Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни у подростков

Разделы: Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятии здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе.

В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни людей, который, в свою очередь является не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению нации. При этом необходимо учесть, что здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – это укрепление связи человека с природой путём преодоления вредных привычек, физической и духовной закалки, профессионального и культурного саморазвития личности, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-– психологических ситуаций. Политика здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия) проводится на основе концепции “Года здоровой семьи” на 2003-2006 годы. Вместе с тем, данная работа осуществляется недостаточно, в частности, возникает необходимость решения поставленной проблемы на основе взаимодействия семьи и школы отсюда вытекает актуальность выбранной темы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Определить педагогические условия взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Формирование здорового образа жизни.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ.

  1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков.
  2. Сравнить уровень сформированности здорового образа жизни в школ с. Чакыр с. Дирин Чурапчинского улуса.
  3. Изучить уровень сформированности здорового образа жизни в семьях с. Чакыр.
  4. Определить условие формирования здорового образа жизни у подростков.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили научные труды и разработки российских учёных и педагогов (А. Ф. Бойко, С. В. Барканов, Л. В. Баль, Н. Я. Белобородова, А.Г.Ильин, и др.)

Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методы:

  1. Анализ теоретической литературы по теме здорового образа жизни.
  2. Изучение и обобщение опыта педагогической работы классного руководителя с детьми и с родителями по формированию здорового образа жизни.
  3. Наблюдение, анализ тестов и анкет, обработка полученных результатов.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработаны методические рекомендации по реализации здорового образа жизни при взаимодействии семьи и школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Результаты и материалы исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Чакырская общеобразовательная средняя школа, Диринская общеобразовательная средняя агрошкола Чурапчинского улуса.

Глава I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подросткового возраста.

Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Подростковый возраст, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, охватывает период жизни от 10 до 18 лет. На данном этапе завершаются процессы морфофункционального и психологического созревания организма, а это требует особого отношения к подростку всех членов общества.

Нервная система. Состояние нервной системы у подростков совершенно иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усилении активности тех её отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения со стороны жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого: повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость и др. – могут явиться предпосылкой для развития различных нарушений здоровья, в том числе хронических заболеваний.

Эндокринная система. Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез. Основой особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус - гипофиз. Высокая активность этой системы определяет многообразие изменений гормонального статуса и, соответственно, морфофункциональных особенностей бурно растущего организма.

Гормон роста воздействует непосредственно на развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биологический синтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста гипофизом увеличивается с 10-летнего возраста, достигая пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой “скачок” у подростков.

С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям, которые обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они влияют на все виды обмена веществ, развитие мозга, уровень интеллекта, физического развития, созревание репродуктивной системы, на адаптационные возможности. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляет” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка, обеспечивает необходимый уровень обмена.

Половое созревание занимает особое место в развитии ребёнка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек - на 2 года раньше (11-13лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков примерно с 10 лет. После 13-14 лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.

Иммунная система. Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объёма и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в школах.

Сердечно-сосудистая система. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается его полостей. Эти процессы определяют характер основных показателей функции сердца и сосудов, в частности уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей.

Особенности развития и функционирования сердечно – сосудистой системы в подростковом возрасте определяют многообразие нарушений её функций, которые в ряде случаев могут вызывать субъективные жалобы. Чаще они выявляются в виде неприятных ощущений в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), а также повышенной утомляемости, склонности к обморочным состояниям.

Костно-мышечная система. В период полового созревания в основном совершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддержание положительного уровня кальциевого обмена, т.е. подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок.

Кроме того, обмен кальция зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма. Важно иметь в виду, что в подростковом периоде недопустимо хроническое недополучение организмом кальция.

Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки могут привести к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирование костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней обстановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (включение в технологию урока элементов оздоровительной и корригирующей гимнастики, контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры и др.).

Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным морфофункциональным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте 14-15 лет. У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте 14 лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне ускорения роста может иметь место отстаивание развития координации движений в связи с различными темпами роста костей и скелетных мышц, что нередко сопровождается угловатостью, неповоротливостью при движении, в играх.

Органы пищеварения. В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К 10-11 годам – желудок, к 11-13 годам – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственно усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка. Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая её ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха.

Нервно-психическое развитие. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик её у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: Целеустремлённость и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность – сменяться лёгкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств – циничностью, враждебностью и даже жестокостью.

Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные её формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

Состояние здоровья подростков

Количество подростков по годам

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются редким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том, числе профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимов и условия обучения в общеобразовательных учреждениях), а также отсутствия психологических установок на здоровый образ жизни.

В нашем наслеге число подросткового возраста – 104, из них 17,3 % состоят в учете невропатологии, 2,8 % в органы пищеварения, 0,9 % в органы дыхания, эндокринологии и сердечно – сосудистой системе.

ГРУППА ЗДОРОВЬЯ

  2000 2001 2002 2003 2004
1 группа

3 группа

16

35

15

37

10

26

6

19

0

21

Вывод: Увеличивается число лиц с хроническими заболеваниями. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков уменьшается с каждым годом.

СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Группа болезней Годы
1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995
Сердечно-сосудистой системе

Органы пищеварения

Невропатологии

Органы дыхания

Эндокринологии

 

1

1

 

1

3

 

 

 

1

1

 

1

 

1

2

 

 

2

   

 

3

 

1

 

 

3

Вывод: За последние годы при рождении дети получают различные травмы и исходя из этого следует, что с каждым годом увеличивается рост невропатологических заболеваний, следствие врожденных травм головного мозга.

ВЫВОД: Таким образом, что основная работа по формированию здорового образа жизни, должна проводиться прежде всего при воспитании ребенка в семье и обучении в школе.

Хочется подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни должна быть преемственным (семья, школа, общественные и неправительственные организации и др.). Именно поэтому в подростковом возрасте важно проводить целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни во взаимодействии школы и семьи. Система мероприятий по развитию навыков здорового образа жизни, проводимых на разных уровнях, должна использовать все возможные каналы доступа к подростку и семье: радио, телевидение, печать, лекционную пропаганду, памятки для детей и родителей, непосредственную работу с семьей и подростками и т. д. Кроме того, эффективность работы во многом зависит от воспитания чувства сознательной активности, ответственности за свое здоровье и жизнь.

1.2. ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НАРОДА САХА - КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Этнопедагогика народа Саха у подростков является основой формирования здорового образа жизни. С древности наш народ уделял большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей. Данное обстоятельство можно объяснить следующими причинами:

  1. Тяжелые климатические условия нашего края;
  2. Тяжелые условия труда;

Таким образом, здоровье является фактором выживания в данных условиях. Нравственно – этическое, духовное развитие ребёнка является существенной частью традиционного воспитания саха и формирования здорового образа жизни. Народная педагогика во главе семейного воспитания ставит приобщение детей с раннего возраста к трудовому процессу. Известно, что раннее приобщение к труду негативно влияет и на формирование здоровья индивидуума. По наблюдениям В.Л. Серошевского (1858-1945), отбывавшего ссылку в Якутии в 80-е годы 19 в., “…. работать приучают якуты детей исподволь, с самого раннего детства. Часто малыш, едва заметный от земли, напевая, собирает по целым часам ветки валежника в соседнем лесу или носит дрова в избу и держит полено больше себя ростом. Девочки, не умеющие вдеть нитку в иголку, подолгу сидят рядом с матерью и шьют по её указанию”. “По его замечанию, мальчики 7-8 лет уже водят быков, они приучаются к мужской работе больше вне дома, а девочки должны доить коров, нянчить детей, ухаживать за рогатым скотом”.

Международные стандарты о труде позволяют детям в возрасте от 13 до 15 лет выполнять так называемую легкую работу, не являющуюся вредной для здоровья и развития ребёнка.

К.С. Чиряев, основатель музея народной педагогики в Якутии, придавал значение нравственному, духовному воспитанию в органической связи с природным окружением: “Школьное обучение не в полной мере связана с трудом. Умело организованная работа превосходно воспитывает. Труд должен рассматриваться как воспитания” Чиряев также рассматривал практический опыт как духовную мудрость старших поколений и народа в целом.

Сегодня вся система образования нацелена на развитие рационального ума как выразителя интеллектуального уровня. Если у наших воспитанников не будет сильной воли, тонкости и широты чувств, то и приобретенное ими знание не прибавить разума – живого и творящего. Ведь человек учится, готовясь к настоящей жизни, стараясь получить соответствующий уровень знаний. Именно из-за этого он посещает школу, но и по-настоящему он учится у жизни. Смысл жизни вбирает в себя трехуровневый спектр ценностей, охватывающий совокупность системных связей под единым понятием “ духовность ”. Дух чувственно проявляется в нравственной высоте и красоте личности, выражающих доброту и любовь в истинном и глубоком их смысле внутреннему духовно-нравственному миру.

Утрачиваются ценные традиции народной педагогики. Родители нигде не учатся сложному искусству воспитания, в школах практически прекратила свое существование система педагогического всеобуча родителей; не уделяется должное внимание на подготовку молодёжи к семейной жизни и воспитание детей. А между тем ответственность за воспитание детей лежит прежде всего на родителей.

Многие социальные проблемы общества, например, преступность, наркомания, алкоголизм очень часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем педагогической культуры. Поэтому формирование здорового образа жизни у подростков является одной из важнейших задач и школы и семьи. Для решения существующих противоречий нужно взаимодействие данных социальных по формированию здорового образа жизни у подростков.

Организация работы по их взаимодействию институтов особенно эффективно может проводиться в условиях сельского социума, если учесть компактность проживания. Именно школа является организатором и инициатором этого взаимодействия.

Основными направлениями работы при этом могут быть:

  • лектории ( диспуты, круглые столы, дискуссии ).
  • спортивные секции.
  • совместный досуг

1.5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Из источника Л.В. Баля “От 7 до 17, или Что думают о здоровье наши дети”, взяла работу конференции, которая состоялась, в 1996 году в г. Москве под девизом: “Мы выбираем здоровье”, где подростки сами, без взрослых, обсудили актуальные для них проблемы здоровья, подчеркивали для каждого человека свободу выбора действий, поведения, не наносящего вреда здоровью, помогающего его сохранению и укреплению. Приводим некоторые примеры работы конференций. Например, в секции “Мы выбираем здоровье” они разработали детскую программу действий в защиту здоровья. Здоровье нужно каждому человеку, чтобы быть красивым, счастливым, получить интересную профессию и создать свою семью. Чтобы помочь здоровью, каждый может сделать следующее:

  • соблюдать простые правила гигиены;
  • стараться быть закалённым;
  • есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты, и не есть то, что вредно;
  • стараться проводить свободное время на воздухе и в движении;
  • стараться побольше узнать о здоровье и эти знания передать тем, кто рядом;
  • если любишь физкультуру, то постараться помочь друзьям тоже полюбить её;
  • стараться быть добрым и делать добрые дела;
  • стараться почаще бывать на природе и помогать ей даже небольшими делами.

Все вместе они могут попробовать:

  • устроить в классе дежурство по здоровью;
  • вместе делать зарядку на переменах;
  • организовать для малышей игры на переменах;
  • помогать природе (посадить деревья и кустарники возле школы)
  • чтобы побольше узнать о здоровье, проводить для себя и малышей КВНы, концерты, игры, сценки.

Работа секции “Курить или не курить?”

В результате дискуссии они рассмотрели все “за” и “против” курения и сделали вывод, что минусы перевешивают плюсы. Каждый из них может заинтересовать ребят в своей школе такими выводами:

  • не курить - полезно для здоровья;
  • поддерживать некурящих;
  • помогать желающим бросить курить;
  • курение мешает достичь своей цели в жизни;
  • курение мешает добиться успехов в спорте;
  • курение – это проявления слабости;
  • курение – это несвобода.

Что они могут вместе:

  • организовать в школе “Клуб здоровья”;
  • провести КВН на тему о курении;
  • провести конкурс видеоклипов о вреде курения;
  • создать общество для желающих бросить курить;
  • двигаться к цели “Класс без курения – школа без курения”.

Они считают, что необходимо сформировать у каждого человека чёткую жизненную позицию:

  • иметь цель;
  • быть свободным в своем выборе;
  • пользоваться поддержкой окружающих;
  • иметь увлечение;
  • иметь друзей и возможность объединяться в соответствии со своими увлечениями;
  • иметь больше информации о вреде курения;
  • повышать престиж некурящего человека в обществе;
  • осознавать минусы курения – нужен личный пример.

Секция “Алкоголь, наркотики и здоровье” Обсудив причины, которые приводят к употреблению наркотиков, дети пришли к выводу, что это происходит:

  • из-за неумения справиться с неприятностями и скукой;
  • из-за боязни сказать “нет” тем, кто обещает “райское наслаждение”;
  • потому что это модно – убивать себя понемногу;
  • так как порой трудно отличить храбрость от трусости (для некоторых это признак смелости).

Перед каждым участников секции ставился вопрос “Что я могу сделать, чтобы наркоманов стало меньше?”, на которой были даны следующие ответы:

  • иметь свою точку зрения на здоровье и безопасность;
  • не пробовать наркотики и алкоголь, даже если это кажется интересным;
  • постараться понять друга или приятеля. Если он не устоял перед соблазном, предложить помощь;
  • объединиться с теми, кто хочет сделать свой класс, свою школу свободной от наркотиков.

В конце работы конференции был разработан участниками проект закона: “Поскольку невозможно уничтожить все наркотики и вылечить всех наркоманов, каждый из нас имеет право и обязан знать, что это такое и предупредить других об опасности”.

Приводим высказывание детей. Что такое здоровье?

“Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека – самое дорогое”.

“Это жизнь, добро, счастье”.

“Здоровье никто не подарит, как какую-нибудь вещь или игрушку. Здоровье ты должен себе сделать сам”.

“Здоровье – это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях”.

“Человек не полностью здоров, если его душа неспокойна”.

“Моральное здоровье более важно. Человек может быть силен, крепок, но морально нездоров”.

“Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют”.

“Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души”.

“Чтобы быть здоровым, нужно не поддаваться стрессам, жить в гармонии с близкими, учиться понимать других, и тогда другие будут понимать тебя”.

“Быть здоровым, спортивным становится престижным”.

“Чтобы быть здоровым, надо иметь здоровые мысли: не думать ни о ком плохо и не желать никому зла”.

Вывод:

Материалы этой конференции, могут быть использованы в воспитательной работе школы.

1.3. МЕТОДИКА ПОЗИТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1. Игровые формы работы с подростками, как фактор формирования здорового образа жизни.

Игра – это дело серьёзное, это вечный спутник детства. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах и что особенно странно - мы всё реже и реже встречаем игру во дворах, на улицах.

По мнению В. Даля – великого русского собирателя народной мудрости, когда-то сказал: “В игре да в дороге узнают людей”. Каждый из нас в игре самовыражается на пределе всех своих сил и эмоций. Формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра имеет большое значение в педагогическом арсенале классного руководителя.

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Методика проведения игр, требующих от детей проявить и развивать физические умения и навыки, будет освещена чуть ниже.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни.

В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций.

С.А. Шмаков своей книге “Игры учащихся – феномен культуры” утверждает, что интеллектуальные игры, весьма привлекательные для подростка как юного телезрителя. Речь идёт о “Брейн-ринге”, КВН-ах, “Поле чудес”, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”. Для подростков седьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действа. Например, “Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения. По желанию подростков, процесс может быть оформлен декорациями- атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители.

2. Содержание работы классного руководителя с родителями.

Ребёнок растёт в своём, особом пространстве, его оберегают и лелеют. Привычный образ жизни у ребёнка постепенно формируются поведенческие стереотипы, характерные для членов семьи.

В своей книге М. И. Рожков “Организация воспитательного процесса в школе” приводит следующие принципы работы с родителями.

Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:

Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый ученик этого содружества.

Что приобретают родители, семья?

  • возможность получить новые знания о здоровье;
  • возможность приобщения к “живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
  • возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;
  • возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
  • возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
  • возможность способствовать укреплению семьи;

Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому.

Просветительство семьи – крайне важная часть этой деятельности.

Итак, что приобретает классный руководитель?

  • возможность через общения с родителями получить новые знания о здоровье расширить собственный кругозор;
  • найти поддержку решению собственных проблем в опыте других людей;
  • лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей;
  • повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.

И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи.

Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы. Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы-медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя – координировать и направлять беседу.

Вывод:

Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни. Если среди них найдутся профессионалы – медики, психологи или просто образованные люди, то они могут прекрасно выполнить роль классного руководителя, взять на себя подготовку месячника “Операция подросток”. Цель его – показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, хобби, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, помогают открыть и т.д.

Как организовать праздник “Операция подросток”. Актуальность данной акции определяется тем, что одним из важнейших факторов, способствующие втягиванию детей и подростков в алкоголизм, токсикоманию, табакокурению является невозможность себя занять в свободное время – это мнение не только организаторов, но и самых детей.

Например, наша школа ежегодно проводит – месячник под названием “Операция подросток”. Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у учащихся в отношении употребления алкоголя, табака, повысить роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации.

Задачи:

  1. Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина на организм.
  2. Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.
  3. Способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.
  4. Приобретение учащимся навыка сказать “нет”.

1 неделя. Подготовительный.

  1. Проводится анкетирование среди учащихся по данной проблеме.
  2. Объявляется конкурс на:
    • лучшее сочинение о вреде курения и алкоголя;
    • рисунки, плакаты;
    • доклад, сообщение.
  3. Оформляется выставка “Здоровье – наше богатство”.

2 неделя. Деловая ролевая игра “Скажи “нет” табакокурению”. Старшеклассники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит о вреде курения и выступят перед учащимися, перед школой.

Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в “Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи - данные анкетирования по школе. Статистики - статистические данные о смертности, связанной с курением.

Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации по отказу от курения.

Пресс-центр освещает работу каждой группы, рисует на плакате зачеркнутую сигарету, каждая группа должна на листе написать “нет” с аргументами и прикрепить к плакату.

3 неделя. Деловая ролевая игра “Скажем “нет” алкоголю”. Один класс старшеклассников развивается по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, юристы, психологи.

Принимают участие также юные журналисты, отражающие работу групп, социологи, статистики.

На каждом столе лежат раздаточный материал и листки с вопросами.

Ведущий начинает игру: “Наверное, вы знаете о пагубном влиянии алкоголя на организм человека. Он сказывается и на воспитании детей, разрушает семьи, человек может потерять работу. Но ведь пьяницами не рождаются, ими становятся, если их вовремя не предупредить и не остановить руку, тянущуюся к рюмке.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о том социальном зле, которое приносит алкоголизм человеку. Слово предоставляется нашим социологам, которые приведут данные анкетирования, и статистикам”.

Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы - о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения.

Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации от отказу от алкоголя.

Пресс-группа освещает работу каждой группы, рисует плакат с изображением зачеркнутой бутылки с вином, на листе каждая рабочая группа пишет обоснование своего “Нет!” алкоголю и прикрепляет к плакату.

Ведущий обобщает ответы, благодарит всех за участие.

4 неделя. Работа с родителями по профилактике табакокурения и алкоголизации среди детей. Конференция: “Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации”.

Круглый стол для родителей: “Алкоголь и курение. Здоровье и заболеваемость. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии алкогольного опьянения”.

Приглашаются врачи – специалисты и инспектор по делам несовершеннолетних.

Тематика бесед для родителей: как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь.

Что нужно знать о табаке и алкоголе родителям. Что полезно знать ребенку.

Как помочь ребенку, если у него возникли проблемы.

Как поведение родителей влияет на ребенка.

Семейные правила.

Советы родителям.

Вывод: Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей. Работа с родителями проводится по определенной системе, используются различные формы работы: в виде лекториев медицинских и правовых, бесед, круглого стола, конференций, индивидуальных бесед, консультаций психолога, социального педагога.

Глава II. АНАЛИЗ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ. (Приложение)

Приложения

Список использованной литературы.

  1. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  2. Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
  3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и преподавателей-организаторов курса “ОБЖ”. М., 1997.
  4. Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
  5. Гоголев М. Кружок по медико-санитарной подготовке в школе. М., 1989.
  6. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
  7. Классному руководителю. М., 1999.
  8. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Экология. Человек: 9 кл. Рабочая тетрадь. М., 1996.
  9. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  10. Маслов А.Г. Подготовки и проведение соревнований учащихся “Школа безопасности”: Учебно - методическое пособие. М., 2000
  11. Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
  12. Педагогика здоровья. М., 1990.
  13. Пе6тряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М.,1999.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1999.
  15. Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
  16. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
  17. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1996.
  18. Цузмер А.М., Петришина О.Л., Загорская В.Н. и др. Биология: Человек и его здоровье: Учебник для 9кл. общеобразовательных учебных заведений. М., 1997.
  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.