Цели урока:
- обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова, научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
- развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
- формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” Л. В. Поляковой, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для групповой работы и работы в парах;
- картинки с изображением предметов, обозначающих словарные слова, карточки со словами, содержащими парную согласную в середине и в конце слова, рисунок на тему “Зима”, музыкальные фрагменты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и мне. Вы хотели бы увидеть птицу счастья? Удастся это тому, кто будет внимательным, активным.
На уроке наши глаза смотрят и всё видят.
- Наши уши слушают и всё слышат.
- Наши головы хорошо думают.
II. Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на изображение:
- Какие буквы вы здесь увидели?
- Покажите их и запишите в тетрадь. г х ж ш п т з с в ф б к д (ч, щ, ц)
- А теперь найдите лишние среди них.
- Почему вы так думаете? (не имеют пары)
- Вычеркните их карандашом.
- А теперь запишите оставшиеся буквы парами и узнайте тему урока.
(Парные согласные звуки в середине слова).
- Знакома ли вам эта тема?
III. “Вхождение” в тему урока.
- Закройте глазки, подумайте о чём-нибудь приятном и настройтесь на активную работу.
IV. Актуализация полученных знаний.
- Открывайте глаза. Послушайте стихи:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт — сын ошибок трудных,
И гений — парадоксов друг.
(А. С. Пушкин)
- Почему именно эти строчки я выбрала эпиграфом к уроку?
- Каким словом заканчивается четверостишие? (друг)
- Исследуйте это слово.
- Произнесите его мягко, ласково.
- А теперь вспомните уроки литературного чтения и стихотворение, которое вы учили во 2 классе. (1 ученик читает)
- Кого вы представили и кому хотели бы сказать эти слова?
- Почему?
- Кого же можно назвать другом? (ответы детей)
- Назовите “родственников” слова друг, (дружок, дружище, дружба, дружные...)
- А теперь подумайте, как по-другому можно назвать друга? (приятель, товарищ)
- Запишите в тетрадь.
- Часто в жизни настоящий друг может заменить даже родителей в случае необходимости. Неслучайно народ сложил много пословиц и поговорок о друзьях и дружбе.
- Какие пословицы вы нашли к уроку? (читают)
- А есть ли антонимы у слова друг?
- Назовите их. (враг, недруг)
- Запишите их на новой строке эти слова.
- Что еще вы можете рассказать о слове друг?
(имя сущ., одуш., м.р., ед.ч., 1 слог, 4 буквы, 4 звука, 3 согл., 1 гл.)
- А теперь скажите, что общего у слов этой группы?
- Что вы можете сказать о звуках, которые слышатся в конце этих слов?
- Какой буквой мы обозначим эти звуки? (г)
- А почему? (это орфограмма)
- Как же правильно поступить, чтобы обозначить парный согласный на конце слова? (его надо проверить)
- Какое правило нам поможет? (дети формулируют правило)
V. Словарная работа.
- Выберите картинки с изображением предметов, в названии которых есть такая же орфограмма.
(дети выбирают картинки из группы: автобус, адрес, космос, морковь, космонавт, помидор, магазин, улица)
Проверка с помощью сигнальных карточек.
VI. Физкультминутка.
- Итак, вы хорошо поработали. А теперь давайте отдохнем и споем песенку о дружбе.
(дети исполняют 1-ый куплет песни “Настоящий друг” под музыку)
VII. Открытие нового знания.
- На доске карточки:
шу.ка ща.ка берё.ка варе.ка сне. моро. про.ьба щар. ле.
- Исследуйте эти слова.
- Что общего у всех слов? (имена существительные, имеют парные согласные)
- А по какому признаку их можно разделить на группы? (парные согласные в середине и на конце)
- Запишите слова с парными согласными на конце, подберите проверочные слова. (слова убираю)
- А теперь рассмотрите оставшиеся слова.
- Что их объединяет? (парные согласные в середине)
- А какое слово лишнее? (просьба)
- Объясните свой выбор. (во всех словах согласный глухой, а здесь — звонкий)
- Почему так происходит?
- Обратите внимание на букву согласного, перед которой стоит парный.
- Что заметили? (перед глухим согласным произносится парный глухо, перед звонким - звонко)
Говорят, что звонкий звук “оглушается”, а глухой — “озвончается”.
Проблемный вопрос.
- Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (слово нужно изменить)
- Сформулируйте правило.
- А теперь сравните его с выводом учебника на с. 99.
VIII. Чтение правила по учебнику.
- Чем является буква парного согласного?
- Запишите слова второй группы вместе с проверочными.
- Итак, наше исследование завершилось.
- Вы только что сделали новое открытие. Какое?
(Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять)
IX. Физкультминутка.
Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.
- Какие слова с парными согласными услышали?
1 ряд - называет слова
2 ряд - показывает сигнальные карточки, а затем наоборот.
X. Работа в парах.
- Как вы думаете, всегда ли буква парного согласного зависит только от того, перед каким согласным она стоит в слове?
- Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах.
- Догадайтесь, какие слова зашифрованы? (карточки на столах)
пру[ . ] - пру...ы - пру ... ? пру... - пру[ . ] - пру...ик - пру ... М . ро . , пру . , сн . . ком, а, з . т . нул, д . рев .я, л.. ком, з . пуш . л. |
- Докажите.
- Восстановите деформированное предложение, правильно обозначив парный согласный в слове “пруд”, вставьте пропущенные орфограммы. (Мороз запушил деревья снежком, а пруд затянул ледком)
XI. Проверка работы в парах.
- Итак, какие это слова?
- Докажите.
- Что такое “пруд”? (толковый словарь)
- Что такое “прут”? (толковый словарь)
- Какое предложение вы составили?
- Вставьте пропущенные буквы.
- Объясните орфограммы.
- Проверьте свою работу.
XII. Разбор предложения по членам.
(один ученик на оценку)
- Что же явилось главным условием выбора буквы парного согласного?
(лексическое значение слова)
- Вот и ещё одну орфографическую задачу решили.
XIII. Самостоятельная работа по учебнику.
- Сейчас вам предстоит поработать со своим другом - учебником. Упр. 191, с. 101.
- Прочитайте текст. К какому литературному жанру он относится?
- Докажите.
- Впишите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.
(В это время 4 учащихся работают по карточкам)
Запиши слова в нужную колонку. Морозный, ветер, забег, берёзка, проход, рассказ, булочка, лесок, дождь. |
У доски 1 ученик выполняет упр. 191.
Проверка осуществляется с помощью сигналов обратной связи.
XIV. Работа над составом слова.
- Выберите схемы, иллюстрирующие состав слов:
- Назовите эти слова.
XV. Игра-соревнование “Не подведи свой ряд”.
(вставляют пропущенную букву)
ИГРУ...КА ИЗБУ...КА КОРМУ... КА БЕРЁ...КА ПУГО...КИ САЛА...КИ ШУ...КА ВАРЕ...КИ ДОРО...КА |
ГЛА...КИ ГУ...КИ МОРКО...КА НО...КИ ИЗБУ...КА СУГРО... ИГРУ...КА НО...КИ СКА...КА |
ША...КА ГЛА...КИ САПО...КИ КО...КА КЛЮ...КА СНЕ...КИ КОРМУ...КА ДОРО...КА САЛА...КИ |
XVI. Подготовка к сочинению - миниатюре.
- Сегодня утром у нас побывал художник - недоучка. Он подарил вам картину, где изобразил свои любимые зимние забавы.
- Но предметы, в названии которых есть парный согласный, исчезли. Давайте поможем горе - художнику восстановить картину, (дети называют слово, подбирают проверочное, учитель прикрепляет предметы на картину)
(шапка, шубка, сапожки, пуговки, морковка, глазки, берёзка, избушка, снег, варежки, дорожка)
XVII. Сочинение-миниатюра.
- А теперь расскажите художнику о своих зимних увлечениях, используя слова с парными согласными.
XVIII Проверка творческих работ. Беседа по ОБЖ.
- Где же можно кататься на санках?
- Как поступить при обморожении?
XIX. Домашнее задание.
1. Упр. 192.
2. Сочинить стихотворение со словами на с. 98.
3. Записать 10 слов с парными согласными.
XX. Итог урока.
1. - С каким открытием в области орфографии вы познакомите своих родителей?
2. Выполнение теста по теме урока.
Фамилия, имя______________________________ 1. Подчеркни слова с сомнительной согласной: дом, снежки, сад, берёзы, шапка, день. 2. Найди и обведи проверочные слова к словам: ду...ки, ми...ка, гри...ки: медведь, дуб, мишутка, дубок, грибник, гриб, грибы. 3. Поставь, где нужно букву т: тор..., сле..., схва...ка, ло...ка, пило...ка. 4. Подчеркни лишнее слово: шапка, книжка, утка, лапка, марка. |
XXI. Рефлексия.
- Какому человеку вы подарите свою снежинку?
Спасибо за работу!
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.