Цели урока:
1. Познакомить учащихся с наличием воды и воздуха в природе.
2. Формировать практические умения, необходимые для последующего обучения.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
4. Развивать наблюдательность и интерес к предмету.
Оборудование: для опытов: стаканы, трубочки для коктейля, сахарный песок, вода, акварельные краски, чайные ложечки, электрический чайник, лист бумаги, воздушный шар, рисунки капельки, солнышка, снежинки, облачка, пара; карточки “охлаждение”, “нагревание”, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
/Звучит музыка/
Ветер чуть слышно поёт.
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В звоне ветвей,
В песне дождей, листопаде,
Только прислушаться надо.Солнце опустит лучи –
И замирает природа
Тихо струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.
- Что такое природа?
- Что не относится к природе?
- По каким признакам природу разделяют на живую и неживую?
- О каких явлениях природы говорилось в стихотворении?
- Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда?
III. Работа над новой темой.
1. Загадки о явлениях природы:
/Читают наизусть дети/
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
- Из чего состоит дождь? (Капелек)
/Вывешивается рисунок капельки/
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при луне
Серебром блестит.
Снег – это множество снежинок.
- В какое время года бывает дождь? А снег?
/Вывешивается рисунок снежинки/
2.- Отметьте погоду вчерашнего дня. Выберите нужные карточки и расскажите, что изображено на них.
Физминутка.
3. Практическая работа.
а)
Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добра.
- Каждый день мы с вами выходим на прогулку, наблюдаем за изменениями в природе.
Недавно, наблюдая за снежинками, мы с вами сделали открытие. Какое?
Вывод: снег тает, превращается в воду.
Сегодня на уроке поговорим о воде, узнаем о ней много нового.
б) Дома вы проделали опыт. Поставили воду в морозильную камеру. Что произошло? А что мы наблюдаем сейчас?
(Перед началом урока поставить лёд в тепло, занести снег.)
в) Когда ваша мама ставит на плиту чайник с водой, и проходит какое- то время, что происходит с водой в чайнике?
/Вывешиваются рисунки и карточки/
г) Возьмите 2 стакана с водой. Попробуйте её на вкус. В одном стакане размешайте чайную ложку соли, а в другом – сахарный песок. Что произошло с солью и сахаром? Попробуйте воду на вкус в каждом стакане. Что произошло с водой?
Можно ли отличить по внешнему виду, в каком стакане солёная вода, а в каком – сладкая? А как это сделать? Что произошло с солью и с сахаром? Сделайте вывод.
Вывод: вода – растворитель
д) Возьмите краски для рисования. В одном стакане размешайте немного жёлтой краски, в другом – красной, а в третьем – синей. Что произошло с водой?
- Как называются ваши краски?
- Как переводится на русский язык слово АКВА?
Вывод: вода имеет свойство окрашиваться.
4. Беседа “Где мы встречаемся с водой”.
а) – Послушайте внимательно стихотворение. /Читают дети/
Спросил на днях малыш – сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана!Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!- На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
- Где мы встречаем воду?
б) Работа по учебнику на странице 60.
- Как человек использует воду?
- Как нужно относиться к воде?
5. Практическая работа по определению воздуха в окружающем нас пространстве.
а) Движение воздуха.
- Сложите из листка бумаги веер, помашите им. Что вы чувствуете?
Физминутка.
“Ветер дует нам в лицо. (Машут руками)
Закачалось деревцо. (Руки на поясе. Наклоны туловища)
Ветер тише, тише, тише. (Приседают, опускают руки вниз)
Деревцо все выше, выше!” (Медленно поднимаются, машут руками над головой)
- Как возникает ветер?
Вывод: ветерок возникает потом, что веер толкает окружающий нас воздух.
/Дети проделывают опыт в разных местах классной комнаты и делают вывод/
Вывод: воздух находится везде.
- Движение воздуха в природе называют ветром.
б) Воздух в различных предметах (опыт проводит учитель).
- Положим в один стакан с водой кусочек сахара, в другой – кусочек кирпича, в третий – комочек почвы. Что мы наблюдаем?
Вывод: пузырьки в воде – это воздух.
в) Опыт, показывающий принцип работы пипетки.
- Возьмите соломинку для коктейля и опустите её в стакан с водой. Закройте пальцем отверстие соломки, а вытащите её из воды, не снимая пальца. Затем снимите палец с отверстия соломки. Из неё появилась капля воды. Эту воду вытолкнул воздух, который был в соломке.
г) Опыт с воздушным шариком.
Вывод: воздух легче воды.
IV. Домашнее задание.
- Вместе с родителями проделайте опыты, которые изображены на рисунках учебника на с.63 (смешивание красок, изготовление леденцов, выдувание мыльных пузырей.)
V. Итог урока.
- В каком состоянии встречается вода?
(Вывешиваются на доске карточки)
дождь | снег | пар |
роса | лёд | |
туман | град | |
иней |
- Что такое ветер?
- Что легче вода или воздух?
Спасибо, дети, за работу!
Урок окончен.
Список литературы:
М. В. Соловейчик “Я иду на урок” - Москва, издательство “Первое сентября”.
а) стихотворение – стр.116.
б) схема-опора – стр.110.