Тема: зачет по сложноподчинённым предложениям на материале биографии и творчества А. С. Пушкина.
Цель:
- проверить знания учащихся по сложноподчиненным предложениям
- познакомить с биографией поэта
- привить интерес учащихся к изучению литературы.
Ход урока
На доску проектируется портрет А. С. Пушкина, ученик читает стихи:
Мы любим Пушкина,
Мы бережем его прекрасные сказания.
Преодолела время, расстояния,
Как светоч, песнь его своим лучом.
С благоговением, храня наследство Пушкина,
День ото дня мы думаем о нем,
С ним говорим, склонившись над плетнем
И, возвратившись к очагу, домой,
Наедине с самим собой
Внимаем пушкинское слово.
Для нас его песнесложение ново…
Вступительное слово учителя:
С каждой новой строкой мы открываем для себя Пушкина, мы начинаем знакомиться с творчеством поэта, когда не умеем читать, и мама читает нам сказки, и продолжаем знакомиться всю жизнь.
Сегодня на материале биографии и творчества поэта вы должны получить зачет по сложноподчинённым предложениям. После изучения выше названной темы вы должны уметь:
- составлять СПП
- определять вид придаточного
- составлять схемы предложений
- производить синтаксический разбор
О Пушкине сказано столько, сколько несказанно не об одном поэте. Мне нравятся слова поэтессы Нины Храбровой: “Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и мысли чистоту”.
1. Задание: произвести синтаксический разбор этого предложения.
Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и свету чистоту
Рассказ учителя: (на доску проектируются портреты)
26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой ) слободе (ныне ул. Баумана), “во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр”, – гласит запись в метрической церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. /На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображен совсем маленьким ребенком, двух-трех лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина.
Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы (позднее они потемнеют, станут темно-каштановыми), большие голубые глаза. “Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались” – так описывает маленького Александра одна из современниц,
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, “светский человек”, острослов, страстный любитель поэзии, “нрава пылкого и до крайности раздражительного”.
Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости, на расправу, Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.
Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку.
Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, “была ума светлого и по своему времени образованного, говорила и писала прекрасным русским языком...”. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
Ты, детскую качая колыбель.
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель
Которую сама заворожила.
“Наперсница волшебной старины”. (1822)
Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы были книги, Читал Александр много и жадно. “Не довольствуясь тем, что ему давали, – рассказывает его сестра, – он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века”
Рано пробудившемуся интересу к литературе способствовала вся атмосфера родительского дома, собиравшееся здесь общество. У Сергея Львовича бывали виднейшие писатели и поэты – Н М Карамзин, И. И Дмитриев. К. Н Батюшков, В А Жуковский, вечера проходили в разговорах о литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых.
Он рано начал пробовать свои силы: “...на восьмом году возраста...– вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич, – он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей”. В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.
Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву; замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции, которых так много будет потом в его скитальческой жизни. Детство кончилось. Он ехал в Лицей
Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет. Его отрочество и юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зеленым городком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды – озера, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи – все будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Облик пушкинского Царского Села прекрасно передан в серии литографий А. Е. Мартынова, созданной в начале 1820-х годов.
Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия; здесь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои “Воспоминания в Царском Селе” перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие “кельи”, как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Александр жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал “№ 14”.
Первый “Пушкинский” лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.
Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин (“№ 13”, сосед по “келье”) – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный “Кюхля”; Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.
(дух вольномыслия царил в “лицейской республике”. Здесь обсуждались жгучие проблемы современности: деспотизм, рабство, свобода, любовь к отечеству. Некоторые из воспитанников Лицея впоследствии были близки к декабристским обществам, а Пущин и Кюхельбекер стали участниками восстания 14 декабря.
В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи
2. Задание: составить СПП по вашим впечатлениям, связанными с жизнью поэта с 1799 по 1817 г., подчеркнуть основы и указать вид придаточного.
Рассказ учителя:
По окончании Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определен на службу. Вырвавшись из лицейского затворничества, молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Балы, маскарады, обеды, дружеские пирушки сменяют друг друга. Все это чрезвычайно напоминает петербургскую жизнь пушкинского героя – Онегина:
Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно: Везде поспеть не мудрено.
Но может быть, главное увлечение этого времени – театр, “волшебный край”. Каждый вечер Пушкин – в театральных креслах. Он – признанный ценитель актерских дарований, пламенный поклонник актрис Е. С. Семеновой, А. М. Колосовой, Е. И. Истоминой; он знаком со всеми сценическими знаменитостями, он свой человек за кулисами. Первая его критическая работа, написанная в 1820 году, – “Мои замечания об русском театре”. Несколько лет спустя, находясь в ссылке и вспоминая в первой главе “Евгения Онегина” далекий оставленный Петербург, Пушкин с тоской и любовью вздохнет о милом его сердцу столичном театре:
...Там, там под сению кулис, Младые дни мои неслись.
Однако светский шум и театральные увлечения, столь занимавшие Пушкина в это петербургское трехлетие, были лишь одной, скорее внешней стороной его бурной и сложной жизни. “В тревоге пестрой и бесплодной” он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником.
В марте 1820 года Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму “Руслан и Людмила”, которая произвела истинную революцию в русской поэзии. Новизна этой изящной и веселой сказки, ее живой, энергичный, разговорный и в то же время безупречно-литературный слог, смелое введение в поэтическую речь простонародных оборотов – все это произвело огромное впечатление на читателей и критиков. Вокруг “Руслана” закипели яростные литературные сражения. У поэмы появились ревностные поклонники и ожесточенные враги. “...Ни одно произведение Пушкина... не произвело столько шума и криков, как “Руслан и Людмила”, – писал В. Г. Белинский. Одним из самых восторженных сторонников поэмы был замечательный русский поэт-романтик, старший друг Пушкина В. А. Жуковский. Прославленный поэтический метр, он отнесся к первому большому созданию юноши-поэта с отеческим вниманием и нежностью. Он подарил Пушкину свой портрет (рисунок О. Эстеррейха) с надписью: “Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила” 1820 марта 26 великая пятница”.
В эти же годы Пушкиным созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения. Восемнадцатилетний поэт уверенно вступал в русскую литературу как певец революционно настроенных кругов общества:
Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.
(“Вольность”)
3. Задание . Учитель читает строки из произведений, учащиеся должны определить вид придаточного
1 Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменила
2 Коли жив я только буду, чудный остров навещу – у Гвидона погощу
3 Я вас любил так искренно, так нежно как дай вам бог любимой быть другим
4 Нет истины, где нет любви
5 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
6 И вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметно
7 Дорогою свободно ты иди, куда влечет тебя свободный ум
8 И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит
Взаимопроверка
- изъяснительное
- условие
- образы действия
- места
- цели
- определительное
- места
- времени
Весной 1820г над Пушкиным разразилась гроза - за оду “Вольность” АлександрI хотел сослать поэта в Сибирь, но благодаря заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг. Затем переведён в Михайловское, за два года заточения поэт написал более 70 стихотворений, 2 поэмы, 4 главы “Евгений Онегин”, “ Борис Годунов”.
Все эти годы он поддерживал связь со своими друзьями. После поражения восстания декабристов Пушкин возвращается в Петербург, где продолжает творчество с новыми силами. Его поэзия требовала бескомпромиссного служения истине.
4. Задание из стихотворений выписать союзы и союзные слова:
1) Я помню твой восход, знакомое светило
над мирною страной, где все для сердца мило2) Я стал умен, я лицемерю, пощусь, молюсь
и твердо верю, что бог простит мои грехи.3) В те дни, когда еще, незнаемый ни кем
я пением оглашал приют забав и лени4) Беспечный сын природы,
пока златые год в забвенья трачу я
со мною неразлучно, живет благополучно наперстиница моя.5) Скажите мне, кто видел край прелестный.
6) Если юноши, внимая молча шли,
дивились долгому любви моей мучению
и ты сама, предавшись умилению
печальные стихи твердила в тишине.
7) Лишь ты завидел белый свет, к тебе все музы прилетели
8) И так он в прах готов упасть, чтоб вымолить у друга примирение
9) Ты меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила
10) И злобно мной играет счастье, давно без крова я ношусь,
куда подует самовластье, уснув, не знаю где проснусь.
Самопроверка:1-где, 2-что, 3-когда, 4-пока, 5-кто.6-если, 7-лишь, 8-чтоб, 9-которую, 10-куда
Зимой 1828–1829 годов на одном из московских балов Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Ее необыкновенная красота, юность, романтическая прелесть глубоко взволновали Пушкина. Он полюбил ее; с ней теперь стали связаны его мечты о своем доме, своей семье. Весной 1829 года Пушкин сделал предложение. Мать девушки, Наталья Ивановна, не считала поэта завидным женихом: состояния нет никакого, не в чинах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она сочла благоразумным уклониться от прямого ответа: дочь еще слишком молода, дело не к спеху, надо повременить... Сразу после неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. “...В ту же ночь я уехал в армию, – писал Пушкин позднее, – вы спросите меня – зачем? клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы...”
В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Вся история сватовства Пушкина – очень трудная, наполненная сомнениями, мучительной неуверенностью, унизительными придирками и требованиями будущей тещи. “Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан”, – с горечью писал он другу. Наконец предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка.
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
(“Мадонна”, 1830)
Но прошли еще долгие месяцы до того дня – 18 февраля 1831 года, – когда в церкви Большого Вознесения, что и сейчас стоит в Москве у Никитских ворот, Пушкин и Наталья Николаевна были обвенчаны. Молодые поселились на Арбате (теперь дом № 53, где находится мемориальный пушкинский музей). “Я женат – и счастлив, – писал поэт П. А. Плетневу, – одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.
Но еще до всего этого – до свадьбы, до свершения надежд – была знаменитая Болдинская осень.
Сегодня говоря о Пушкине, мы не можем обойти внимание его любимое время года. Корнилов пишет: “Эта осень радости виною, сыплет изморозь, темнеет в пять, за стихами и за красотою заходите в Болдино опять”. Давайте с вами окунемся в очарование осенней природы, в красоту русской осени.
Предлагаю вам написать мини сочинение осенняя пора – очей очарование. Вспомнить красоту осени с ее уходящим теплом помогут вам прекрасные картины русских художников ( И. Левитан “Золотая осень” И. Бродский “Опавшие листья”, фотографии осени и музыка И. П. Чайковского “Сентябрь”.)
В вашем сочинении обязательно должно быть 1-2 СПП (на сочинение отводится 7 минут).
Но женитьба на красавице не принесла Пушкину радости и покоя.
В самом конце 1833 года Пушкину было “пожаловано” придворное звание камер-юнкера, которое обычно давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительный смысл этого императорского жеста: царь хотел, чтобы жена поэта могла появляться на придворных балах в Аничковом дворце. “Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове”.
Пушкин был взбешен царской “милостью”. Сколько достоинства, сколько благородной гордости в короткой дневниковой записи Пушкина: “Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностью. Но я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного”
Суета большого света, придворных балов и приемов, все растущая зависимость от царя тяготили Пушкина. “Жизнь моя в Петербурге ни то ни се, – жалуется он Нащокину. – Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения”.
Семья Пушкина росла. В 1835 году у него уже было трое детей: два мальчика и одна девочка. А в мае 1836 года родился его последний ребенок – дочь Наталья. Расходы все увеличивались, денег не хватало. Пушкин много работает
Создаёт исторические произведения. Современники по- разному оценивают творчество поэта, и вы имеете свой взгляд на творчество поэта.
6. Задание: Из ваших сочинений “Мой Пушкин” зачитываются предложения, а вы составляете схемы.
- Когда я читаю его стихи, на душе у меня становится ясно и спокойно.
- Пушкин навечно останется первым поэтом России, ведь его стихи звучат современно для любого поколения.
- Стихи, которые Пушкин посвятил своей няни, читаются с волнением, нежностью и теплотой.
- До конца в поэзии Пушкина разобраться невозможно, потому что каждый выбирает в его поэзии что-то новое и неоткрытое.
- Если бы было больше таких поэтов, то было бы больше на земле добра и любви.
- Больше всего мне нравятся стихи Пушкина о природе, так как в них мы видим всю красоту каждого времени года.
- Все, кто прочтет стихи Пушкина, полюбят его творчество на всю жизнь.
Последней каплей, переполнившей чашу оскорблений, был полученный Пушкиным анонимный пасквиль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в измене. Пушкин должен был вступиться за свою честь, за честь жены. Он должен был драться.
Утром 27 января 1837 года Пушкин еще работал: писал, занимался делами “Современника”; внешне он был спокоен, даже весел. Короткий зимний день уже клонился к вечеру, когда Пушкин и его секундант К. К. Данзас отправились на Черную речку – недалекий пригород Петербурга, где была назначена дуэль.
На узкой заснеженной тропе, в двадцати шагах друг против друга, стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они начали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал...Вот как вспоминает об этом страшном дне поэт
Николай Туроверо (ЧТЕНИЕ УЧАЩИМСЯ)
Задыхаясь, бежали к опушке.
Кто-то крикнул: “Устал, не могу”.
Опоздали мы. Раненый Пушкин
Неподвижно лежал на снегу.
Слишком поздно опять прибежали,
Никакого прощенья нам нет.
Опоздали, опять опоздали
У Дантеса отнять пистолет.
Снова так же стояла карета,
Снова был ни к чему наш рассказ,
И с кровавого снега поэта
Поднимал побледневший Данзас.
А потом эти сутки мученья,
На рассвете несдержанный стон,
Ужасающий крик обреченья
И жены летаргический сон.
Отлетела душа, улетела,
Разрешила последний вопрос,
Выносили друзья его тело
На родной петербургский мороз
Он жил еще два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление: рана была смертельной. Пушкин с необыкновенным мужеством переносил мучения и смертную тоску. Доктор И. Т. Спасский, лечивший умирающего Пушкина, вспоминал: “Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать”.Ночью 3 февраля поэта не стало.
Закончить сегодняшний урок хочется словами Игоря Северянина:
“Есть имена как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительно в любые времена!”
Домашнее задание:
Учить стихи о любви.