Урок окружающего мира в 4-м классе "Впереди лето! Бабочки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление об особенностях строения насекомых в связи с их приспособленностью к среде обитания и характера жизнедеятельности;
  • Показать многообразие видов и жизненных форм насекомых на примере бабочек;
  • Выяснить особенности жизнедеятельности бабочек, раскрыть механизмы их приспособлений к процессу размножения и питания.

Развивающие:

  • Формирование целенаправленной учебной деятельности через решение проблемных вопросов добывать знания, делать необходимые выводы;
  • Формирование самоуправляющих механизмов личности – самоутверждения и самообучения;

Воспитывающие:

  • Продолжить воспитывать экологически грамотных людей, через бережное отношение к насекомым, как составной части окружающей природы; через раскрытие проблем насекомых;
  • Воспитание активности, умения высказывать свою точку зрения и слушать товарищей.

Оборудование: Презентация Microsoft Power Point, задания по группам, схема бабочки, коллекция насекомых.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

- Давай-ка вспомним самых известных животных. Кого назовешь в первую очередь? (Заяц, медведь, лиса…)

- А как же муха, комар, бабочка, пчела? Ведь это тоже животные, хотя и очень маленькие.

Кроссворд “Узнай меня” (Приложение 1, слайд №2).

1.

На пчелу похожа. Вот
Только не даёт мёд. (Оса)

2.

В ночине солнце, не огонь,
А светит. Но его не тронь. (Светлячок).

3.

Голубой аэропланчик
Сел на одуванчик. (Стрекоза).

4.

Усатый.он и рыжий
Незваный гость бесстыжий. (Таракан).

5.

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка).

6.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится мёдком. (Пчела).

7.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук).

- Где ты их можешь встретить?

- Правильно, встретить их ты можешь везде — на лужайке, в густом лесу, на берегу озера,  в собственной квартире. Оказывается, насекомые существовали еще тогда, когда не было     ни динозавров,  ни птиц, ни,  тем более, зверей.    320 миллионов лет  назад воздух заселяли существа, очень похожие на современных  стрекоз и кузнечиков, тараканов и сверчков.

- Удивительно, но бесконечное многообразие насекомых объединяет всего три признака. Давайте, вспомним, какой основной признак у насекомых? Перед вами схема насекомого и коллекция насекомых. Внимательно посмотрите и напишите, из каких частей он состоит? (проверка по слайду №3).

Итог:

  • Первый признак – это количество ног. Их у насекомых – шесть.
  • Второй из них заключен в самом названии "насекомые", произошедшем от слова "насечка". Приглядевшись, можно заметить, что тело любого насекомого - жука и бабочки, кузнечика и мухи - действительно состоит из отдельных члеников - сегментов (насечек). Они обеспечивают подвижность тела.
  • И третий, общий для всех насекомых признак - деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко.

Всех, кто не подходит под эти три признака, нельзя назвать насекомыми.

 А поговорим мы сегодня…

Мы крылышки расправим - красив на них узор!

Мы кружимся порхаем – какой кругом простор!

3. Основная часть.

Правильно, над зеленым  лугом весело порхают   пестрокрылые красавицы-бабочки. Каких бабочек здесь только нет! И желтые лимонницы, крылышки которых напоминают лимонную дольку, украшенную красными точками, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки.

1. Просмотр слайдов.

4 слайд - Бабочки летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов и откладывают яйца на листьях растений. Яйца, которые откладывают бабочки выглядят вот такими.

5 слайд - Из яиц через некоторое время вылупляются гусеницы.

6 слайд - Потом гусеница превращается в куколку.

7 слайд - Через некоторое время гусеница превращается в бабочку. Бабочка выбирается из куколки. Сушит крылья и начинает летать. Они питаются сладким нектаром растений. Бабочка распрямляет свой закрученный спиралью хоботок и сосет жидкий нектар цветков. Посещая цветки, она опыляет их, что очень важно для образования семян растений.

2. Экологическая ситуация.

Наступило лето. Однажды Мишка  Крышкин, поохотившись час или два за стрекозой и так и не поймав ее, решил поймать бабочку. Мимо как раз пролетал красивый махаон. Взмахнул Мишка сачком - раз! - и бабочка забилась в марле. Засунул Мишка руку в сачок, зажал в кулаке бабочку и, радостный, побежал домой. А во дворе стал кричать, что поймал очень красивую бабочку. Собрались ребята, Мишка разжал кулак, а в кулаке - какой-то жалкий уродец. Сидит этот уродец, мелко-мелко трепещет крылышками и даже взлететь не может. Ребята засмеялись, а Мишка со злости швырнул бабочку-уродца на землю и побежал ловить другую. Поймал, зажал в кулак и снова прибежал во двор. И опять повторилась та же история.    Бабочка не только утратила свою красоту. Она уже не сможет летать и обречена на гибель.

Правильно ли поступил Миша?

Почему нельзя уничтожать насекомых? Что будет, если исчезнут насекомые?

3. Что будет, если исчезнут насекомые? Вывод:

1. Насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их - если исчезнут пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи, то начнут исчезать и растения, потому что растения без насекомых не смогут образовать плоды и семена.

2. Если исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязняться. Мы, люди, почти никогда не видим в лесу мертвых     птиц и зверей, а ведь не все из них гибнут в пасти хищников, многие умирают своей смертью или погибают от болезней. Мы их не видим, потому что хорошо работают "лесные санитары" -  жуки-могильщики.

3. Если исчезнут насекомые, вслед за ними   начнут исчезать многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.   Например, если исчезнут комары, погибнут птицы, питающиеся комарами, погибнут рыбы, питающиеся личинками    комаров.

4. Работа по группам.

1 группа.

Нарисуйте плакат в защиту бабочек.

2 группа.

Составьте цепь питания с насекомыми.

3 группа.

Продолжайте обращение от имени бабочки к людям. “Не убивай меня. И я…

4 группа.

Сочините маленький рассказ на тему: “Что будет, если исчезнут бабочки?”

5. Это интересно! (Рассказывают заранее подготовленные ученики).

1. Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.

  • Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
  • Шелководство известно человечеству уже более 4500 лет. Из Китая оно пришло в Индию, а оттуда в Японию, Персию и Среднюю Азию.

Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.

2. Улетели бабочки на юг. Правда это или выдумка?

  • О том, что птицы улетают зимовать на юг, знают даже малыши. А вот то, что есть бабочки, улетающие на зиму в тёплые края, слышали немногие. И ещё меньше людей видели это.
  • В первые осенние дни стаи репейниц улетают на юг. Они зимуют в Турции, Иране, Африке. Назад они возвращаются к нам в июне. Отложив яйца, репейницы погибают. В конце лета появляются молодые бабочки. Осенью они отправляются в далёкий путь.
  • Улетают зимовать на юг и бабочка адмирал, и желтушка луговая и бражник "мёртвая голова".
  • Летят эти бабочки за сотни, а то и за тысячи километров. Причём летят не стаями, а в одиночку. Отважные бабочки!
  • Перелёты бабочек - сплошные загадки. Куда они летят? Почему? Как находят дорогу? Какова их скорость в полёте? Учёные ищут ответы на эти вопросы.  И они начали изучать перелёты бабочек. А как это сделать: на бабочек ведь колец, как на птиц, не наденешь. Вот и придумали - метят бабочек особой краской. Поймают, мазнут легонько кисточкой и отпускают. У каждой страны - определённый цвет, а у каждой станции по изучению перелётов бабочек (сейчас есть и такие) ещё и особые знаки в виде точек и тире, вроде азбуки Морзе.

6. Ответьте на вопросы. (Слайд №8)

1. Как выглядит бабочка?  Сколько крылышек у бабочки?

2. Как выглядит гусеница?

3. Чем питаются бабочки?

4. Почему бабочки не могут жить без растений?

5. Почему бабочек нельзя брать руками?

6. Правда ли, что некоторые бабочки, как птицы, улетают зимовать на юг?

7. Какую пользу  приносят бабочки?

4. Итог урока.

- Какой вывод можно сделать, после этого урока?

Вывод: Нельзя на лугу уничтожать гусениц. Большинство гусениц  не приносят вреда. Со временем эти гусеницы превращаются в красивых бабочек, которые опыляют растения. Они не   только украшают природу, но и поддерживают природное равновесие.  

Лишь малая часть насекомых (около 1%) наносит невольный ущерб деятельности человека. В большинстве же своем насекомые играют важнейшую роль в поддержании экологического равновесия на Земле, а значит, и  в жизни человека. Конкретная помощь насекомых людям в том, что они улучшают плодородие почвы и опыляют цветки культурных растений, повышая их урожайность, производят мед, воск и лекарственные вещества, красители сочных цветов, лак, шелк и многое другое. Насекомые некоторых видов “отвечают” за предотвращение неконтролируемого размножения вредителей сельского хозяйства. Кроме того, насекомые служат объектом для научных исследований, а также индикатором загрязнения окружающей среды. А еще насекомые являются источником высокого эстетического наслаждения и доставляют огромную радость.

 Все-все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь хищным покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все-все на свете
На свете нужны
И это все дети запомнить должны!”

5. Домашнее задание.

Найти в энциклопедиях интересный материал про бабочек, насекомых и оформить реферат, буклет, выступление.

Презентация