Цели:
- продолжить развитие умения писать слова с безударными гласными в корне.
- углубить материал темы “ Корень слова”, показав детям один из способов образования слов - соединение двух корней с помощью соединительной гласной о или е.
- обогатить словарный запас детей сложными словами, формировать чувство языка.
- воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, (а значит, и познавать его), совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной богатой.
ТИП УРОКА: Конкретизация способов проверки слов и безударной гласной на этапе: решение частных задач.
ФОРМЫ И МЕТОД:
1) Индивидуальная и групповая.
2) Деятельностный.
ПЛАН УРОКА:
I. Вводное слово учителя.
II. Создание ситуации успеха.
III. Момент интеллектуального конфликта.
IV. Разрешение интеллектуального конфликта
V. Закрепление. Вывод.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
I. Водное слово учителя. Возможно, на сегодняшнем уроке нас ожидает открытие. Как думаете, успех открытия зависит только от учителя? Приглашаю к сотрудничеству.
II. Создание ситуации успеха. Запись на доске:
ПЫЛИНКА, СОСКА, ПЫЛЬ, СОСАТЬ, ПЫЛИТЬ, ПЫЛЬНЫЙ, ПЫЛЕСОС,
ЗАСОСАТЬ.
- Прочтите слова. Лексическое значение каких слов не знаете?
- Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.
- Какое слово в каждой группе будет проверочным? ( ПЫЛЬ, СОСКА).
- Почему? (Гласная в корне в сильной ударной позиции).
- Подчеркните проверочные слова.
III. Создание интеллектуального конфликта.
- В какую группу отнесли слово ПЫЛЕСОС? Почему? Сколько в нем корней? Как называют подобные слова? Какой гласной соединены корни? Какой буквой обозначен звук [э]? Почему?
IV. Разрешение интеллектуального конфликта.
В каком слоге (ударном или безударном) находится соединительная гласная? Можно ли ее проверить? Давайте понаблюдаем, только ли соединительная гласная Е может быть в сложных словах?
Упр. 86 стр. 46 (дидактич. материал).
- Выборочное списывание Волоколамск, судоходная.
По заданию: Составить предложение о нашем городе.
Запись в тетради: Мой родной город Зеленодольск расположен в зеленой долине.
Вывод: правило в учебнике на стр. 89. Что нового узнали из правила?
(после букв Ж и Ш пишется Е).
V. Закрепление
Творческая работа. Помогите книжному домовенку Афанасию правильно составить сложные слова.
Запись в тетради: Цветовод, пешеход, водопад, пароход, камнепад, водовоз.
Цветы разводит...............
Пешком ходит...............
В воду лазит.................
Сколько сложных слов у нас?
Куда падает ударение в этих словах? Как проверить безударную гласную в др. корне? Какую соединительную гласную выбрали? Почему?
VI. Рефлексия: Оцените свой труд сложными словами:
ЛЕЖЕБОКА, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ТУГОДУМ, ПУСТОСЛОВ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ.
VII. Домашнее задание:
Упр.1, 2 (по вариантам). С. 97.
Упр. 123 с, 88. (Какая здесь соединительная гласная?)