Открытый урок по математике в 5-м классе "Путешествие по стране десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторить правила сравнения и округления десятичных дробей;
  • правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;
  • применить дифференцированный подход при решении примеров на все
  • действия с десятичными дробями;
  • развивать кругозор;
  • развивать культуру речи.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не совсем обычный урок - мы отправляемся в путешествие по стране десятичных дробей. Для этого путешествия нам нужно вспомнить:

- как сложить и вычесть, умножить и разделить десятичные дроби?

(Ученики рассказывают правила);

- как сравнить десятичные дроби?

(Ученики рассказывают правило сравнения десятичных дробей);

- как округлять числа?

(Ученики рассказывают правила округления чисел).

Наше путешествие будет проходить на поездах. Разделимся на три команды (условно на ''5'', на ''4'', на ''3''). Каждая команда отправляется в свой пункт назначения. На доске висит карта движения каждой команды, вы видите маршрут своей команды.

2. Путешествие

2а) 1этап

Выбираем капитанов команд. Капитаны определяют, с какой скоростью будет двигаться каждый состав, решив уравнение.

(На ''5'': 4,7х – (2,5х + 12,4) = 127,74

На ''4'': 2,5х – 13х + 31,02 = 105,3

На ''3'': 0,5х + 2,5х + 13,8 = 201 )

Остальные участники команд ''бегут в кассу'' покупать билеты. На доске записаны примеры. Каждый пассажир по порядку выходит к доске, решает пример, получает билет и садится на свое место в поезде. Если возникают трудности у какого-либо участника команды, то возможна помощь команды. ''Зайцы'' ходят пешком, поэтому всем нужно приобрести билет.

Округлить число

На ''5''

На ''4''

На ''3''

До десятков

До целых

До десятых

369, 12

23,24

46,34

8436,2

55,912

134,516

5,99

847,87

5,679

До десятых

До сотых

До целых

12,699

6,048

90,6

9,989

16,502

7,915

14,002

271,681

84,37

59,674

17,449

965,44

Билеты куплены. Рассаживаемся поудобнее. Капитаны докладывают, с какой скоростью движется каждый поезд.

(Капитаны показывают решение уравнений на доске).

2б) 2 этап

Поезда сбавили скорость, т. к. в топках заканчивается горючее. Подкинем горючего, собрав математический пасьянс. В таблице закрыты16 карточек. Переворачивая по одной карточке, решить пример и поставить эту карточку на свое место. Место карточки на пересечении строки и столбца – это произведение числа в столбце и буквы в строке. Например, 1,45В+2,55В=4В. Эту карточку поставим в последний столбец 2строки.

  5 3 6 4
А        
В       1,45В+2,55В
С        
К        

Освобождаем место для 1 карточки и решаем задание 2 карточки и т.д., пока не ''сойдется'' весь пасьянс, т.е. все карточки не будут стоять на своих местах.

Результат выглядит так:

  5 3 6 4
А 7,8А-2,8А 2,3А+0,7А 1,2А:0,2 20*0,2А
В 3,5В:0,7 30*0,1В 11,7В-5,7В 1,45В+2,55В
С 500С*0,01 17,4С-14,4С 3,92С+2,08С 2,4С:0,6
К 2,8К+2,2К 5,1К:1,7 0,06*100К 23,1К-19,1К

Хорошо, пасьянс собрали – горючего подбросили, едем дальше.

2в) 3 этап

Нас останавливает робот (Приложение 1), который цепляет вагоны. Сколько вагонов он прицепит, можно узнать, решив примеры по его программе. Из полученных ответов выберите целое число, решение покажите на доске.

На ''5''

На ''4''

На ''3''

А=2,075

А=0,249

А=0,996

А=2,42

А=3,81

А=0,36

(Ребята показывают решение на доске).

Каждому поезду прицепили по 3 вагона. Движемся дальше.

2г) 4 этап

Вагоны прицепили, едем дальше. Встречные поезда идут с опозданием, давайте их пропустим – встанем на запасной путь. Чтобы время даром не терять, поиграем в ''домино'': собрать карточки таким образом, чтобы получилась цепочка примеров и правильных ответов.

Результат будет выглядеть следующим образом:

На 5                             На 4                            На 3

  12-2,317     3,57+2,23     4,1+2,51
9,683 121,6:19   5,8 112,7:23   6,61 3,5*4,9
6,4 8,32+1,519   4,9 7,4*11,5   17,15 3,17-2,8
9,839 8,5*0,72   85,1 9,3-4,49   0,37 2,52*7
6,12 2,1-2,073   4,81 55,08:2,7   17,64 4,6:23
0,027 11,5*3,2   20,4 14,75:2,5   0,2 13,1-6,51
36,8 1,701:6,3   5,9 4,05*5,02   6,59 0,8:2,5
0,27     20,331     0,32  

Молодцы! Все решили, домино собрали верно. Путь освободился, едем дальше.

2д) 5 этап

Подъезжая к своим станциям, нужно узнать среднюю скорость движения каждого состава и расстояние, которое прошла каждая команда.

На ''5''

На первом участке пути поезд шел 2ч со скоростью 63,4км/ч, на втором он шел 3ч со скоростью 61,8км/ч, на третьем – 1ч со скоростью 62,5км/ч. Найдите среднюю скорость движения поезда и расстояние, которое прошел поезд.

(62,45км/ч; 374,7км)

На ''4''

На первом участке пути поезд шел 3ч со скоростью 64,4км/ч, на втором он шел 2ч со скоростью 62,5км/ч, на третьем – 1ч со скоростью 62,8км/ч. Найдите среднюю скорость движения поезда, которое прошел поезд.

(63,5км/ч; 381км)

На ''3''

На первом участке пути поезд шел 2ч со скоростью 62км/ч, на втором он шел 3ч со скоростью 63км/ч, на третьем – 1ч со скоростью 62км/ч. Найдите среднюю скорость движения поезда, которое прошел поезд.

(62,5км/ч; 375км)

3. Подведение итогов.

Завершилось наше путешествие. Каждая команда прибыла в свой пункт назначения вовремя. Какие действия с десятичными дробями мы сегодня вспомнили, какие правила применяли для решения примеров и задач?

(Ответы учеников)

Молодцы. Работали сегодня хорошо.

4. Выставление оценок. Домашнее задание.

Урок окончен. До свидания.