Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
На протяжении нескольких последних лет моей темой самообразования являются коммуникативные игры как одно из средств индивидуализации учебного процесса и повышения языковой компетентности учащихся. Об эффективности использования игр в обучении и воспитании ребенка известно давно. Игра – это способ организованное занятие на уроке, требующее от каждого учащегося эмоциональных, умственных и нравственных сил, поэтому я отдаю предпочтение играм и работаю под девизом: “Учись, радуясь. Учи, играя”.
Какие бы характеристики мы не рассматривали, все они в большей или меньшей степени связаны с индивидуальным подходом к каждому конкретному ребенку. Сама по себе игра может быть индивидуальной формой работы, основанной на хорошем знании учителем контингента учащихся, знания его интересов, возможностей, способностей, планов и, конечно же, его индивидуальных особенностей.
Выбирая игру к уроку, как самостоятельный метод или как элемент для реализации какого-либо другого метода, учитель сознательно находит такой подход к игре, который будет соответствовать индивидуальным особенностям класса или группы учащихся и в ходе игры будет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Многие игры подбираются исходя из характеристик ученика как субъекта обучения. В игре наиболее полно, а порой и неожиданно проявляются особенности и способности любого ребенка.
Игра всегда предполагает для каждого конкретного учащегося принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть, а желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющего учащегося. Следовательно, в ходе игры развиваются творческие и мыслительные способности каждого и пробуждается интерес не только к данной конкретной игре, но и к предмету в целом.
Игра является средством активизации речевого общения. Особенно это важно для стеснительных, замкнутых, но не уверенных в себе детей – ведь игра создает естественную ситуацию для коммуникации и помогает преодолеть языковой барьер.
В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Причем, слабый по уровню знаний учащийся может вдруг в игре стать первым, так как его индивидуальные черты, такие как, например, сообразительность, находчивость, могут оказаться в конкретной ситуации важнее, чем знание самого предмета.
Игра помогает учителю решить проблемы с такими учащимися, которые, к примеру, не любят или не могут в силу своих индивидуальных особенностей выучить слова, стихи, правила и др., а в игре незаметно, ненавязчиво усваивается учебный материал, что сказывается на результатах обучения.
Такие игровые моменты как заучивание стишков, рифмовок, песен, считалок очень хорошо подходят для учащихся с низким уровнем развития памяти. По содержанию их можно подобрать таким образом, чтобы учащиеся с удовольствием и интересом разучивали их. А для детей с логопедическими проблемами или слабо развитым фонетическим слухом хорошо использовать фонетические зарядки и игры с целью отработки фонетики и постановки произношения.
Скажу смело по опыту, что в игру всегда вовлечены все, т.е. каждый конкретный учащийся является не пассивным созерцателем, а активным участником образовательного процесса. Даже если учащийся выбыл из игры, проиграл, он, сам того не замечая, продолжает принимать участие в игре, хотя и косвенное, но все равно полезное. Это касается учеников с низким уровнем концентрации внимания.
Игра позволяет создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию напряжения и стресса, к раскрепощению и преодолению языкового барьера. Считается даже, что игры на уроках выполняют “терапевтическую” функцию. И, действительно, игра учит преодолевать трудности, решать проблемы, возникающие в других видах жизнедеятельности и в жизни вообще. Например, взаимоотношения ребенка в коллективе не складываются, а в игре – он сотрудник, соучастник.
А еще игра выполняет функцию самореализации, т.е. дает возможность проявления скрытых способностей каждого учащегося. Это особенно хорошо видно при организации ролевых игр, драматизации, инсценировках, т.к. именно такие игры отвечают внутренним потребностям каждого конкретного ребенка (например, выбор и распределение ролей).
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что учащиеся в играх самовыражаются, самоопределяются, самоутверждаются, самоорганизовываются, самоорганизуются. Это “само” и есть, на мой взгляд, индивидуализация учебного процесса.