Комплексно-целевая программа "Малышок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Общие положения

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени - дошкольному образованию.

Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм - группы кратковременного пребывания детей в детском саду.

Наличие этих групп наряду с группами полного дня - отражение в отечественной системе дошкольного образования мировой практики (такие группы существуют во всем мире).

Эти группы, с одной стороны, должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким - либо причинам отдавать детей в детский сад на полный день, с другой стороны - призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимую для них разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы. Анализ семей, дети которых не посещают детский сад.

Обследовалось 20 семей (см. Приложение “Анкеты”, “Схема работы с семьями”),

  • Неполные - 4
  • Многодетные - 1
  • Имеющие детей до 2-х лет - 12
  • Дети- инвалиды - 1
  • Неблагополучные - 2

Выделены 2 подгруппы семей:

Семьи, которые изъявили желание посещать ГКП (адаптационную) в детском саду-

15 семей;

Семьи, которые не могли определить ребенка в детский сад по причине различных обстоятельств - 5 семей.

Исходя из этого анализа, программа построена по 2 направлениям:

  • организация групп кратковременного пребывания;
  • создание консультативного пункта.

Основание для разработки программы.

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Декларация о правах человека.
  3. Конституция Российской Федерации, ст.57.
  4. Закон “Об образовании”, ст.5,12,32,40,41,50,ст. 18,п.5.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации.
  6. Положение о дошкольном образовательном учреждении. П.21.
  7. Информационное письмо МО РФ от 22.07.98г. № 9 п. 14-15 “О подготовке детей к школе”.
  8. Письмо МО РФ от 10.04.2000г. № 106/2316 “О Программе развития новых форм дошкольного образования в временных социально-экономических условиях”.
  9. Письмо МО РФ от 29.06.99г. № 129/ 23-16 “Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии”,
  10. Решение коллегии МО РФ от 29.01. 02 г. “О ходе российского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду”.
  11. Нормативно-правовые документы, принятые территориями РФ.
  12. Устав образовательного учреждения.

Объекты программы.

  1. Педагоги, сотрудники МДОУ № 45
  2. Семьи детей, не посещающих ДОУ,
  3. Дети раннего возраста 1 ,Зг-2 г, не посещающие детский сад.

Сроки реализации программы.( 2003-2006 г.г.)

  1. этап - подготовительный (2003-2004г.)
  2. этап- реализация (2004- 2006 г).

Пути реализации.

Семейно-общественная форма взаимодействия на основе вариативности и конструктивного диалога.

Педагогический прогноз.

Качественное обновление системы общественного и семейного воспитания детей раннего возраста - высокий уровень культуры педагогического процесса в целом.

Принципы реализации:

  • вариативности - предполагает различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
  • научности - лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства , что позволяет принимать решение исходя из объективной реальности прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
  • непрерывности и целостности воспитательного процесса - умение работать с семьей, осуществлять единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего детского возраста, с малышами, посещающими и не посещающими ГОУ;
  • преемственности - воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте - как единая система взаимодействия семейного и общественного воспитания.

Средства реализации:

  • Развивающее общение.
  • Развивающая предметно-пространственная среда.
  • Развивающие виды деятельности.

Условия реализации:

Детский сад - “открытая система воспитания”, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие материнства и детства в условиях семьи и детского учреждения. Детский сад должен стать “открытой” системой для населения микрорайона по всем вопросам развития и воспитания ребенка. Тезис “Детский сад” - открытая система воспитания” получает дополнительный смысл демократичного, семейно- общественного взаимодействия с родительской аудиторией на основе педагогического

Раздел 2.

Стратегия качественного обновления системы общественного и семейного воспитания детей раннего возраста.

Цель: повышение качества жизни детей раннего возраста на основании последних достижений науки и практики, современных технологий воспитания и развития. Реализация в воспитании само ценности первых лет жизни ребенка.

Задачи:

  • восстановление и качественное обновление системы воспитания детей раннего возраста в детском саду и семье;
  • охрана нервно-психического здоровья ребенка;
  • адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
  • развитие личности ребенка при тесном сотрудничестве с семьей;
  • педагогическое просвещение родителей.

Мотивы (актуальность): сохранение лучших сторон “классической” системы общественного воспитания и ценных традиций народной педагогики. Соединение их с современными методиками воспитания и развития детей раннего возраста. Обогащение культуры воспитания.

Ведущие линии реализации:

  • обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского учреждения;
  • обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского учреждения. диалога. Семейное и общественное воспитание не поляризируются, а выступают как две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии.

В работе с населением вариативно используются все современные формы взаимодействия, сделав детские учреждения центрами педагогической культуры, “открытой системой” в работе с семьей по принципам конструктивного диалога и семейно- общественного взаимодействия.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в адаптационной группе кратковременного пребывания детей “Малышок”.

Введение

Работа в адаптационной группе кратковременного пребывания /далее ГКП/ направлена на совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивает развитие личности ребенка и гармонизации отношений с ним взрослых. Коллектив ДОУ ставит перед собой задачу не только адаптировать детей раннего возраста к условиям детского сада, но и помочь родителям в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.

Перспективный план работы в ГКП составлен в соответствии с основными задачами воспитания детей второго года жизни:

  • Создавать условия, содействующие развитию двигательной активности, основных видов движений;
  • Обогащать понимаемый и активный словарь, развивать потребности детей в речевом общении;
  • Приучать действовать с предметами и игрушками в соответствии с их назначением;
  • Развивать у детей первичное эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций в книгах;
  • Развивать интерес детей к музыке, поддерживать возникающее при ее слушании радостное состояние, побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку;
  • Формировать поведение детей: слушать взрослого, разговаривать спокойно:
  • Учить детей понимать слова “можно”, “нельзя” и действовать в соответствии с ними:

План, включает в себя основные виды деятельности, характерные для этого возраста. Работа строится с детьми в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.

Исходя из особенностей функционирования группы, план составлен по месяцам.

Декабрь.

Экскурсия в музыкально-спортивный зал детского сада, занятие с использованием ребристой доски, пуговичной дорожки, дуг для подлезания, мячей.

Обследование игрушек и предметов вместе с ребенком, его рукой /мяч большой и маленький, кошка пушистая и т.п./ Чтение книг, рассматривание иллюстраций к ним, закрепление умения понимать слова, обозначающие предметы и действия с ними, выполнение несложных поручений взрослых /”Принеси куклу”, “Накорми зайчика”.

Слушание музыки: “Елка” сл. Н. Найденовой, муз. Т.Попатенко. Подпевание: “Вот какая елка” муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. Музыкально-ритмические движения:

  1. “Ноги и ножки” муз В. Агафонникова
  2. “Устали наши ножки” муз.Т. Ломовой, сл. Е. Соковниной.
  3. “Ай-да!” муз. М. Верховинца.
  4. “Пляска с погремушками” белорусская плясовая музыка “Бульба”, сл. А. Ануфриева.
  5. “Санки” муз. и сл. Т. Сауко

Новогодний утренник.

Консультация “Игра - не забава” /формирование предметной деятельности/.

Январь.

  • Игры и упражнения с использованием дидактического стола:
  • “Найти шарик красного цвета. Прокати его с горки”, “Нанизывание колец на стержень” и т. п.
  • Наблюдение за попугаями.
  • Речевые упражнения. Ребенку называют действия, а он учится находить предметы по слову взрослого.
  • Использование потешек, коротких стихов.
  • Подвижные игры и упражнения: катание с горки, катание на качалках и каталках, игры “Птичка”, “Поезд”
  • Слушание музыки: “Полянка” р. н. м. обр. Г.Фрида
  • Подпевание: “Кошка” муз А. Александровой, ел. Н.Френкель.
  • Музыкально-ритмические движения:
    1. “Марш” муз. Е.Тиличеевой, ел. А. Шибицкой
    2. “Да-да-да!” муз. Е.Тиличеевой, ел. Ю. Островского.
    3. “Прятки” муз. Т. Ломовой, сл. Плакиды

Консультация “Как играть с ребенком дома?”

Февраль.

  • Игры и упражнения с использованием дидактических игрушек: пирамидок, матрешек, вкладышей, мозаики т.п.
  • Речевые игры и упражнения: “Что нам заинька принес?”, “Кто к нам в гости пришел?”, рассматривание иллюстраций к детским книгам, игры на звукоподражание.
  • Показ кукольного театра по сказке “Репка”
  • Подвижные игры и упражнения: “Медведь и дети”, “Передай мяч”, повторение игр и упражнений.
  • Слушание музыки: “Петушок” р. н. песня.
  • Подпевание: “Вот какие мы большие” муз Е. Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой
  • Музыкально-ритмические движения:
    1. “Марш и бег” муз. Р. Рустамова
    2. “Вот как хорошо” муз Т. Попатенко, сл. О. Высотской.
    3. “Калинка” р. н. мелодия, сл. Т. Сауко.
    4. “Прятки” муз. Т. Ломовой, сл. И. Плакиды

Консультация “Что такое сенсорное развитие?”

Март.

  • Дидактические игры и упражнения, направленные на знакомство с цветом и формой предметов.
  • Речевые игры и упражнения: “Кукла Аня и я”, “Кто как кричит”, повторение уже знакомых игр.
  • Подвижные игры и упражнения: “По ровненькой дорожке”, “Колокольчик”, индивидуальные упражнения с мячом, катание колясок, машин и т.п.
  • Слушание музыки: “Птичка” муз М. Раухвергера, ел. А. Барто.
  • Подпевание: “Водичка” муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой.
  • Музыкально-ритмические движения:
    1. “Маршируем дружно” муз. М. Раухвергера, сл. А.Барто.
    2. “Маленькие ладушки” муз. З.Левиной, сл. Т. Мираджи.
    3. Упражнение “Хлопай!”
    4. Игра с птичкой муз. М. Раухвергера, сл. А.Барто.
    5. “Ой, летели птички” р.н. мелодия, сл. Т. Сауко.

Консультация “Развитие речи и социальных контактов у детей”.

Апрель.

  • Дидактические игры и упражнения, направленные на обследование предметов, их величины, формы, материала.
  • Речевые игры и упражнения: “Курочка и цыплята”, “Купаем куклу”, продолжение работы по звукоподражанию, активизации словаря “Скажи”, “Повтори” и т.п.
  • Наблюдение за цветущими комнатными растениями.
  • Показ кукольного театра по потешкам.
  • Подвижные игры и упражнения: “Прятки”, Катится колобок”,повторение знакомых игр.
  • Слушание музыки: “Как у наших у ворот” р.н. мелодия в обр.А. Быканова.
  • Подпевание: “Курочка и цыплята” муз. Е. Тиличеевойел. А. Шибицкой.
  • Музыкально-ритмические движения:
    1. “Марш” муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой.
    2. “Маленькая кадриль” муз. М. Раухвергера.
    3. “Вот так вот!” белорусская н.м. в обр. Г.Фрида.
    4. “Едем на поезде” муз А. Филиппенко, сл. Т.Сауко.

Консультация “Роль музыки в развитии ребенка”.

Май.

  • Дидактические игры и упражнения с игрушками и предметами.
  • Речевые игры и упражнения: “Скачет зайка по лужайке”, “Устроим кукле комнату”, повторение знакомых игр и упражнений.
  • Подвижные игры и упражнения: “Попади в обруч”, “Дождик”, повторение знакомых игр, индивидуальная работа по развитию движений.
  • Слушание музыки: “Солнышко” р.н. мелодия в обр. М. Иорданского.
  • Подпевание: “Спи, мой мишка” муз Е.Тиличеевой, сл. Ю Островского Музыкально-ритмические движения:
    1. “Кукла шагает и бегает” муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.
    2. Танец “Куклы хлопать все умеют” муз и сл. Е. Мокшанцевой.
    3. Игра “Покатаем Машеньку” муз и сл. Е. Мокшанцевой.
    4. Игра “Мишка в гостях у ребят” муз М. Раухвергера.
    5. Упражнение “Вот как солнышко встает” муз. и сл. Е. Мокшанцевой.

Консультация “Развивайте движения детей!”.

План консультаций с родителями детей ГКП “Малышок

Дата Тема Кто проводит
сентябрь Первый раз в детский сад /адаптация к ДОУ/. Зав. ДОУ
октябрь Особенности психического развития детей раннего возраста. Педагог-психолог
ноябрь Организация режима дня в условиях семьи. Воспитатели ГКП
декабрь Игра - не забава /формирование предметной деятельности/. Зам. зав. УВP
январь Как играть с ребенком дома? Воспитатели ГКП
февраль Что такое сенсорное развитие? Педаго -психолог
март Развитие речи и социальных контактов у детей. Воспитатель по развитию речи
апрель Роль музыки в развитии ребенка Музыкальный руководитель
май Развивайте движения детей! Инструктор по физическому воспитанию