Роль образовательного учреждения в военно-патриотическом воспитании учащихся

Разделы: Администрирование школы


Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям.

А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе (таб. 1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система военно-патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В жизни любой страны мира важную роль играет подрастающее поколение. Они нуждаются в организации, которая объединяет их, привлечет к краеведческой деятельности, к самоусовершенствованию, пробудит интерес к изучению истории родного края, ее обычаям и традициям. В школе ведется такая работа. Уже шестой год действует детско-юношеская организация “Родник”. Основными направлениями ее работы являются экологическое, патриотическое и духовно-нравственное. У организации есть свой флаг, герб, гимн, вымпелы.

Все школьные мероприятия, в том числе первый и последний звонок, прием первоклассников в члены детской организации, день школьника, мемориал памяти, посвященный погибшим защитникам Приднестровья и т.д. начинаются с выноса школьного знамени и исполнения гимна организации.

Каждый класс – “Родничок” имеет свое направление работы: изучение истории родного края, города, сбор информации о ветеранах ВОВ, воинах-авганцах, участниках боевых действий в Приднестровье, летопись школы. В течении учебного года классы участвуют в общешкольных и городских мероприятиях. В конце года подводятся итоги, и лучшие классы награждаются вымпелами и призами.

Проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения в школе 15 ноября 2007 г. был посвящен семинар организаторов досуговой деятельности школ города и района по теме: “Патриотическое воспитание учащихся в образовательных учреждениях города Рыбницы и Рыбницкого района”. В ходе семинара прошли следующие мероприятия: 1. Беседа-диспут “Достойно жить”, 2. Ретроспективная экскурсия “Люди и улицы- о людях, в честь которых назвали улицы города”, 3. “Славу поем защитникам Отечества” - встреча с ветеранами ВОВ, войнами-афганцами, участниками боевых действий в Приднестровье, 4. “Родительский дом – начало начал” - семейный праздник. Итоговым мероприятием стал торжественный сбор, посвященный приему первоклассников в члены детской организации “Родник”. На этом мероприятии присутствовали гости, которые придали сбору особую торжественность . Это атаман Рыбницкого казачьего войска - Сергей Николаевич Чуприков, заместитель председателя Рыбницкого союза ветеранов спецназа, куратор молодежного крыла Патриотической партии Приднестровья – Гладков Сергей Владимирович, член Союза ветеранов спецназа – Орловский Юрий Анатольевич, главный специалист Муниципального Учреждения “Рыбницкое Управление Народного Образования” - Булат Инна Васильевна, ведущий специалист Муниципального Учреждения “Рыбницкое Управление Народного Образования” - Мунтян Татьяна Александровна, методист по патриотическому воспитанию Центра детского и юношеского творчества – Добровольская Светлана Константиновна.

В ходе торжественного сбора первоклассники, пройдя через умственные и физические испытания, доказали своим умение и стараниями, что они достойны стать членами детской организации “Родник”. Дав клятву и выслушав наказ, они были приняты в школьную организацию, принадлежность к которой символизировали повязанные галстуки детской организации и эмблемы. Заключительной частью мероприятия стал мини-концерт “ Патриотические мотивы в творчестве учащихся”.

В фойе школы была оформлена выставка творческих работ учащихся под девизом “Подарок любимому городу” - так как 21 ноября город отмечал свое 379-летие, выставка стенгазет учащихся 1-11 классов о ветеранах ВОВ, защитниках Приднестровской республики, а так же конкурс рисунков “Тебе, мой любимый город, посвящается…”. Все мероприятия получили оценку творческие.

Депутаты Горрайсовета г.Рыбницы Главацкая Наталья Васильевна и Делеу Виктор Андреевич ежегодно оказывают помощь в организации экскурсий по историческим местам и памятникам нашей Республики с обязательным посещением историко-краеведческого музея г.Бендеры.

Большое внимание уделяется работе с ветеранами. Учащиеся посещают ветеранов на дому, поздравляют их с праздниками, помогают по дому и во дворе, приглашают на классные часы, общешкольные мероприятия. Ежегодно проводятся концерты, посвященные “Дню защитника Отечества”, “Дню Победы” с приглашением на них ветеранов.

Рис. 1. Система военно-патриотической работы МОУ “РРСОШ №8

В школе посажена аллея славы “60 лет Победы – 60 деревьев”, которую учащиеся школы посадили совместно с ветеранами и ухаживают за ней постоянно.

Ежегодно юноши 10-11 классов принимают активное участие в городских конкурсах патриотической направленности, где занимают призовые места:

Конкурс 2004-2005 год 2005-2006 год 2006-2007 год
Мы – парни бравые 1 место 3 место 4 поощр.
Юный патриот ПМР 2 место 1 место 3 место
Юный инспектор ДД 1 место 3 место 2 место

Особо стоит отметить одно из направлений патриотической работы, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью ежегодно проводятся конкурсы инсценированной патриотической песни (в 2007 г. учащиеся заняли 2 место в городском конкурсе), встречи с ветеранами ВОВ, военнослужащими Приднестровской Армии, выпуск “Боевых листков”, стенгазет патриотической направленности и различные беседы. Активно принимают участие и серьезно готовятся ребята к мероприятиям, проводимым в рамках месячника оборонно-массовой работы.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, школьная медсестра, преподаватели ОБЖ, учителя физического воспитания, учителя музыки и истории. Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравятся ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивных играх “Юный патриот Приднестровья”, “Рыцарский турнир” и т.д. Все это в игровой форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в ее процветание. Возродить лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым содержанием, претворить в жизнь все лучшее, что было создано в этой области – задача сегодняшнего дня. Большое значение при проведении военно-спортивной игры отводится принципу самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива. Месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы завершается общешкольной линейкой, посвященной погибшему участнику боевых действий в Приднестровье, ученику нашей школы Яровому Сергею Анатольевичу, на которой подводятся итоги проведенных мероприятий.

Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, куда вошли и “Майский огонек” для участников ВОВ и операция “Память” (возложение цветов к памятникам павших в боях), а также поздравление ветеранов на дому.

В период подготовки ко Дню Защитника Отечества, годовщине Великой Победы оформлялись выставки фотодокументов, рисунков, литературы. Оформлена папка по патриотическому воспитанию, в которой собраны фотографии, автобиографии, интервью, статьи о ветеранах ВОВ нашего микрорайона.

Анализ проведенных мероприятий еще раз показал важность и значимость патриотического воспитания, стремление подрастающего поколения, педагогов и общественности к развитию юнармейского движения, регулярного проведения военно-спортивных игр, слетов и других форм работы как на региональном, так и на городском уровнях. Они способствуют возрождению традиций патриотического воспитания детей.

Для учащихся быть патриотом – значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовыми к выполнению своего конституционного долга и обязанности служить в ВС.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика – 1990 -. № 7.
  2. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. - Челябинск, 1995 г.
  3. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. - Москва Центр “Педагогический поиск”, 2002 г.
  4. Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. 1995г - №5.
  5. Материалы и устав детской организации “Родник”.