Цели урока:
1. Познакомить обучающихся с приёмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
2. Закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа.
3. Способствовать расширению кругозора, развитию внимания, мышления.
Оборудование: наглядность, запись чисел.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём сейчас урок.
Объявление темы и целей урока.
2. Математическая разминка.
а) На доске записаны многозначные числа.
Необходимо числа расставить в порядке возрастания.
98, 4295, 3 846, 20 000, 34 295, 45 348, 1 309 400, 923 527, 500 004
(98, 3846, 4 295, 20 000, 34 295, 45 348, 500 004, 923 527, 1 309 400)
В | С | Е | Л | Е | Н | Н | А | Я |
- Назовите семизначное число.
- Назовите число, которое стоит после числа 20 000.
- Назовите число, в котором 295 единиц первого класса.
- Назовите число, в котором 3 единицы класса тысяч.
- Назовите соседей числа 923 527.
- Назовите чётные числа.
- Что нужно сделать, чтобы легче прочитать многозначное число? (Его надо разбить на классы, начиная, справа налево. А затем прочитать слева направо, называя количество единиц и название класса.)
- Перевернув цифры, мы получим слово. (Вселенная)
- Что такое Вселенная? (Космическое пространство, и всё, что его заполняет)
б) Числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых. Необходимо определить, какие это числа, и мы узнаем диаметры некоторых планет Вселенной.
6 000+700+90=6790 км - диаметр Марса
10 000+2 000 +100=12 100 км - диаметр Венеры
10 000+2 000+700+40+2= 12 742 км - диаметр Земли
50 000+4 000= 54 000 км - диаметр Урана
40 000+9 000+ 500= 49 500 км – диаметр Нептуна
- Диаметр, какой планеты больше?
- Диаметр, какой планеты меньше?
- Как сравнивать многозначные число?
- На какой планете мы живём? (Земля)
12 742
- Запишите цифру, которая обозначает разряд сотен 1 класса.
- Запишите цифру, которая обозначает, если какой-либо разряд в числе отсутствует.
- Запишите цифру, которая обозначает разряд единиц 2 класса.
- Запишите цифру, которая обозначает разряд десятков 1 класса.
7, 0, 2, 4.
1 в. Составьте из этих цифр самое большое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. (7 420)
2 в. Составьте из этих цифр самое маленькое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. (2 047)
-Составьте из этих цифр любое шестизначное число. Задайте вопросы.
3. Работа в тетради. Закрепление вопросов нумерации.
Математический диктант.
Выписать многозначные числа.
- Расстояние от Земли до Луны 40 700 километров.
- Возраст нашего Солнца около 5 000 000 000 лет.
- Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 километров.
- Толщина слоя воздуха над поверхностью Земли составляет 1 000 километров.
- Длина Земли по экватору 40 075 километров.
- Космическая станция США “Скайл” облетела вокруг Земли 34 981 раз.
(40 700, 5 000 000 000, 150 000 000, 1 000, 40 075, 34 981)
Подчеркните одной чертой самое маленькое число, подчеркните двумя чертами самое большое число)
- Увеличьте числа на 100.
- Представьте число 34 981 в виде суммы разрядных слагаемых.
4. Изучение нового материала.
- Сегодня мы узнаем, как складывать и вычитать многозначные числа.
- Какие у вас предложения по поводу того, как выполнять сложение и вычитание многозначных чисел?
Найдите сумму числа, в котором 981 единица 1 класса и 34 единицы класса тысяч и числа, в котором 40 единиц класса тысяч и 75 единиц 1 класса.
34 981+40 075=75 056
Найдите разность этих же чисел.
40 075-34 981 =5 094
Чтение вывода на странице 68.
5. Закрепление пройденного.
Учебник “Математика” Автор – Л.Г. Петерсон, 1 часть
№ 4, стр. 68 (9 937, 117 918, 332 954)
6. Решение задачи.
Древние учёные в Греции рассчитали длину окружности Земли, которая составила 39 690 километров. Измерения в наше время дали другую цифру- 40 075. На сколько километров ошиблись древние учёные?
- Анализ задачи, решение самостоятельное.
- Проверка:
40 075- 39 690=385 (км)
7. Самостоятельная работа.
Тест. (Детям даётся тест на листочках)
1. Укажи правильную запись числа: девять тысяч пятнадцать.
а) 9 015
б) 90 015
в) 9 150
г) 915
2. Какое число следует за числом 24 567?
а) 24 667
б) 24 568
в) 25 567
г) 24 566
3. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
40 000+5 000+ 600+50+4
а) 405 654
б) 4 565
в) 45 654
г) 54 654
4. Какая цифра стоит в разряде сотен в записи числа 432 567?
а) 4
б) 3
в) 2
г) 5
5. Какое число содержит 572 единицы первого класса и 400 единиц второго класса.
а) 572 400
б) 572
в) 400
г) не знаю
д) 400 572
Проверка.
а) Математика
б) -
в) царица
г) всех
д) наук
На ответах с обратной стороны написана фраза “Математика – царица всех наук”
- Почему так называют математику? Где ещё люди используют многозначные числа?
8. Итог урока.
- Какие знания закрепляли сегодня на уроке?
- Вызвал ли алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел у вас затруднения?
- А в чём отличие сложения и вычитания трёхзначных чисел от многозначных?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (выставление отметок)