Цели.
- Способствовать формированию понятия “прямая речь”.
- Раскрыть закономерности постановки знаков препинания при прямой речи.
- Формировать умение расставлять знаки препинания при прямой речи.
- Строить схемы предложений.
- Работать над интонацией в предложении с прямой речью.
Оборудование.
Модуль урока. | По количеству учащихся в классе. |
Маршрутный лист. | |
Карты самопроверки. |
План урока.
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Словарная работа. Создание ситуации успеха для демонстрации умения составлять предложения по схемам, правильно оформлять их на письме.
- Закрепление ситуации успеха. Практическое действие. Отделение известного от неизвестного.
- Создание проблемной ситуации.
- Оценка незнания.
- Формулировка учебной задачи.
- Решение учебной задачи.
- Самостоятельное применение полученных знаний.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организация класса.
Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то всё в порядке?
2. Эмоциональный настрой на урок.
Ну, тогда начнём урок,
Не теряя время, - в срок!
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину,
Ну, а я совместно с вами,
Модульный урок начну!
УЭ – 0 (Приложение 1)
Учитель. Положите перед собой модуль урока.
Прочитайте вслух цель учебного элемента и его значимость.
а) Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.
Выполняйте.
Проверяем.
Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку УЭ – 0
Маршрутного листа. (Приложение 2)
б) Минутка чистописания.
Учитель. Прочитайте следующую рекомендацию к работе про себя.
Выполняйте. Обратите внимание, время работы ограничено.
в) Словарная работа.
Учитель. Прочитайте следующую рекомендацию к работе про себя.
Выполняйте. Работаем в модуле.
Учитель. Проверяем, какие словосочетания вы смогли образовать?
Дети. Прямая линия, прямая юбка, прямая речь, прямая шёрстка, прямая дорога
Учитель. Подчеркните знакомые орфограммы.
Проверяем.
Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку УЭ – 0
Маршрутного листа.
Учитель. С полученными словосочетаниями составьте предложения по схемам.
Одно самое грамотно составленное запишите в тетрадь.
Проверка в парах.
Оцените себя: всё верно – 1 балл – в строчку УЭ – 0 (Дополнительный балл)
Маршрутного листа.
УЭ- 1.
Закрепление ситуации успеха.
Учитель. Итак, вы уже хорошо научились составлять сложные предложения, предложения с однородными членами. Умеете грамотно оформлять их на письме.
Поэтому, я думаю, вы легко справитесь со следующим учебным элементом.
Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.
Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.
Выполняйте. (Задание сходное с предыдущим, но не выполнимое)
Почему затрудняетесь поставить знаки препинания в третьем предложении
“Смелость горы преодолевает сказал друг”?
Дети. В этом предложении две основы, но это не сложное предложение.
В первой части - О ЧЁМ ГОВОРЯТ, а во второй КТО ГОВОРИТ.
Оценка незнания.
Учитель. Почему не знаем какие знаки препинания нужно поставить?
Дети. С такими предложениями ещё не встречались.
Учитель. А хотите узнать?
Дети. Да
Формулировка учебной задачи.
Учитель. Какое из ранее составленных словосочетаний имеет отношение к уроку русского языка?
Дети. Прямая речь
Учитель. Почему?
Дети. Предложения с прямой речью.
Учитель. Так о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Дети. О предложениях с прямой речью
Учитель. Запишите тему урока в тетрадь. (Открыть тему урока на доске)
Учитель. С какой проблемой столкнулись, работая над предложением?
Дети. Не знаем, какие знаки препинания нужно поставить.
Учитель. Чему будем учиться на уроке?
Дети. Будем изучать правила постановки знаков препинания в предложении с прямой речью
УЭ – 2.
Решение учебной задачи.
Учитель. Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.
Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.
Учитель. Как будете работать?
Дети. В группах.
Учитель. С чего начнёте работу?
Дети. Распределим обязанности.
Учитель. Обратите внимание, время работы ограничено.
Мозговой штурм.
Выполняйте.
Фронтальная проверка.
Учитель: Из каких частей состоят предложения с прямой речью?
Дети: Из слов автора и прямой речи.
Учитель: Что показывают кавычки в начале и в конце прямой речи?
Дети: Границы прямой речи.
Учитель: С какой буквы надо писать первое слово в прямой речи?
Дети: первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Учитель: Какой знак стоит в конце прямой речи и с чем это связано?
Дети: В конце прямой речи может стоять ?,!, ., …, в зависимости от интонации, с которой произносится прямая речь.
Учитель. Изменится ли смысл предложения, если поменять местами прямую речь и слова автора?
Дети: Смысл предложения не изменится.
Подведение итогов.
Оцените себя. За правильно сформулированный ответ 1 балл,
за комментарий, дополнительно- 1 балл.
УЭ – 3.
Учитель. Прочитайте вслух цель.
Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.
Выполняйте.
Вывод делают дети. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а после прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак и обязательно в любом случае ставится знак – тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы.
Оцените себя. За правильно сформулированный ответ 1 балл, за комментарий, дополнительно 1 балл.
УЭ – 4.
Самостоятельное применение полученных на уроке знаний.
Учитель. Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.
Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.
Выберите задание соответственно своему уровню.
Выполняйте.
Карты самопроверки. (Приложение 3)
1 балл – салатная.
2 балла – зелёная.
3 балла – белая.
Оцените себя. Критерии оценки в модуле.
УЭ – 5.
Рефлексия.
Учитель. Прочитайте вслух цель этого элемента и его значимость.
Прочитайте про себя рекомендации по выполнению работы.
Учитель: С каким новым видом предложений познакомились на уроке?
Дети: Предложения с прямой речью.
Учитель: Чему научились на уроке?
Дети: Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Учитель: Где мы можем применить эти знания?
Дети: При написании предложений с прямой речью на письме.
Учитель. Вернитесь к предложению Смелость горы преодолевает сказал друг.
Расставьте знаки препинания. Составьте схему этого предложения.
“П,” - а.
УЭ – 6.
Учитель. Прочитайте цель и значимость шестого учебного элемента про себя.
Прочитайте дальнейшие рекомендации к работе.
Выполняйте.
Спасибо за работу на уроке.