Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.
Данный урок построен по технологии проблемного обучения с применением компьютерной программы Power Point из пакета Microsoft Office, составлен по учебнику Л.Г. Петерсон, 2 класс, знакомит не только с новой темой, но и создает интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика, повышая творческий потенциал учителя.
Тема: Угол. Прямой угол.
Цели:
- Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и обозначению углов;
- Познакомить с понятием “прямой угол”;
- Учить находить прямой угол с помощью чертёжного угольника;
- Отрабатывать навыки анализа и решения задач;
- Пополнять активный запас детей; учить работать в паре;
- Развивать математическую речь, мыслительные операции;
- Формировать познавательный интерес;
- Способствовать здоровьесбережению детей;
- Соблюдать гигиенические требования у уроку;
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
- В начале урока мне хочется напомнить известное вам высказывание А. Нивена
Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен
- Прочитайте его хором
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Если смотреть, как другие анализируют, сравнивают, преодолевают какие-то трудности, а сам ты этого ничего не делаешь. То математику знать не будешь).
- Верно, я думаю, что вы успешно преодолеете все трудности, которые преподносит нам математика.
- Назовите школьные принадлежности, которые помогают нам на уроках (учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш…)
- Да, учебнику на наших столах – почётное место.
(Показываю большой карандаш).
- У меня тоже есть большой карандаш для доски, который мне помогает на уроке.
- В какой области математики линейка и карандаш наши первые помощники? (В геометрии)
- Верно, и на сегодняшнем уроке мы повторим и уточним свои знания о геометрических фигурах, и узнаем что-то новое.
- Продолжаем изучать страну Геометрию.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Посмотрите, нас встречают жители этой страны
- Назовите эти фигуры одним словом. (геометрические фигуры)
- Назовите многоугольники (треугольник, квадрат, прямоугольник)
(По щелчку мыши многоугольники исчезают)
- Назовите геометрическую фигуру, которая состоит из 4-х звеньев
(незамкнутая ломаная линия)
(По щелчку мыши ломаная исчезает)
- Какая геометрическая фигура не имеет ни начала на конца? (прямая линия)
(По щелчку мыши прямая исчезает)
- Назовите лишнюю фигуру среди данных фигур. (отрезок)
(По щелчку мыши отрезок исчезает)
- Какие геометрические фигуры остались? (Лучи)
- Что вы знаете о геометрической фигуре луч? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны)
- Чем отличается луч от прямой? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны, а прямая не имеет ни начала на конца).
- У вас на партах лежат модели лучей.
- Покажите точку, начало луча, покажите весь луч.
- Сравните лучи АВ и АС.
- Что у них общего? (У них общее начало точка А)
- Возьмите модели лучей и наложите их друг на друга так, чтобы точки совпали, а части прямой расходились в разные стороны.
- На сколько частей лучи разделили плоскость? (На 2 части)
- Как бы вы назвали меньшую из этих частей) (Углом)
- У нас получилась новая геометрическая фигура, которая называется угол.
Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Угол)
(Вывешиваю на доску карточку с темой урока)
- Чему должны научиться на уроке? (Мы должны узнать, что такое угол, из чего состоит угол)
- Верно, а также узнаем, как записывают имена углов и познакомиться с самым главным из углов.
III. “Открытие” нового знания.
- Покажите точку, общее начало лучей.
- Это вершина угла (слайд №4)
- Покажите лучи, которые образуют угол.
- Их называют сторонами угла. (слайд №5)
- Сколько вершин у угла? (1)
- Сколько сторон у угла? (2)
- Так из чего состоит угол? (Из точки и двух лучей, которые выходят из этой точки)
- Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, которые выхолят из этой точки)
- Продолжаем заполнять геометрический словарь.
- Какие новые слова в него добавили? (Угол, вершина угла, сторона угла).
- Вы конечно знаете, что у каждой геометрической фигуры есть имя, и у углов тоже есть имя.
- Полина, как тебя называет мама, бабушка? А тебя, Влад?
- Вас дома называют разными именами.
- И угол тоже можно назвать по–разному.
- Прочитайте его имя в учебнике на стр. 38.
- Что интересного заметили при чтении имён угла? (Буква, которая называет вершину читается в середине)
- Записывают это так: слово “угол” заменяют специальным знаком:
- Запишем этот знак в тетради.
- Начинаем писать с верхнего правого угла клетки, ведём наклонную в нижний левый угол клетки и вправо по нижней стороне клетки в нижний правый угол.
(Дети записывают знак в тетради)
- Как пишется ваше имя?
- А теперь обратите внимание на то, как пишется имя угла. (Все буквы заглавные)
- Правильно. Запишите имя угла в тетради.
- А теперь потренируемся в записи углов.
- Выполним задание №2 с.38
- Прочитайте задание.
- Работать будем в парах.
- Один из вас назовёт имена углов. А другой вершины и стороны угла.
-А теперь запишите различные обозначения углов.
- Проверяем первый угол, если вы записали так, поставьте “+”.
- Катя. Прочитай названия второго угла, если вы записали так, поставьте “+”.
- Самостоятельно проверьте, так ли вы записали названия третьего угла, если вы записали так, поставьте “+”.
- У кого получилось три “+”, у кого два, у кого один.
- Молодцы. А теперь отдохнём и посчитаем.
Физминутка “Счёт через 4”
- Продолжаем работу. Начинаем писать с верхнего правого угла клетки. е)ть имя, и у углов тоже есть имя.точки).разные стороны.вое.
- Скажите, а можно ли угол сделать больше или меньше по размеру?
- Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.
- Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру)
- Верно, углы бывают разные, и наша задача узнать, какой угол самый главный
- Возьмите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.
- Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.
- На сколько частей прямые разделили плоскость?(на 4 части)
- Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются)
- Сколько углов образовали пересекающиеся прямые?(4)
- Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.
- Может кто-нибудь знает названия этих углов?
- Это прямые углы (слайд №9)
- Покажите пальчиком каждый прямой угол.
- Раскрасьте прямые углы разными цветами.
- Поставьте точку на пересечении прямых.
- Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла)
- Покажите, где в жизни встречается прямой угол?
- А вот, если две пересекающиеся прямые образуют прямой угол, то их называют перпендикулярными прямыми)
(Повесить на доску карточку)
- Какими новыми понятиями пополнился наш словарь? (Прямой угол, перпендикулярные прямые).
- Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на партах лежит ещё один чертёжный инструмент.
- Кто знает, как он называется?
- Правильное его название чертёжный угольник.
- Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.
- Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?
- Итак, наша задача научиться с помощью угольника определять прямые углы.
- Составим алгоритм.
Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла.
Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла.
Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.
- Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей нас обстановке.
Работа по учебнику с.39 №4.
- А теперь самостоятельно найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника.
Проверка работы с помощью доски.
- Каким новым понятием пополнился наш словарь? (чертёжной угольник).
- Какие новые жители поселились в стране Геометрия? (угол, прямой угол) (слайд № 12, 13)
- Посмотрите на все фигуры и скажите, какие фигуры имеют углы?
- А какие имеют прямые углы?
- Что мы знали о прямоугольнике? А о квадрате?
- А что нового узнали?
IV. Повторение изученного.
- Решим задачу, в которой говорится о прямоугольнике и квадрате.
Работа по учебнику с.40 №9.
- Прочитайте задачу про себя.
- А теперь прочитайте задачу вслух, чтобы узнать, что известно в задаче, а что надо найти.
- Что же нам известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Прежде чем вычислить Р, что надо сделать? (Начертить прямоугольник)
- А потом? (Найти Р).
- Как найти Р прямоугольника? (Надо длину всех сторон сложить).
- Начертите прямоугольник и найдите его Р самостоятельно.
(Проверка: решение дети записывают на доске)
- Прочитайте, что ещё нужно сделать в этой задаче.
- Любой ли квадрат надо начертить? (Нет).
- А какой? (С таким же Р).
- Сможем начертить? Почему? (Не знаем сторону квадрата)
- Что мы знаем о квадрате?
- Как узнать сторону квадрата)
- Как представить 16 четырьмя одинаковыми слагаемыми?
- Значит чему равна сторона квадрата?
- Начертите квадрат.
V. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- А сейчас, ребята, пришло время оценить себя. Выберите круги:
Зелёный – доволен собой, всё понял:
Жёлтый – допускал неточность, неуверен в знаниях;
Красный – надо постараться и успех придёт.