Введение.
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы – теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Велико значение свободного времени для духовного и физического развития человека, которое остается свободным для удовольствия, досуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. И вот это время мы должны использовать различные формы и методы развития творческих способностей учащихся, готовых преобразовать мир, сделать его красивее и интереснее.
На протяжении столетий в духовном формировании человека, его взглядов, его мировоззрения главную роль играли литература, музыка, искусство и театр.
Для более глубокого использования искусства в процессе воспитания подрастающего поколения через красоту, необходима координация усилий всех видов искусств.
Известно, что творчески развитые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому проблему развития творческих способностей нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающей личности в новых социально-экономических условиях. Для этого надо создавать условия для проявления самостоятельности, активности, смекалки, самокритичности, оригинальности учащихся, другими словами, обеспечить подлинное развитие их творческих способностей.
Включение родителей в воспитательный процесс и повышение их педагогической культуры ориентированы, прежде всего, на участие родителей в роли средства воздействия на учащихся. Совместная трудовая деятельность детей и взрослых в семье порождает общность интересов, она облегчает организацию дел, стимулирующих эстетическое воспитание, проведение эстетических праздников, изучение народного творчества. Совместное чтение художественной литературы, газет и журналов, просмотр телепередач и кинофильмов, и следующее затем совместное обсуждение прочитанного, воспитывает детей и подростков в эстетическом и художественном плане.
В школе же воспитание ведется путём привлечения детей к рисованию, пению, танцам, театру и другим основным видам искусства.
Чтобы о “Школе творчества” говорили хорошо и определяли своих детей нужно, чтобы отсутствовал страх в “школе”, принуждение, созданы условия для развития детской активности, чтобы ребенок в конечном итоге стал личностью.
Основной задачей педагогического коллектива “школы” является развитие познавательного интереса, для этого в воспитательном процессе должны широко использоваться дополнительное образование, разнообразные формы внеурочной работы, новые педагогические технологии.
Эстетическое воспитание, художественно-творческая деятельность учащихся должна являться приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в “школе”. Этой задаче должна и подчиняться работа клубов и объединений в системе дополнительного образования. В “школе” должны создаться все условия для художественно-эстетического развития, творческой самореализации учащихся, для этого разработан модуль “Мир увлечений учащихся для развития творческих способностей”.
Цели проекта: создание комплексной системы по формированию духовной культуры у учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытие и реализация внутренних резервов (способности, интереса, таланта, личностные качества).
Задачи:
- Формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности;
- Выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
- Выработка навыков принятия решения, умение формировать внутри себя и в общении с людьми ситуации психологического комфорта;
- Привлечение к работе родителей и создание в семье условий, необходимых для достижения цели проекта;
- Сотрудничество с детскими учреждениями дополнительного образования;
- Индивидуализация обучения и воспитания как основы выбора оптимального варианта развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Осуществление педагогического сотрудничества, раскрытие талантов через творчество, воспитание чувств, духовное обогащение личности;
- Выявление семейных творческих коллективов;
- Помощь в организации досуга, развивающего индивидуальные творческие способности ребенка.
Участники проекта:
- Ученики
- Учителя
- Родители
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
2. Начальный этап
Преобразования воспитательной системы по модели “Школа творчества”
3. Основной этап
Организационная работа досуговых и кружковых работ.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Создание в школе системы воспитания.
- Формирование образа выпускника – социально значимой творческой личности.
- Повышение уровня воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний.
- Обогащение родительского опыта идеями и поддержка семьи в воспитании творческой личности.
1. Подготовительный этап
Воспитательно-педагогическая работа с детьми
Где искать прекрасное? Оно окружает нас повсюду. Получить первые впечатления о гармонии внешних форм мы должны научить ребенка наблюдать картины природы. Природа – естественная среда человеческой жизнедеятельности – открывает пытливому детскому взгляду простые и мудрые секреты красоты. В её бесконечном разнообразии, движении, обновлении, в строгой закономерности явлений, в ритмах и пропорциях не только предмет “эстетического восторга”, но и источник познания законов эстетики. Недаром А.П.Чехов сказал, что леса украшают землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение.
Воспитание только тогда плодотворно, когда согласуется с потребностями воспитуемых. К таким потребностям школьников относятся потребности в общении в самоутверждении, в творчестве. Одним из действенных механизмов обогащения потребностей растущего человека является эстетический аспект воспитания. Потребность в эстетическом переживании своего бытия – одно из родовых свойств человека. Неудовлетворение этой потребности ведет к деградации личности, к развитию эмоциональной черствости, духовной пассивности. А мы не должны допустить этого! А наоборот, учить детей видеть красоту.
Корни детского творчества – в игре. Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала детей. Хорошо стимулируют развитие детского творчества ролевая игра как перевоплощение в образ, взаимоотношения различных персонажей.
Различные виды и формы конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, вязание, вышивание) создает благоприятные условия для развития у детей восприятие цвета, чувства цвета, которые являются важными средствами выразительности в детском творчестве. Важно, чтобы художественно творческая деятельность была направлена на выражение своего отношения к изображаемому.
Музыка также является благоприятным для развития детского творчества видом искусства. Высказывается предположение, что одним из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности является музыкально-двигательное творчество. В образно-сюжетном танце проявляется детское сотворчество, направляется фантазия ребенка, определяется поиск образно-выразительных движений. Обучение детей танцам – одно из средств воспитания у них музыкально-двигательного творчества.
2. Начальный этап
Преобразования воспитательной системы по модели “Школа творчества”
В образовательном процессе лишь инновационный подход к обучению может взрастить творческую личность. Далеко не все в учебном процессе служит оптимальному достижению результата. В то время как новые технологии как раз позволяют оптимизировать процесс передачи знаний, умений и навыков. Но главное не в этом. Пассивная, попахивающая схоластикой трансляция сведений может привести нас в тупик: что будет делать зазубривший урок вчерашний ученик, а нынешний выпускник, столкнувшись со стремительно меняющимся миром? В результате обучения хотелось бы не просто передать сумму “знаний – умений – навыков”, а вырастить новый тип молодого человека – способного нестандартно действовать в нестандартных условиях, умеющего и желающего приобретать знания самостоятельно.
Проблемой развития творческой личности занимались многие, но мы в нашем проекте рассмотрим несколько подходов решения данной задачи: 1) развитие творческой личности в процессе образования; 2) развитие творческой личности в процессе самообразования (саморазвития) через различные формы и методы развития творческих способностей учащихся.
Потребности в саморазвитии, как и в самореализации – это высшие потребности человека.
Поэтому налицо противоречие, связанное с творческим саморазвитием личности. Которое заключается в том, что человек вначале стремится удовлетворить потребности более низкого уровня, и лишь в последнюю очередь осознает личную значимость для себя потребности в саморазвитии. И наоборот, не реализуя потребность в саморазвитии, человек не достигает высокого уровня образования и культуры. Где же выход из этого противоречия, из этого замкнутого круга?
Выход же из данной ситуации можно найти в том, что необходимо разомкнуть этот круг и сделать из него спираль, то есть, необходимо изначально процесс образования и воспитания строить на профессионально новой философской, психологической и педагогической основе – на основе обучения творческому саморазвитию личности.
Однако для того, чтобы эффективно строить этот процесс необходимо создать “школы”, где ученик смог бы реализовать свои способности, а то и открыть “уснувшие” в нем способности.
Творчество – это деятельность, рождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью, творчество специфично для человека, то есть всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности.
3. Основной этап
Организационная работа досуговых и кружковых работ
Организационная работа начинается с организации для педагогического коллектива постоянно действующего научно-методического семинара по проблемам школы творчества. Нужно адаптировать учебные программы согласно направлениям работы школы. Разработать материал для тематических классных часов. Спланировать тематику по организации творческой направленности кружков, секций и факультативов. Разработать программы. Учебные и методические пособия по кружкам, секциям и факультативам творческой направленности. По мере подготовленности вводить новые виды развивающей деятельности во всех звеньях обучения. Продолжить ознакомление учащихся, родителей и педагогов с задачами, содержанием, организацией, спецификой воспитательной работы школы творчества. Делать диагностический “срез” по состоянию воспитательной работы школы к начальному этапу её деятельности по всем аспектам: кадровому, программному, организационно-управленческому, результативному.
Чтобы добиться всестороннего функционирования воспитательной системы нового типа школы нужно работать в соответствии с концепцией воспитания школы и концепцией воспитания школы творчества. Для этого нужно добиться отлаженной системы непрерывного повышения квалификации педагогов, руководителей кружков, секций и факультативов, классных руководителей. Содержание воспитания довести до оптимального сочетания общечеловеческой, национальной культуры. В возрастном аспекте обучения и воспитания достичь логической преемственности сочетания разносторонней индивидуально ориентированной деятельности учащихся с ориентиром на социальную адаптацию выпускников к современным условиям жизни. Достичь преемственности целостного и творческо-направленного воспитания и развития детей, поступивших из детского сада в школу. Вовлечь всех учащихся в систематические занятия трудом, физической культурой, различными видами социально значимой деятельности. Добиться оптимального сочетания административного управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления. Наладить внешние связи по линии, развертывающей системы “Школа творчества”. По каждому учебному году проводить диагностику результатов по выбранным критериям воспитания учащихся.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Работа с учащимися
№ | Вид деятельности | Формы проведения |
1 | Познавательная | Обзор литературы, экскурсии, конкурсы, олимпиады, классный лекторий, учебная конференция |
2 | Трудовая | Учебный труд на уроках, игровые формы: “Трудовой десант”, “Операции”, “Рейд добровольцев”, общественно-полезный труд по самообслуживанию |
3 | Общественная | Пресс-центр, встречи с деятелями культуры, ветеранами войны и труда, “Круглый стол”, дискуссии |
4 | Ценностно-ориентировочный | Практикум по самоанализу и взаимоанализу (по различным темам), диспуты на нравственные темы, уроки культуры поведения. |
5 | Художественная | Концерты художественной самодеятельности. Художественные конкурсы, выставки, посещение центров культуры, экскурсии, фестивали, праздники |
6 | Классные часы | Направления: “Здоровье”, “Интеллект”, “Общение”, “Нравственность”, “Досуг”, “Дружба” и др. |
7 | Профориентация | Встречи с работниками различных сфер, экскурсии на объекты, введение и преподавание курсов по развитию творческой деятельности. |
ФИНАНСИРОВАНИЕ
1. Сбор макулатуры. | - 5700 руб. |
2. Сборы от творческих выступлений. | - 2300 руб. |
3. Спонсорская помощь родителей. | - 13450 руб. |
4. Спонсорская помощь от выпускников Школы. | - 7000 руб. |
5. Сборы от продажи поделок в дни “Школьных базаров”. | - 2300 руб. |
6. Заработанные финансы при посадке зеленых насаждений. | - 3950 руб. |
7. Деньги, заработанные от продажи выращенных рассад. | - 3200 руб. |
8. Деньги, заработанные от продажи плодово-ягодных культур. | - 7500 руб. |
ЛИТЕРАТУРА.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. Москва, Педагогика, 2000
- Хадиуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике. Казань, Издательства “Магариф”, 2001г.
- Копилка классного руководителя-2. Родительские собрания. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Издательство Курсив,2004г.
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. Казань, 1996г.
- В помощь классному руководителю. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов. Автор составитель А.А.Литвинова, Издательство “Учитель”, 2003г.
- Тараненко О.В. Диагностика воспитательной работы в классе. Методические материалы, г. Тверь-2000г.
- Научно-методический журнал “Классный руководитель”, №6/02г. Москва,
- Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. младший школьник, его развитие и воспитание. Казань 1997г.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя, Москва “Вако” 2005г.
- Научно-практический журнал “Завуч”, №1/02г., Москва.
- Журнал “Культура здоровой жизни”, Спецвыпуск -2003г., Москва.
- Хузиахметов А.Н.. Теория и методика воспитания. Казань, Издательства “Магариф”, 2006г.
- Хузиахметов А.Н. Уроки воспитания. Казань,1998г.
- Еремина О.В. Воспитательные технологии. “Классный руководитель”, №5/98г.