Если я слышу, я забываю.
Если я вижу, я понимаю.
Если я делаю, я запоминаю.
Китайская пословица.
Развивать познавательные интересы учащихся возможно с привлечением их к исследовательской деятельности. Направления исследовательской деятельности могут быть самыми различными - самостоятельное открытие теоремы, изучение свойства фигуры, вывод математического правила и другое. Учащимся предлагается собрать и проанализировать математические данные, высказать гипотезу и проверить ее. Это помогает сформировать:
1. Учебно-информационные умения и навыки:
- понимание,
- анализ данных,
- умение выделять главное,
- систематизировать знания,
- самостоятельно изучать учебные темы,
- составлять логические схемы.
2. Учебно-организационные умения:
- использовать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания;
- оценивать разные способы контроля хода и результатов выполнения задания;
- умение работать в группе;
- осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности.
Учиться лучше всего вдвоем. В паре происходит одновременная работа, в которой участвуют сразу оба учащихся. От качества работы в паре зависят во многом итоговые результаты. Внутри пары может совершаться множество различных действий:
- обмен наблюдениями;
- обсуждение условий задачи;
- выработка алгоритма действий;
- разделение целого на части;
- анализ результатов.
Объединение усилий учащихся в процессе решения той или иной задачи имеет и другие положительные стороны:
- возрастает объем и глубина понимания учебного материала;
- тратится меньше времени на формирование понятий, умений и навыков;
- ученики более добросовестно относятся к работе на уроке и при выполнении домашнего задания;
- учащимся более комфортно на уроке, они получают удовольствие от обучения;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- учитель имеет возможность осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывая их темп работы.
Поэтому практические и лабораторные работы в курсе математики являются той деятельностью, в которой у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике. Для группы предлагаются задания разного уровня сложности.
Лабораторная работа в 5 классе. Тема: “Окружность и круг”
Обучающий аспект:
Получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементов; развитие практических умений - пользоваться чертежными инструментами, построение окружности любого радиуса; повторить способ сравнения отрезков одинаковой и разной длины.
Развивающий аспект: развитие математической речи, наблюдательности, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда; работа над математической терминологией (путем распознания); развитие непроизвольной памяти (в учебной деятельности).
Воспитательный аспект: развитие познавательной активности учащихся, интереса к предмету, расширение кругозора, привитие умений совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда).
Оборудование: простой карандаш, линейка, циркуль, ластик, учебник, окружности и круги разных диаметров.
Повторить:
- определение отрезка;
- измерение и сравнение отрезков.
Цель работы:
- знакомство с геометрическими фигурами - окружность и круг;
- изучение их элементов;
- построение окружности и круга;
- измерение радиусов окружности и круга.
Ход работы
Научись строить окружность и изучи ее свойства.
- Поставь на листе тетради точку. Обозначь ее буквой О.
- Возьми циркуль в руки следующим образом: ножку циркуля с иглой установи в точку О, а ножку циркуля с грифелем вращай вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Тогда циркуль опишет замкнутую линию. Ее и называют окружностью. Точку О называют центром окружности.
- Начерти отрезки, концами которых будут точка О и точка на замкнутой линии. Обозначь ее большой буквой.
Ответь на вопросы и выполни задание:
- Сколько таких отрезков можно провести?
- Сравни эти отрезки.
- Сделай вывод.
- Запиши вывод в тетрадь.
(Такой отрезок называется радиусом окружности). Запиши определение в тетрадь. - Найди в учебнике определение радиуса окружности.
- Что можно сказать о расположении точек окружности по отношению к центру окружности?
- Запиши определение в тетради: отрезок, проходящий через центр окружности и имеющий своими концами две точки окружности, называется диаметром.
Ответь на вопросы и выполни задание:
- Сколько диаметров можно провести в окружности на твоем рисунке?
- Измерь длину диаметра на своем рисунке.
- Сравни длину диаметра с длиной радиуса.
- Сделай вывод.
- Запиши вывод в тетрадь.
- Что делает диаметр с окружностью?
- Найди в учебнике определение части окружности. Запиши в тетрадь.
- На сколько дуг делит диаметр окружность?
- Соедини две точки окружности ( этот отрезок называется хордой). Запиши в тетрадь.
Ответь на вопросы:
- Сколько хорд можно провести в окружности? Ответ запиши в тетради.
- Может ли хорда проходить через центр? Ответ поясни. Если “Да”, то как ее можно назвать по-другому?
- Запиши определение диаметра через понятие хорды.
Изучи круг и его свойства.
- Окружность поделила плоскость тетради на две части. Та часть, которая лежит внутри окружности вместе с окружностью, называется кругом.
- Изобрази круг в своей тетради.
- Измерь длину его радиуса.
- Сравни его с диаметром.
- Запиши свои наблюдения.
- Запиши все, что ты можешь сказать о круге.
- Сравни свои наблюдения с окружностью и сделай выводы о фигуре, которая называется кругом.
Дополнительные вопросы и задания:
- Измерь радиусы окружностей и кругов, имеющихся у тебя.
- Запиши, чему равны диаметры каждой из фигур.
- Запиши, какие выводы ты сделал?
- Нарисуй окружность произвольного радиуса. Изобрази все изученные тобою элементы окружности и подпиши их.
- Нарисуй две окружности, которые не пересекаются. Измерь длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запиши в тетрадь.
- Нарисуй две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерь длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запиши в тетрадь.
- Нарисуй две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерь длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запиши в тетрадь.
- Приведи примеры окружности и круга в окружающих тебя предметах.
Практическая работа по алгебре в 8 классе. Тема: “Теорема Виета”
Цель: установить связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами.
Объект исследования: квадратное уравнение и его корни.
Оборудование: шариковая ручка, двойной лист в клетку, линейка, простой карандаш, карточки для дополнительных заданий.
Знания, умения и навыки, необходимые для выполнения работы:
(т.е. то, что нужно вспомнить и повторить, прежде чем предлагать учащимся данную работу):
- понятие полного квадратного уравнения;
- умение записать квадратный трехчлен в общем виде;
- алгоритм решения квадратного уравнения ( как полного, так и приведенного);
- умение записать общую формулу корней квадратного уравнения ( полного и приведенного).
Ход работы ( инструкция для ученика).
Приведенные квадратные уравнения.
1.1. Решите уравнения:
а) х2 + 4х + 3 = 0;
б) х2 - 10х – 24 = 0.
1.2. Заполните таблицу:
Уравнение р q х1 х2 х1 + х2 х1 · х2 х2 + 4х + 3 = 0; х2 -10х – 24 = 0.
1.3. Сравните сумму и произведение корней каждого из уравнений с его коэффициентами.
1.4. Гипотеза: какую связь между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами Вы заметили? Запишите ее символами.
1.5. Проверка гипотезы: запишите приведенное квадратное уравнение в общем виде ( х2 + рх + q = 0 ).
1.6. Запишите общую формулу корней приведенного квадратного уравнения.
( Х1 = ; X 2 = )
1.7. Найдите сумму корней квадратного уравнения.
1.8. Найдите произведение корней квадратного уравнения.
1.9. Сделайте вывод: сформулируйте полученный результат. Запишите в тетрадь.
Дополнительный вопрос.
Проверь свои выводы, решив уравнение: х2 – 12х + 36 = 0.
2. Полные квадратные уравнения.
2.1. Решите уравнения:
а) 6 х2 – 5х – 1 = 0;
б) 5 х2 + 9х + 4 = 0.
2.1. Заполните таблицу:
Уравнение а в с х1 х2 х1 + х2 х1 · х2 6х2 -5х - 1 = 0; 5х2 + 9х + 4 = 0.
2.3. Сравните сумму и произведение корней каждого из уравнений с его коэффициентами.
2.4. Гипотеза: какую связь между корнями полного квадратного уравнения и его коэффициентами Вы заметили? Запишите ее символами.
2.5. Проверка гипотезы: запишите полное квадратное уравнение в общем виде
(ах2 + bх + с = 0).
2.6. Запишите общую формулу корней полного квадратного уравнения.
( Х1 =; X 2 = )
2.7. Найдите сумму корней квадратного уравнения.
2.8. Найдите произведение корней квадратного уравнения.
2.9. Сделайте вывод: сформулируйте полученный результат. Запишите в тетрадь.
(Полученное утверждение называется теоремой Виета)
Дополнительный вопрос.
Проверь свои выводы, решив уравнение: -2х2 + 8х + 3 = 0.
Дополнительное задание.
Найдите сумму и произведение корней следующих квадратных уравнений:
а) х2 – 5х + 6 = 0;
б) 3х2 – 4х – 2 = 0;
в) х2 – 6х + 24 = 0;
г) 6х2 – 5х = 0.
2. Проверьте с помощью теоремы Виета: верно ли найдены корни квадратного уравнения.
а) х2 – 15х – 16 = 0 х1 = - 1; х2 = 16. б) 2х2 – 3х + 1 = 0 х1 = 1/2; х2 = 1.
3. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
Найдите с помощью теоремы, обратной теореме Виета корни квадратного уравнения:
а) х2 + 11х – 12 = 0;
б) 2 х2 + 9х + 8 = 0;
в) -3х2 – 6х = 0;
г) х2 – 6 = 0.
Используемая литература.
- Математика: Учебник для 5 класса средней школы / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 5-е изд. — Москва, 1998.
- Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Немков, С. Б. Суворова; под ред. Теляковского. — 5-е изд. М.: 1998.
- Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — 5-е изд. М.: Просвещение 2000.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса. / Чесноков А. С., Нешков К. И. — М.: Просвещение, 1994 г.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991 г.