Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в девятом классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по разделу “Атом и атомное ядро”. (Квантовая физика)
Ведущей задачей элективного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для выбора физико-математического (естественнонаучного) профиля обучения. Темы и формы организации занятий элективного курса позволяют учащимся осуществить пробу своих сил в специфических видах деятельности, присущих науке физике, и сделать осознанный выбор дальнейшего профиля обучения. В то же время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает данный элективный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в 10-11 классах.
Основной формой проведения занятий является урок. Содержание курса предусматиривает проведение лабораторных работ (фронтальных или в форме практикума, в зависимости от оснащенности физического кабинета оборудованием), выполнение экспериментальных заданий, самостоятельную работу учащихся при выполнении учебных проектов.
Курс может изучаться в любое время учебного года.
У истоков великих открытий (1 час)
Открытие радиоактивности. Открытие изотопов химических элементов.
Современная физико-химическая картина мира (3 часа)
Объяснение явления изотопии современными физикой и химией. Устойчивость ядер, “магические числа”. Радиоактивный ряд, период полураспада.
Применение радиоизотопов в быту и жизни (7 часов)
Применение в медицине. Применение в археологии. Применение в архитектуре и строительстве. Радиоактивность стройматериалов. Применение в сельской хозяйстве. Применение в геологии. Применение в промышленности и экология. Применение в современной космонавтики.
Биологическое действие радиации (3 часа)
Особенности -, -, - лучей. Величины и единицы измерения, характеризующие ионизирующие излучения. Действия и последствия радиации на организм человека
Проблемы сегодняшнего дня и последствия радиоактивных загрязнений (2 часа)
Чернобыльская авария и ее последствия. Радиационная обстановка в нашем регионе. Захоронение радиоактивных отходов и экология. Первый в России энергобиологический комплекс на Курской АЭС.
Итоговое занятие 1 час.
Список лабораторных работ:
- Исследование естественной радиоактивности продуктов питания.
- Исследование радиоактивности в помещении.
- Наблюдение видеоснимков по радиационной диагностики в медицине.
- Изучение техники безопасности на ядерных установках.
- Изучение карты радиологической обстановки региона.
Тематическое и поурочное планирование
№ | Тема |
У истоков великих открытий (1 час) | |
1 | Открытие радиоактивности. Открытие изотопов химических элементов. |
Современная физико-химическая картина мира (3 часа) | |
2 | Объяснение явления изотопии современными физикой и химией. |
3 | Устойчивость ядер, “магические числа”. |
4 | Радиоактивный ряд, период полураспада. Решение задач. |
Применение радиоизотопов в быту и жизни (7 часов) | |
5 | Применение в медицине. Лабораторная работа №1 “Наблюдение видеоснимков по радиционной диагностики в медицине” |
6 | Применение в археологии. |
7 | Применение в архитектуре и строительстве. |
8 | Радиоактивность стройматериалов. Лабораторная работа № 2 “Исследование радиоактивности в помещении” |
9 | Применение в сельской хозяйстве. Лабораторная работа № 3 “Исследование естественной радиоактивности продуктов питания” |
10 | Применение в промышленности и экология. Применение в геологии. |
11 | Применение в современной космонавтики. |
Биологические действие радиации (3 часа) | |
12 | Особенности -, -, - лучей. |
13 | Величины и единицы измерения, характеризующие ионизирующие излучения. |
14 | Действия и последствия радиации на организм человека. Лабораторная работа №4 “Изучение техники безопасности на ядерных установках”. |
Проблемы сегодняшнего дня и последствия радиоактивных загрязнений (2 часа) | |
15 | Чернобыльская авария и ее последствия. Радиационная обстановка в нашем регионе. Лабораторная работа №5 “Изучение карты радиологической обстановки региона” |
16 | Захоронение радиоактивных отходов и экология. первый в России энергобиологический комплекс на Курской АЭС. |
Обобщение. Итоговое занятие (1 час) | |
17 | Защита творческих работ. |
Темы творческих работ:
- Земля и космос. Роль человеческого фактора в этом процессе.
- АЭС-источник энергии, а также источник опасности.
- Современные технологии по радиационной диагностики в медицине и их роль в жизни человека.
- Физические основы методов переработки отходов и экология.
- Чернобыль и ее последствия.
- Перспективное топливо для АЭС.
- Ядерные взрывы и их влияние на окружающую среду.
- Роль физики в реализации тезиса: “Судьба человеческой цивилизации находится в руках самих людей”
Рекомендуемая литература.
- Бопп Ф. Введение в физику ядра, адронов и элементарных частиц /Пер. с нем. М. :Мир, 1999.
- Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике. -3-е изд. , перераб. и доп. -М. :Бюро “Квантум”, 1993.
- Губарев В. Ядерный век. Бомба. -М. :ИздАт, 1995.
- Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. -М. :Просвещение, 1986.
- Круглов А. К. Как создавалась атомная промышленность в СССР. -М. :ЦНИИ-атоминформ, 1995.
- Ливенцев Н. М. Курс физики. -М. :Высшая школа, 1975.
- Мякишев Г. Я. , Буховцев Б. Б. Физика-11. -М. :Наука, 1985. Т. 1-3.
- Наука и общество:история советского атомного проекта (40-50-е годы): Тр. междунар. симпозиума ИСАП-96:Т. 2/Гл. ред. Е. П. Велихов. -М. :ИздАт, 1999.
- Наумов А. И. Физика атомного ядра и элементарных частиц. -М. : Прос-вещение, 1984.
- Суханов А. Д. Фундаментальный курс физики:В 4 т. Т3. Квантовая физии-ка. - М. :Агар, 1999.
- Частицы отданной жизни: Воспоминания испытателей Новоземельского ядерного полигона / Сост. В. В. Бордуков, С. Л. Давыдов. -М. :ИздАт, 1999.
- Ядерная энергетика будущего: Атомная энергетика России на пороге ХХI века /Под общ. ред. Ф. М. Митенкова. -М. :ИздАт,1995.