Общие положения
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени - дошкольному образованию.
Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм - группы кратковременного пребывания детей в детском саду.
Наличие этих групп наряду с группами полного дня - отражение в отечественной системе дошкольного образования мировой практики (такие группы существуют во всем мире).
Эти группы, с одной стороны, должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким - либо причинам отдавать детей в детский сад на полный день, с другой стороны - призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимую для них разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы. Анализ семей, дети которых не посещают детский сад.
Обследовалось 20 семей (см. Приложение “Анкеты”, “Схема работы с семьями”),
- Неполные - 4
- Многодетные - 1
- Имеющие детей до 2-х лет - 12
- Дети- инвалиды - 1
- Неблагополучные - 2
Выделены 2 подгруппы семей:
Семьи, которые изъявили желание посещать ГКП (адаптационную) в детском саду-
15 семей;
Семьи, которые не могли определить ребенка в детский сад по причине различных обстоятельств - 5 семей.
Исходя из этого анализа, программа построена по 2 направлениям:
- организация групп кратковременного пребывания;
- создание консультативного пункта.
Основание для разработки программы.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
- Конвенция о правах ребенка.
- Декларация о правах человека.
- Конституция Российской Федерации, ст.57.
- Закон “Об образовании”, ст.5,12,32,40,41,50,ст. 18,п.5.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Положение о дошкольном образовательном учреждении. П.21.
- Информационное письмо МО РФ от 22.07.98г. № 9 п. 14-15 “О подготовке детей к школе”.
- Письмо МО РФ от 10.04.2000г. № 106/2316 “О Программе развития новых форм дошкольного образования в временных социально-экономических условиях”.
- Письмо МО РФ от 29.06.99г. № 129/ 23-16 “Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии”,
- Решение коллегии МО РФ от 29.01. 02 г. “О ходе российского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду”.
- Нормативно-правовые документы, принятые территориями РФ.
- Устав образовательного учреждения.
Объекты программы.
- Педагоги, сотрудники МДОУ № 45
- Семьи детей, не посещающих ДОУ,
- Дети раннего возраста 1 ,Зг-2 г, не посещающие детский сад.
Сроки реализации программы.( 2003-2006 г.г.)
- этап - подготовительный (2003-2004г.)
- этап- реализация (2004- 2006 г).
Пути реализации.
Семейно-общественная форма взаимодействия на основе вариативности и конструктивного диалога.
Педагогический прогноз.
Качественное обновление системы общественного и семейного воспитания детей раннего возраста - высокий уровень культуры педагогического процесса в целом.
Принципы реализации:
- вариативности - предполагает различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
- научности - лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства , что позволяет принимать решение исходя из объективной реальности прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
- непрерывности и целостности воспитательного процесса - умение работать с семьей, осуществлять единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего детского возраста, с малышами, посещающими и не посещающими ГОУ;
- преемственности - воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте - как единая система взаимодействия семейного и общественного воспитания.
Средства реализации:
- Развивающее общение.
- Развивающая предметно-пространственная среда.
- Развивающие виды деятельности.
Условия реализации:
Детский сад - “открытая система воспитания”, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие материнства и детства в условиях семьи и детского учреждения. Детский сад должен стать “открытой” системой для населения микрорайона по всем вопросам развития и воспитания ребенка. Тезис “Детский сад” - открытая система воспитания” получает дополнительный смысл демократичного, семейно- общественного взаимодействия с родительской аудиторией на основе педагогического
Раздел 2.
Стратегия качественного обновления системы общественного и семейного воспитания детей раннего возраста.
Цель: повышение качества жизни детей раннего возраста на основании последних достижений науки и практики, современных технологий воспитания и развития. Реализация в воспитании само ценности первых лет жизни ребенка.
Задачи:
- восстановление и качественное обновление системы воспитания детей раннего возраста в детском саду и семье;
- охрана нервно-психического здоровья ребенка;
- адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
- развитие личности ребенка при тесном сотрудничестве с семьей;
- педагогическое просвещение родителей.
Мотивы (актуальность): сохранение лучших сторон “классической” системы общественного воспитания и ценных традиций народной педагогики. Соединение их с современными методиками воспитания и развития детей раннего возраста. Обогащение культуры воспитания.
Ведущие линии реализации:
- обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского учреждения;
- обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского учреждения. диалога. Семейное и общественное воспитание не поляризируются, а выступают как две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии.
В работе с населением вариативно используются все современные формы взаимодействия, сделав детские учреждения центрами педагогической культуры, “открытой системой” в работе с семьей по принципам конструктивного диалога и семейно- общественного взаимодействия.
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в адаптационной группе кратковременного пребывания детей “Малышок”.
Введение
Работа в адаптационной группе кратковременного пребывания /далее ГКП/ направлена на совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивает развитие личности ребенка и гармонизации отношений с ним взрослых. Коллектив ДОУ ставит перед собой задачу не только адаптировать детей раннего возраста к условиям детского сада, но и помочь родителям в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.
Перспективный план работы в ГКП составлен в соответствии с основными задачами воспитания детей второго года жизни:
- Создавать условия, содействующие развитию двигательной активности, основных видов движений;
- Обогащать понимаемый и активный словарь, развивать потребности детей в речевом общении;
- Приучать действовать с предметами и игрушками в соответствии с их назначением;
- Развивать у детей первичное эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций в книгах;
- Развивать интерес детей к музыке, поддерживать возникающее при ее слушании радостное состояние, побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку;
- Формировать поведение детей: слушать взрослого, разговаривать спокойно:
- Учить детей понимать слова “можно”, “нельзя” и действовать в соответствии с ними:
План, включает в себя основные виды деятельности, характерные для этого возраста. Работа строится с детьми в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.
Исходя из особенностей функционирования группы, план составлен по месяцам.
Декабрь.
Экскурсия в музыкально-спортивный зал детского сада, занятие с использованием ребристой доски, пуговичной дорожки, дуг для подлезания, мячей.
Обследование игрушек и предметов вместе с ребенком, его рукой /мяч большой и маленький, кошка пушистая и т.п./ Чтение книг, рассматривание иллюстраций к ним, закрепление умения понимать слова, обозначающие предметы и действия с ними, выполнение несложных поручений взрослых /”Принеси куклу”, “Накорми зайчика”.
Слушание музыки: “Елка” сл. Н. Найденовой, муз. Т.Попатенко. Подпевание: “Вот какая елка” муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. Музыкально-ритмические движения:
- “Ноги и ножки” муз В. Агафонникова
- “Устали наши ножки” муз.Т. Ломовой, сл. Е. Соковниной.
- “Ай-да!” муз. М. Верховинца.
- “Пляска с погремушками” белорусская плясовая музыка “Бульба”, сл. А. Ануфриева.
- “Санки” муз. и сл. Т. Сауко
Новогодний утренник.
Консультация “Игра - не забава” /формирование предметной деятельности/.
Январь.
- Игры и упражнения с использованием дидактического стола:
- “Найти шарик красного цвета. Прокати его с горки”, “Нанизывание колец на стержень” и т. п.
- Наблюдение за попугаями.
- Речевые упражнения. Ребенку называют действия, а он учится находить предметы по слову взрослого.
- Использование потешек, коротких стихов.
- Подвижные игры и упражнения: катание с горки, катание на качалках и каталках, игры “Птичка”, “Поезд”
- Слушание музыки: “Полянка” р. н. м. обр. Г.Фрида
- Подпевание: “Кошка” муз А. Александровой, ел. Н.Френкель.
- Музыкально-ритмические движения:
- “Марш” муз. Е.Тиличеевой, ел. А. Шибицкой
- “Да-да-да!” муз. Е.Тиличеевой, ел. Ю. Островского.
- “Прятки” муз. Т. Ломовой, сл. Плакиды
Консультация “Как играть с ребенком дома?”
Февраль.
- Игры и упражнения с использованием дидактических игрушек: пирамидок, матрешек, вкладышей, мозаики т.п.
- Речевые игры и упражнения: “Что нам заинька принес?”, “Кто к нам в гости пришел?”, рассматривание иллюстраций к детским книгам, игры на звукоподражание.
- Показ кукольного театра по сказке “Репка”
- Подвижные игры и упражнения: “Медведь и дети”, “Передай мяч”, повторение игр и упражнений.
- Слушание музыки: “Петушок” р. н. песня.
- Подпевание: “Вот какие мы большие” муз Е. Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой
- Музыкально-ритмические движения:
- “Марш и бег” муз. Р. Рустамова
- “Вот как хорошо” муз Т. Попатенко, сл. О. Высотской.
- “Калинка” р. н. мелодия, сл. Т. Сауко.
- “Прятки” муз. Т. Ломовой, сл. И. Плакиды
Консультация “Что такое сенсорное развитие?”
Март.
- Дидактические игры и упражнения, направленные на знакомство с цветом и формой предметов.
- Речевые игры и упражнения: “Кукла Аня и я”, “Кто как кричит”, повторение уже знакомых игр.
- Подвижные игры и упражнения: “По ровненькой дорожке”, “Колокольчик”, индивидуальные упражнения с мячом, катание колясок, машин и т.п.
- Слушание музыки: “Птичка” муз М. Раухвергера, ел. А. Барто.
- Подпевание: “Водичка” муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой.
- Музыкально-ритмические движения:
- “Маршируем дружно” муз. М. Раухвергера, сл. А.Барто.
- “Маленькие ладушки” муз. З.Левиной, сл. Т. Мираджи.
- Упражнение “Хлопай!”
- Игра с птичкой муз. М. Раухвергера, сл. А.Барто.
- “Ой, летели птички” р.н. мелодия, сл. Т. Сауко.
Консультация “Развитие речи и социальных контактов у детей”.
Апрель.
- Дидактические игры и упражнения, направленные на обследование предметов, их величины, формы, материала.
- Речевые игры и упражнения: “Курочка и цыплята”, “Купаем куклу”, продолжение работы по звукоподражанию, активизации словаря “Скажи”, “Повтори” и т.п.
- Наблюдение за цветущими комнатными растениями.
- Показ кукольного театра по потешкам.
- Подвижные игры и упражнения: “Прятки”, Катится колобок”,повторение знакомых игр.
- Слушание музыки: “Как у наших у ворот” р.н. мелодия в обр.А. Быканова.
- Подпевание: “Курочка и цыплята” муз. Е. Тиличеевойел. А. Шибицкой.
- Музыкально-ритмические движения:
- “Марш” муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой.
- “Маленькая кадриль” муз. М. Раухвергера.
- “Вот так вот!” белорусская н.м. в обр. Г.Фрида.
- “Едем на поезде” муз А. Филиппенко, сл. Т.Сауко.
Консультация “Роль музыки в развитии ребенка”.
Май.
- Дидактические игры и упражнения с игрушками и предметами.
- Речевые игры и упражнения: “Скачет зайка по лужайке”, “Устроим кукле комнату”, повторение знакомых игр и упражнений.
- Подвижные игры и упражнения: “Попади в обруч”, “Дождик”, повторение знакомых игр, индивидуальная работа по развитию движений.
- Слушание музыки: “Солнышко” р.н. мелодия в обр. М. Иорданского.
- Подпевание: “Спи, мой мишка” муз Е.Тиличеевой,
сл. Ю Островского Музыкально-ритмические
движения:
- “Кукла шагает и бегает” муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.
- Танец “Куклы хлопать все умеют” муз и сл. Е. Мокшанцевой.
- Игра “Покатаем Машеньку” муз и сл. Е. Мокшанцевой.
- Игра “Мишка в гостях у ребят” муз М. Раухвергера.
- Упражнение “Вот как солнышко встает” муз. и сл. Е. Мокшанцевой.
Консультация “Развивайте движения детей!”.
План консультаций с родителями детей ГКП “Малышок
Дата | Тема | Кто проводит |
сентябрь | Первый раз в детский сад /адаптация к ДОУ/. | Зав. ДОУ |
октябрь | Особенности психического развития детей раннего возраста. | Педагог-психолог |
ноябрь | Организация режима дня в условиях семьи. | Воспитатели ГКП |
декабрь | Игра - не забава /формирование предметной деятельности/. | Зам. зав. УВP |
январь | Как играть с ребенком дома? | Воспитатели ГКП |
февраль | Что такое сенсорное развитие? | Педаго -психолог |
март | Развитие речи и социальных контактов у детей. | Воспитатель по развитию речи |
апрель | Роль музыки в развитии ребенка | Музыкальный руководитель |
май | Развивайте движения детей! | Инструктор по физическому воспитанию |