Цели:
1. Закрепить знания, умения и навыки по данной теме.
2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.
3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.
Задачи:
1. Обучающие:
- Формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.
- Совершенствование алгоритма правописания слов с безударными гласными.
2. Развивающие:
- Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.
- Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
3. Воспитывающие:
- Воспитание любви к природе, животным.
- Продолжить формирование элементов экологической культуры.
Оборудование урока: презентация к данному уроку, карточки с гласными буквами А, О, Е, И, Я (у каждого ученика), карточки с цифрами, перфокарты по теме “безударные гласные”, на доске текст для индивидуального задания, листы с текстами для работы по группам, наборы кружочков разного цвета (для каждой группы), сигнальные карточки..
Ход урока (На уроке используется презентация)
Организация класса
1. Чистописание (дети поочереди проговаривают буквы а, о, и, е, я по методике В. А. Илюхиной)
- Ставим ручку в рабочей строке, уходим влево вверх, задерживаемся, опускаемся по прямой наклонной вниз, выполняем качалочку, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем “ секретом”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины. (дети пишут букву А)
Слайд № 1
- Ставим ручку в рабочей строке, опускаемся по наклонной линии вниз, задерживаемся вправо на строке, поднимаемся вверх, закрываем букву.
(дети пишут букву О)
Слайд № 2
- Ставим ручку в рабочей строке, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку до середины, пишем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины. (Дети пишут букву И)
Слайд № 3
- Ставим ручку в рабочей строке, уходим влево вверх, поворот влево, по наклонной уходим вниз, выполнив перехлёст на середине высоты буквы, выполняем “качалочку”, и поднимаемся по крючку до середины. (Дети пишут букву Е)
Слайд № 4
- Кладём “качалочку” на нижнюю линеечку рабочей строки, поднимаемся по крючковой линии до середины высоты буквы, ломаем “секрет” влево, опускаемся вниз по наклонной до середины, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку до “секрета”, выписываем “секрет” до высоты буквы, опускаемся по “секрету” вниз, качалочка, крючок до середины. (Дети пишут букву Я).
Слайд № 5
(Данное чистописание можно заменить другим - приемлемым к любой другой методике)
Слайд № 6
Учитель:
- Что вы можете сказать об этих буквах?
Дети:
- Это безударные гласные в корне, требующие проверки
2. Вступление.
Учитель:
-Сегодня мы завершаем изучение большой темы - Правописание безударных гласных в корне слова. На уроке вы покажете свои знания, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
3. Повторение. Фронтальный опрос учащихся.
Учитель:
- Что значит безударная гласная?
Дети:
- Гласная в слабой позиции.
Учитель:
- Почему безударные гласные нуждаются в проверке?
Дети:
- Они слышатся не так, как пишутся.
Учитель:
- Как проверить написание безударных гласных в корне?
Дети:
- Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: волна – волны, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне: глядит – взгляд.
Учитель:
-Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? Как поступают в этом случае?
Дети:
- Безударные гласные в словарных словах надо запомнить
* Игра: парный выход
- Учащиеся по двое выходят к доске, пишут словарные слова, Остальные работают в тетради с последующей проверкой с помощью сигнальных карточек.
- Оцените работу вашей группы (1 2 3 4)
(на доске прикрепляются кружки:
красный – отлично,
желтый – хорошо,
синий – нужно подтянуться)
Учитель:
- Объяснить слова толково Поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Слайд № 7
4. Учитель:
- Покажите цифрой номер строчки, в которой записаны только однокоренные слова.
1). Лётчик, летать, полёт, лето
2). Заморозит, морж, мороз, морозильник
3) Вода, водный, водяной, наводнение
Учитель:
- Запишите слова этой строчки, в которых безударные гласные в корне требуют проверки.
Дети:
- Вода, водяной, наводнение
(проверка: ненужные строчки исчезают)
Слайд № 8
5. Учитель:
- Проверь слова, да не спеши, красиво, грамотно пиши.
- Покажите номер строчки, где во всех словах пропущена буква О.
1). В…лчата, г…лчата, з…йчата, к…злята
2). Р…дник, п…рник, н…чник, т…йник
3). С…сновый, д…ждливый, х…ровой, б…льной
(Проверка: ненужные строчки исчезают, в строке №3 появляются буквы О)
- Оцените работу вашей группы (1 2 3 4)
(на доске прикрепляются кружки)
6. По одному ученику от каждой команды получают индивидуальные задания. Работают у доски.
1-й ученик работает с перфокартами по теме “Безударные гласные”.
Стрела, катались, добро, водичка, тащить, летать, вытянул, боец, ленивый, число, плита, тишина. (Отметь орфограмму).
2-й ученик: “Вставьте пропущенные буквы, разберите слова по составу”
Выдумка, х…рошенький, покрышка, б…гуны, к…менистый, …реховый, переезд.
3-й ученик получает карточку: “Вставить буквы, рядом написать проверочные слова”.
Покр…снел, зв…риный, м…стерская, д…брота, к…рмушка, д…леко, ч…совщик, в…сёлые, ш…луны.
4-й ученик вставляет пропущенные буквы в тексте, написанном на доске,
Подчёркивает главные члены в 6-м предложении, указывает связь слов.
Зима в лесу.
Поб…лели п…ля и луга. Л…дом покрылась р…ка. Она уснула, как в ска…ке. На д…ревьях л…жат сн…говые шубы. Пуш…стые варе…ки на ветках сосен. М…л…дые ёлочки укрылись мяг…им сне…ком. На снегу кругом узоры птич…их сл…дов.
7. В это время: Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек:
(дети показывают букву, устно поочереди называют проверочное слово)
Кормушка (корм), снегирь (снег), крольчиха (кролик), маслёнка (масло), смельчак (смелость), червивый (черви), воздушный (воздух), полезный (польза), беглец (бегаем), верхушка (верх), цепочка (цепи), пилить (пилит).
Слайд № 9
8. Кроссворд (на экране)
По горизонтали:
1) Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (олень)
2) Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. (одуванчик)
3) Межи деревянные, а поля стеклянные. (окно)
4) Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит?
- Какое слово получилось в вертикальном столбце? (очки)
- Знаете ли вы, откуда оно произошло? (от устаревшего слова “око”, “очи”.)
- Какие орфограммы встретились в слове “очки”? (мигают)
Какие из данных в кроссворде слов можно проверить ударением? (окно)
А остальные? (надо запомнить).
А теперь проверим работу учеников у доски и оценим её. (1 2 3 4)
10. Распределительный диктант.
- Записать слова под диктовку в 4 столбика с безударными:
о | а | и | е |
- Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, слепой, зверюшка, кричит, стрела, тишина, соринка.
Верный вариант:
Голодный | старик | скрипит | веселье |
добряк | варенье | кричит | слепой |
соринка | тишина | стрела |
Проверка: чтение столбиков по группам
Оценка
Слайд № 10
11. На экране появляются слова:
1.ст…рик
2.гр…ница
3.зл…дей
4.з…рно
5. к…льцо
- Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква А.
(в словах номер 1, 2 появляется буква А)
- Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква О.
(в словах номер 3, 5 появляется буква О)
Слайд № 11
Появляются слова:
1. в…сна | 4. св…нья |
2. п…сьмо | 5. м…сной |
3.оз…ро
-Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква Е.
(в словах номер 1, 3 появляется буква Е)
-Показать цифрой номер слова, в котором пишется буква И.
(в словах номер 2, 4 появляется буква И)
Оцените работу своей группы (1 2 3 4)
12. Работа с учебником
Упражнение № 276 (учебник Т. Г.Рамзаевой для 3 класса)
Прочитай текст. Сколько в нём предложений?
Подарок зоопарку.
Зимой для подкормки зверей зоопарку нужны жёлуди все ребята нашего класса решили собирать плоды дуба осенью мы собрали двадцать килограммов желудей и отнесли их в зоопарк нас благодарили.
Напиши каждое предложение с большой буквы. Поставь в конце нужный знак препинания. Подчеркни буквы, которые нужно проверять.
Расскажи, о каком животном заботишься ты.
(Дети рассказывают о своих животных)
Можно использовать слайд № 12
13.Самостоятельная работа в группах.
Каждая группа получает текст. Необходимо вставить пропущенные буквы.
Поработав над одним предложением, передают текст следующему.
ТЕКСТЫ:
№1. Тр…пинка в…дёт в лес. На д…ревьях др…жат солнечные зайчики. От ярких цв…тов р…бит в глазах. Звонко кр…чит иволга.М…л…дой зайчишка выбежал на д…рогу. У н…ры играют лисята. Чудесно пахнут душ…стые ландыши.
№2. В л…су мы слышим птичьи г…л…са. Но птички не тол…ко нап…лняют лес своим пением. Они сп…сают его от вр…дителей.Поэтому в…сной друз…я леса развешивают на д…ревьях скв…речники. С новосел…ем, л…сные жители !
№3. Витя и Саша шли д…мой из школы. Они спустилис… к реке. Мал…чики поб…жали по л…ду. Хрупкий лёд треснул. Витя оч…тился в х…лодной в…де. Он хв…тался за кромку льда, но тонкий лёд кр…шился. Саша помог другу: он выт…щил его на берег.
№4. В…сной р…ка вышла из б…регов. В…да зал…ла весь луг. По р…ке поплыли б…льшие льдины. На одной из них – т…лёнок. Он р…веет от испуга. Надо сп…сать ! Р…бята багром зац…пили льдину и пот…нули к берегу. Телёнок был сп…сён.
Командиры групп оценивают свою работу (1 2 3 4)
Определяется группа-победитель.
14. Упражнение №274
Игра: “Кто быстрее?”
- Кто быстрее выпишет слова, которые нельзя проверить, а надо запомнить.
15. Закрепление: игра “Кто больше?”
Ведущий называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.
Примечание: Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.
16.Подведение итогов урока.
17. Домашнее задание: Составить рассказ из 5 – 6 предложений на тему: “Как звери готовятся к зиме”, используя словарные слова.
Литература.
1. В. А. Илюхина “Письмо с секретом” - Москва, Новая школа, 2000.
2. Н. М. Бетенькова “Орфография в рифмовках” - Москва, Новая школа, 1996 г.
3. Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин “Конкурс грамотеев” - Москва, Просвещение, АО “Учебная литература”, 1995 г.
4. Н.А. Шевердина. “Диктанты по русскому языку для начальной школы - Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2007 г.
5. В. П. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах” - Москва, Просвещение, Начальная школа, 1991.
6. Т. Г. Рамзаева. Учебник русского языка для 3 класса, 2007г.