Эксперимент проводился по книге А.С. Пушкина “Стихи и сказки” М. Просвещение 1995 г.
1 этап. Констатирующий эксперимент.
- 4 “А” класс – контрольная группа (18 человек)
- 4 “Б” класс – экспериментальная группа (16 человек)
Задание дается двум группам:
- Самостоятельно подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина “Гонимы вешними лучами”
Критерии:
1. Время, затраченное на выполнение задания.
2. Интонационное богатство (интонация, обусловленная знаками препинания, интонация, идущая от смысла стихотворения)
3. Соответствие темпа чтения настроению.
Результат:
Большая часть детей обеих групп после однократного прочтения стихотворения “про себя” подняли руку, показав, что готовы к выразительному чтению стихотворения.
Паузы, обусловленные знаками препинания, не соблюдались. Чтение стихотворения монотонное.
2 этап. Серия экспериментальных занятий.
1 занятие.
Проверка домашнего задания: знакомство с биографией А.С. Пушкина с целью более глубокого понятия смысла стихов поэта. (Используется проблемно-поисковый метод обучения, большая самостоятельность предоставляется детям в подборе материала из различных видов источников. Учитель обобщает и дополняет доклады, презентации учащихся.)
Актуализация знаний:
Цель - научиться выразительно читать стихи.
Что значит выразительное чтение, от чего зависит выразительность чтения?
Учащимся группы предлагается прослушать образец выразительного чтения стихотворения (грамзапись, аудиозапись )
Ответы детей на поставленный вопрос.
Учащимся разъясняется, что различают два вида интонации:
1) интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),
2) интонация, обусловленная знаками препинания, (существуют четкие правила, их надо знать)
На 1 занятии учимся правильно определять интонацию, идущую от смысла стихотворения, правильно выбирать соответствующий темп чтения.
Работа ведется над стихотворением А.С. Пушкина “Зимний вечер”:
а) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
б) На доску вывешивается таблица:
В стихотворении 4 четверостишия.
Задание: В тетради нарисовать знаки, соответствующие настроению, возникающему при чтении каждого отрывка.
Объяснить, почему выбрал именно этот знак? Как прочитать первое четверостишие? Попробуй прочитать его с другой интонацией. Почему не подходит?
в) Повторное чтение стихотворения. Выбор темпа чтения.
На доске таблица:
Задание: записать в тетрадь знак, соответствующий темпу чтения четверостишия. Объяснить, почему выбран данный темп чтения. Попробовать прочитать, изменив темп. Почему не подходит?
г) Аналогичная работа проводиться над каждым четверостишием.
д) В конце занятия конкурс на лучшее чтение всего стихотворения. Обсуждение чтения коллективно под руководством учителя.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, по желанию - проиллюстрировать.
2 занятие.
Проводится аналогичная работа над стихотворениями А.С. Пушкина “Зимнее утро”, “Анчар”, но с большей долей самостоятельности учащихся.
3 занятие.
Актуализация знаний: цель – научиться выразительному чтению, обусловленному знаками препинания, умению расставлять логические ударения при чтении стихотворения.
Разъяснения учителя: каждый пунктуационный знак указывает на чтение с определенным повышением, понижением голоса, паузу и т.п. это надо знать:
- тире - внезапность.
- двоеточие – голос поднимается вверх, затем расшифровывается сказанное прежде,
- многоточие – перед многоточием замедляется темп чтения, пауза
Работа проводится над стихотворением А.С. Пушкина “Узник”:
а) самостоятельное чтение;
б) анализ стихотворения,
в) выбор интонации идущей от смысла, темпа чтения (самостоятельно);
г) под руководством учителя дети расставляют простым карандашом в тексте паузы, знаки повышения и понижения голоса, подчеркивают “главные” слова, которые необходимо выделить при чтении с большей силой.
д) отработка чтения стихотворения, анализ.
4 занятие.
Проводится аналогичная работа по закреплению полученных навыков выразительного чтения стихотворений, но с большей степенью самостоятельности учащихся.
А.С. Пушкин “Птичка”, “Няне”.
3 этап. Сравнительный эксперимент. Съем.
Критерии те же, что на 1 этапе.
Задание: подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” “У Лукоморья дуб зеленый…”
Результат:
- 4 “А” класс – подготовка и чтение аналогично чтению на 1 этапе.
- 4 “Б” класс – на подготовку затрачено больше времени. При чтении стихотворения соблюдены логические ударения, паузы. Чтение богато интонационно.