.. Московская Патриархия. 1994г.
- Похлебкин В.В. Тайны хорошей кухни. Новосибирск, “Благовест”, 1993г.
- Похлебкин В.В. Кухни славянских народов. –М., “Центрполиграф”, 2005г.
- Равич Р. Мы ждем тебя, малыш! -М., “ФнС”, 1992г.
- Ростовцев Н.Н. Техническое рисование. –М., 1999г.
- Симоненко В.Д. Домашняя экономика. Киров, ВГПУ, 1997г.
- Симоненко П.Ф. Образцовая кухня. -М., “Голос”, 1991г.
- Спок Б. Проблемы младенчества. –М., “ЭКСМО”, 2003г.
- Холминский Л.М. Дизайн. –М., 1995г.