Задача урока:
- Рассмотреть понятие конфликта, на примерах конфликтных ситуаций подвести учащихся к выводу о причинах семейных конфликтов и путях их предупреждения и разрешения.
- Воспитывать у школьников способность и стремление к самооценке, самоконтролю и саморегуляции.
- Вырабатывать навыки работы с документами.
Оборудование:
- анкета “Я и конфликты”,
- тест “Конфликтная ли вы личность?”,
- статьи Конституции нашего государства разных лет,
- статьи из Кодекса о браке и семье,
- фонозапись “Тревожная хроника”,
- таблица статистики,
- сборник пожеланий “Семья”,
- ситуативные сцены.
Ход урока
Слова учителя: Россия переживает трудное время. В общественной и семейной жизни наблюдаются многие негативные явления. Наиболее характерными из них являются: ниспровержение нравственных идеалов и ценностей, разгул пошлости, излишняя популяризация насилия, секса и открытости семейных тайн, нравственная беспечность и социальное равнодушие. Растет преступность, особенно среди подростков… Скупые строки тревожной хроники… (звучит фонозапись). Что на ваш взгляд стало причиной преступлений?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Вы согласитесь со мной, что причиной явились семейное неблагополучие и издержки воспитания. Обратите внимание на статистику преступности за прошлый год по Белгородской области (таблица):
124 умышленых убийства, в том числе:
19 совершили женщины, 6 совершили подростки; 75% - в состоянии опьянения;
63 случая – убийца и жертва были знакомы;
39 случаев – убийца и жертва состояли в родстве.
492 тыс. осужденных – в местах лишения свободы, в том числе:
120 тыс. женщин, 19 тыс. подростков.
Причины преступлений: 64% - бытовые, 16% - хулиганские, 10% - корыстные, 7% - месть.
Познакомьтесь со статьями Конституции нашего государства. Докажите, что государство всегда придавало и придает немаловажное значение семье. Почему?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Семья – маленькая ячейка общества, в котором она живет. Чем не стабильнее общество, тем меньше условий для благополучия семьи и наоборот. 11% семей в России – неблагополучные семьи. А, значит, в них постоянно существует почва для конфликтов и, даже, преступлений. Но можно ли сказать, что семьи, вошедшие в оставшиеся 89% это идеальные семьи?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Что такое идеальная семья?
(Ответы учащихся).
Слова учащихся: Может ли быть семья идеальной?
(Ответы учащихся)
Знаете ли вы идеальные семьи?
(Ответы учащихся).
А ваша семья идеальна?
(Ответы учащихся)
Слова учителя: Послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижаясь друг на друга?” В ответ старей шина назвал лишь одно слово. Какое?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Ответы на вопросы анкеты, проводимой накануне урока, показали, что больше всего конфликтов у вас возникает с родителями. Поэтому я решила посвятить наш сегодняшний урок теме “Семейные конфликты”. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вопросы: 1. Причины конфликтов. 2. Правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. Что такое конфликт?
(Ответы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся.)
Слова учителя: Кто субъекты конфликта?
(Ответы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся.)
Слова учителя: Как правило, конфликты в семье возникают между родителями и детьми, между родителями, между детьми. Итак, причины конфликтов и правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. На эти вопросы вам предстоит ответить оценивая предложенные ситуации, работая в группах.
Ситуация 1. “Утро в семье” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.
Слова учителя: В чем причина конфликта? Как избежать конфликта?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Обобщаем: семейный уклад.
Ситуация 2. “Детство” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.
Слова учителя: К какому конфликту могло привести такое воспитание? Как предотвратить подобные конфликты?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: 90% основ воспитания закладывается до 5 лет. А.Н.Толстой считал, что ребенок до 5-летнего возраста берет из окружающего мира для своего разума, чувств, воли и характера во много раз больше, чем от 5 лет до конца своей жизни.
Ситуация 3. “Воспитание” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.
Слова учителя: Ваше мнение, пожалуйста.
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Ремень и постоянный крик унижают человеческое достоинство, противоречат правам ребенка. Вы уже должны знать, что существует такой документ, как Конвенция о правах ребенка, которая одобрена нашим государством. А раз одобрена, значит ее должны выполнять все. В Конвенции записано, что государство должно защищать детей от нанесения им физического или психологического ущерба. Это как раз о ремне и крике. Эти “способы воспитания” должны уйти в прошлое. А вот уйдут или нет – во многом зависит и от вас. Не от вашей покорности и готовности исполнить любую команду, а от умения во время понять, что родители желают вам добра, что они, как никто другой, простят и поймут, если вы не будете лгать и изворачиваться, вредничать.
Ситуация 4. “Обязанности” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.
Слова учителя: Как можно избежать подобных конфликтов в семье?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Не только права ребенка нужно знать, но и обязанности, и стараться их исполнять. Какие обязанности в семье вы выполняете?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Психологический климат семьи во многом зависит от психологической совместимости людей. То есть от способности членов семьи согласовывать свои действия, добиваться благополучного психологического самочувствия во взаимоотношениях.
Работа в группах: составление личностных качеств детей и родителей, необходимых для создания благоприятного психологического климата в семье.
(Ответы учащихся).
Слова учителя: К сожалению, грубость процветает во многих семьях. Именно она становится источником очень многих конфликтов в семье. Но не только грубость виновата. Научитесь владеть своими эмоциями, телом и душой и это поможет вам тонко регулировать отношения с домочадцами. Я хочу предложить вам “рецепты”. (Далее учитель предлагает учащимся советы из рукописного сборника “Семья”). Пусть эти советы станут золотыми правилами в вашей жизни. А какое правило позволяло древней китайской семье жить в любви и согласии?
(Ответы учащихся).
Слова учителя: Терпение… (Далее учитель проводит анализ теста “Конфликтная ли вы личность?”)
Слова учителя: Терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья. Воспитайте в себе эти качества, и, наверняка, семейный союз, который вам предстоит создать, станет идеальным. Спасибо. Урок окончен.