Предложения с прямой речью

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Способствовать формированию понятия “прямая речь”.
  2. Раскрыть закономерности постановки знаков препинания при прямой речи.
  3. Формировать умение расставлять знаки препинания при прямой речи.
  4. Строить схемы предложений.
  5. Работать над интонацией в предложении с прямой речью.

Оборудование.

Модуль урока. По количеству учащихся в классе.
Маршрутный лист.
Карты самопроверки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарная работа. Создание ситуации успеха для демонстрации умения составлять предложения по схемам, правильно оформлять их на письме.
  4. Закрепление ситуации успеха. Практическое действие. Отделение известного от неизвестного.
  5. Создание проблемной ситуации.
  6. Оценка незнания.
  7. Формулировка учебной задачи.
  8. Решение учебной задачи.
  9. Самостоятельное применение полученных знаний.
  10. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация класса.

Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то всё в порядке?

2. Эмоциональный настрой на урок.

Ну, тогда начнём урок,
Не теряя время, - в срок!
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину,
Ну, а я совместно с вами,
Модульный урок начну!

УЭ – 0 (Приложение 1)

Учитель. Положите перед собой модуль урока.

Прочитайте вслух цель учебного элемента и его значимость.

а) Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

Выполняйте.

Проверяем.

Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку УЭ – 0

Маршрутного листа. (Приложение 2)

б) Минутка чистописания.

Учитель. Прочитайте следующую рекомендацию к работе про себя.

Выполняйте. Обратите внимание, время работы ограничено.

в) Словарная работа.

Учитель. Прочитайте следующую рекомендацию к работе про себя.

Выполняйте. Работаем в модуле.

Учитель. Проверяем, какие словосочетания вы смогли образовать?

Дети. Прямая линия, прямая юбка, прямая речь, прямая шёрстка, прямая дорога

Учитель. Подчеркните знакомые орфограммы.

Проверяем.

Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку УЭ – 0

Маршрутного листа.

Учитель. С полученными словосочетаниями составьте предложения по схемам.

Одно самое грамотно составленное запишите в тетрадь.

Проверка в парах.

Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку УЭ – 0 (Дополнительный балл)

Маршрутного листа.

УЭ- 1.

Закрепление ситуации успеха.

Учитель. Итак, вы уже хорошо научились составлять сложные предложения, предложения с однородными членами. Умеете грамотно оформлять их на письме.

Поэтому, я думаю, вы легко справитесь со следующим учебным элементом.

Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.

Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

Выполняйте. (Задание сходное с предыдущим, но не выполнимое)

Почему затрудняетесь поставить знаки препинания в третьем предложении

“Смелость горы преодолевает сказал друг”?

Дети. В этом предложении две основы, но это не сложное предложение.

В первой части - О ЧЁМ ГОВОРЯТ, а во второй КТО ГОВОРИТ.

Оценка незнания.

Учитель. Почему не знаем какие знаки препинания нужно поставить?

Дети. С такими предложениями ещё не встречались.

Учитель. А хотите узнать?

Дети. Да

Формулировка учебной задачи.

Учитель. Какое из ранее составленных словосочетаний имеет отношение к уроку русского языка?

Дети. Прямая речь

Учитель. Почему?

Дети. Предложения с прямой речью.

Учитель. Так о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Дети. О предложениях с прямой речью

Учитель. Запишите тему урока в тетрадь. (Открыть тему урока на доске)

Учитель. С какой проблемой столкнулись, работая над предложением?

Дети. Не знаем, какие знаки препинания нужно поставить.

Учитель. Чему будем учиться на уроке?

Дети. Будем изучать правила постановки знаков препинания в предложении с прямой речью

УЭ – 2.

Решение учебной задачи.

Учитель. Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.

Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

Учитель. Как будете работать?

Дети. В группах.

Учитель. С чего начнёте работу?

Дети. Распределим обязанности.

Учитель. Обратите внимание, время работы ограничено.

Мозговой штурм.

Выполняйте.

Фронтальная проверка.

Учитель: Из каких частей состоят предложения с прямой речью?

Дети: Из слов автора и прямой речи.

Учитель: Что показывают кавычки в начале и в конце прямой речи?

Дети: Границы прямой речи.

Учитель: С какой буквы надо писать первое слово в прямой речи?

Дети: первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

Учитель: Какой знак стоит в конце прямой речи и с чем это связано?

Дети: В конце прямой речи может стоять ?,!, ., …, в зависимости от интонации, с которой произносится прямая речь.

Учитель. Изменится ли смысл предложения, если поменять местами прямую речь и слова автора?

Дети: Смысл предложения не изменится.

Подведение итогов.

Оцените себя. За правильно сформулированный ответ 1 балл,

за комментарий, дополнительно- 1 балл.

УЭ – 3.

Учитель. Прочитайте вслух цель.

Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

Выполняйте.

Вывод делают дети. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а после прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак и обязательно в любом случае ставится знак – тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы.

Оцените себя. За правильно сформулированный ответ 1 балл, за комментарий, дополнительно 1 балл.

УЭ – 4.

Самостоятельное применение полученных на уроке знаний.

Учитель. Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.

Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

Выберите задание соответственно своему уровню.

Выполняйте.

Карты самопроверки. (Приложение 3)

1 балл – салатная.

2 балла – зелёная.

3 балла – белая.

Оцените себя. Критерии оценки в модуле.

УЭ – 5.

Рефлексия.

Учитель. Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.

Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.

Учитель: С каким новым видом предложений познакомились на уроке?

Дети: Предложения с прямой речью.

Учитель: Чему научились на уроке?

Дети: Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Учитель: Где мы можем применить эти знания?

Дети: При написании предложений с прямой речью на письме.

Учитель. Вернитесь к предложению Смелость горы преодолевает сказал друг.

Расставьте знаки препинания. Составьте схему этого предложения.

“П,” - а.

УЭ – 6.

Учитель. Прочитайте цель и значимость шестого учебного элемента про себя.

Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.

Выполняйте.

Спасибо за работу на уроке.