Обучение выразительному чтению "Поймай эмоцию"

Разделы: Начальная школа


Эксперимент проводился по книге А.С. Пушкина “Стихи и сказки” М. Просвещение 1995 г.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

  • 4 “А” класс – контрольная группа (18 человек)
  • 4 “Б” класс – экспериментальная группа (16 человек)

Задание дается двум группам:

- Самостоятельно подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Гонимы вешними лучами”

Критерии:

1. Время, затраченное на выполнение задания.

2. Интонационное богатство (интонация, обусловленная знаками препинания, интонация, идущая от смысла стихотворения)

3. Соответствие темпа чтения настроению.

Результат:

Большая часть детей обеих групп после однократного прочтения стихотворения “про себя” подняли руку, показав, что готовы к выразительному чтению стихотворения.

Паузы, обусловленные знаками препинания, не соблюдались. Чтение стихотворения монотонное.

2 этап. Серия экспериментальных занятий.

1 занятие.

Проверка домашнего задания: знакомство с биографией А.С. Пушкина с целью более глубокого понятия смысла стихов поэта. (Используется проблемно-поисковый метод обучения, большая самостоятельность предоставляется детям в подборе материала из различных видов источников. Учитель обобщает и дополняет доклады, презентации учащихся.)

Актуализация знаний:

Цель - научиться выразительно читать стихи.

Что значит выразительное чтение, от чего зависит выразительность чтения?

Учащимся группы предлагается прослушать образец выразительного чтения стихотворения (грамзапись, аудиозапись )

Ответы детей на поставленный вопрос.

Учащимся разъясняется, что различают два вида интонации:

1) интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),

2) интонация, обусловленная знаками препинания, (существуют четкие правила, их надо знать)

На 1 занятии учимся правильно определять интонацию, идущую от смысла стихотворения, правильно выбирать соответствующий темп чтения.

Работа ведется над стихотворением А.С. Пушкина “Зимний вечер”:

а) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

б) На доску вывешивается таблица:

В стихотворении 4 четверостишия.

Задание: В тетради нарисовать знаки, соответствующие настроению, возникающему при чтении каждого отрывка.

Объяснить, почему выбрал именно этот знак? Как прочитать первое четверостишие? Попробуй прочитать его с другой интонацией. Почему не подходит?

в) Повторное чтение стихотворения. Выбор темпа чтения.

На доске таблица:

Задание: записать в тетрадь знак, соответствующий темпу чтения четверостишия. Объяснить, почему выбран данный темп чтения. Попробовать прочитать, изменив темп. Почему не подходит?

г) Аналогичная работа проводиться над каждым четверостишием.

д) В конце занятия конкурс на лучшее чтение всего стихотворения. Обсуждение чтения коллективно под руководством учителя.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, по желанию - проиллюстрировать.

2 занятие.

Проводится аналогичная работа над стихотворениями А.С. Пушкина “Зимнее утро”, “Анчар”, но с большей долей самостоятельности учащихся.

3 занятие.

Актуализация знаний: цель – научиться выразительному чтению, обусловленному знаками препинания, умению расставлять логические ударения при чтении стихотворения.

Разъяснения учителя: каждый пунктуационный знак указывает на чтение с определенным повышением, понижением голоса, паузу и т.п. это надо знать:

- тире - внезапность.

- двоеточие – голос поднимается вверх, затем расшифровывается сказанное прежде,

- многоточие – перед многоточием замедляется темп чтения, пауза

Работа проводится над стихотворением А.С. Пушкина “Узник”:

а) самостоятельное чтение;

б) анализ стихотворения,

в) выбор интонации идущей от смысла, темпа чтения (самостоятельно);

г) под руководством учителя дети расставляют простым карандашом в тексте паузы, знаки повышения и понижения голоса, подчеркивают “главные” слова, которые необходимо выделить при чтении с большей силой.

д) отработка чтения стихотворения, анализ.

4 занятие.

Проводится аналогичная работа по закреплению полученных навыков выразительного чтения стихотворений, но с большей степенью самостоятельности учащихся.

А.С. Пушкин “Птичка”, “Няне”.

3 этап. Сравнительный эксперимент. Съем.

Критерии те же, что на 1 этапе.

Задание: подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” “У Лукоморья дуб зеленый…”

Результат:

  • 4 “А” класс – подготовка и чтение аналогично чтению на 1 этапе.
  • 4 “Б” класс – на подготовку затрачено больше времени. При чтении стихотворения соблюдены логические ударения, паузы. Чтение богато интонационно.