Ещё совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим он не нужен. Но сегодня уже стало понятным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в самых различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения различных задач, в том числе и образовательных.
Только 40 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести актуализацию знаний, проверить домашнее задание, показать опыты, провести практические занятия, разобрать новый материал, закрепить его. И всё в темпе, словом урок должен проходить в напряжённом ритме. Как здесь не обойтись без всемогущего электронного помощника-компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью и оперативностью даёт возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием. Предлагаю разработку урока, где используются возможности компьютера, интерактивной доски, образовательного комплекса: “1С:Общая и неорганическая химия 10-11 классы” и компьютерной презентации по теме: “Галогены”.В разработке урока описывается совместная деятельность учителя и ребят и использование современных образовательных ресурсов. Если у педагога не окажется в наличии этого образовательного комплекса, то его можно сделать самостоятельно, используя другие источники.
Технологическая карта урока химии по теме "Общая характеристика галогенов"
(9 класс)
Цели | Для учителя | Для ученика |
Образовательная | Создать условия для формирования знаний о галогенах | Знать характеристику галогенов |
Воспитательная | Создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать | Уметь общаться в паре, группе. |
Развивающая | Создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи состав -> строение -> свойства на примере галогенов. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи на примере галогенов. |
Оборудование:
- Комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку. Диск "1С: Школа. Общая и неорганическая химия. 10-11 классы";
- Раздаточный материал;
- Для демонстрационного опыта: 12 (крист.), пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Контроль | |
I | Организационный момент. | Приветствую учащихся, определяю готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Фронтальный |
II | Целеполагание планирование деятельности | 1. Актуализация знаний. (Предлагаю вопросы практического характера о галогенах для формулировки темы и цели урока учащимися). |
Фронтально выполняют задание, формулируют тему и цель урока. | Фронтально, фиксация ответов на доске |
2. Создаю условия для
формулировки темы, цели урока учащимися и её
осознания ими (обращаю внимание на этимологию названия "галогены" - "рождающие соли"). |
Формулируют тему и цель урока. Записывают тему в рабочих тетрадях. |
Заслушивание, записи в РТ (слайд №1) | ||
3. Создаю условия для составления плана урока | Предлагают план изучения новой темы, ориентируясь на причинно-следственные связи "Состав-строение-свойства" путём переноса ранее изученного материала | Фронтальное заслушивание
ответов, демонстрация слайда № 2 (итог работы) |
||
III | Решение частных задач 1. Состав -> строение -> свойства атомов галогенов. |
I. Организация работы по выяснению ССС (Состава, строения и свойств) атомов галогенов. | ||
1) Предлагаю дать характеристику атомов галогенов на примере хлора и фтора | Два ученика выполняют работу на доске, остальные - в тетради (согласно плану). | Заслушивание ответов (слайд №3) |
||
2) Создаю условия для возникновения проблемной ситуации путём предложения задания с последующим её решением. | Определяют степени окисления
в соединениях хлора. Высказывают свои предположения о причинах многообразия степеней окисления, выполняют записи в тетради |
Заслушивание ответов,
фиксация результатов в тетради (образец слайда № 4) |
||
3) Предлагаю сделать краткий вывод о свойствах атомов галогенов | Обсуждают в парах. Выполняют краткие записи в тетради. |
Фронтальный | ||
2. Галогены - простые
вещества а) Состав, строение |
1) Создаю условия для характеристики химической связи в молекулах галогенов организую фронтальное повторение | |||
Вместе со мной (учителем) определяют тип связи, | Заслушивание ответов, записи на доске , слайд №5 | |||
обсуждение характеристика химической связи на примере фтора | изображают схему образования химической связи (электронную и структурную формулу) | |||
предлагаю выполнить аналогичное задание для характеристики хлора и брома | 2 человека у доски, остальные в тетради выполняют предложенное задание | |||
Свойства а) Физические |
1) Предлагаю задание для определения физических свойств галогенов, выполняю консул ьтационную работу | Выполняют задание, опираясь на свои знания и жизненный опыт. При возникновении затруднений обращаются к слайду №6 "Физические свойства", тексту учебника (с. 79). | ||
2) Организую фронтальное обсуждение результатов выполнения задания. | Обсуждают результаты выполнения задания, сравнивают работу с эталоном. | Фронтальная | ||
3) Демонстрационный опыт "Возгонка йода" | Наблюдают за демонстрацией | |||
4) Предлагаю сделать вывод об изменении свойств физических в ряду галогенов | ||||
б) Химические | 1)Организую обсуждение вопроса о веществах, с которыми могут взаимодействовать галогены, а также условия взаимодействия (обращаю внимание на особенные свойства F2 как самого активного неметалла). | Высказывают свои предположения. | Демонстрация Слайд № 7 |
|
б) Демонстрация видеофрагмента "Горение железа в хлоре", "Взаимодействие алюминия с иодом Предлагаю записать уравнения реакцийи рассмотреть их в свете ОВР. | Наблюдают за демонстрацией, записывают уравнения реакции в тетради. В ходе парной работы сравнивают записи. | Комментированное чтение уравнений реакций с учётом коэффициентов (слайд №8) | ||
в) Предлагаю записать
уравнения реакции взаимодействия галогенов с
водородом, а также подписать названия продуктов
реакции. Обращаю внимание на название водных растворов галогеноводородов |
2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения реакции (в столбик - F2 -> I2), подписывают названия продуктов реакции. | Комментированное чтение Проверка записей на доске (фронтально). Сравнение с эталоном (слайд №9) |
||
г) Демонстрация видеофрагмента "Реакция хлорной воды с бромидом и иодидом калия" (с диска). | Наблюдают, 2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения химических реакций. | Комментированное чтение Сравнение с эталоном (слайд №10) | ||
д) Предлагаю проблемную ситуацию (Почему фтор как более сильный окислитель не вытесняет другие галогены из их солей?) Обращаю внимание на аналогию со щелочными металлами | Предлагают свои версии. В случае необходимости обращаются к тексту учебника (с.81). Делают вывод и записывают его в тетрадь | Фронтально | ||
е) Предлагаю выполнить задание "Закончите уравнения возможных реакций" | В парах выполняют задание в тетради, аргументируя своё решение | Комментированное чтение,
сравнение с эталоном (слайд № 11.) |
||
в) биологическая роль галогенов | Организую просмотр Презентации (приложение1) | Записывают в тетради
информацию о содержании фтора, хлора, брома и
йода в организме человека. Делают вывод о физиологической роли этих элементов для здоровья |
Фронтально | |
IV | Рефлексия | Создаю условия для
заключительной рефлексии:
|
Рефлексируют свои знания. | |
Планирование работы на следующий урок | Составляют план на следующий урок, анализируя степень продвижения (исходя из ранее составленного плана) | |||
V | Домашнее задание | Предлагаю домашнее задание на следующий урок. Индивидуально -подготовить сообщение об истории открытии галогенов и областях их применения. | Записывают задание в дневник | Записи в дневнике |
В заключение предлагается презентация, сделанная силами учащихся ,где отражены интересные факты по галогенам и их соединениям.
Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М: Дрофа, 2005
- Стёпин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. -М.: Химия, 1994.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. - М.: Аванта+, 2003.
- Электронный учебник: 1С Образовательная коллекция; Общая и неорганическая химия, 10-11 классы; МарГТУ, 2002,2003.