Цели урока:
1. Обучающие:
- Научить ориентироваться в современных ПС
- Показать многообразие ПС и их возможности
- Повторение и закрепление навыков и умений
работы в среде Microsoft Excel:
- использования относительных и абсолютных адресов
- использования формул
- использования функций
- построения графиков
2. Развивающие:
- Развитие умения выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных
- Продолжение формирования мыслительных операций анализ, сравнение и обобщение в практической деятельности
- Развитие умения излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно
- Развитие мотивации к познавательной деятельности
- Развитие личности ученика и адаптация ее в мировом информационном пространстве, при условии активизации учебно-познавательной деятельности
- Формирование информационной культуры посредством использования технологий работы с большими объемами информации в современных электронных информационных ресурсах
3. Воспитательные:
- Актуализация значимости курса на современном этапе развития общества
- Формирование умений планирования дальнейшей деятельности
- Воспитание ответственности за свою работу,
- Воспитание умения самостоятельно отрабатывать навыки
Педагогические методы и технологии:
- Информационно-познавательные
- Практические (репродуктивный метод – выполнение работ по заданному)
- Проблемно-поисковые
- Диагностические (анализ результатов)
- Система согласованного обучения
План урока
1. Вступление
Наряду с традиционными информационными ресурсами сегодня актуальными становятся электронные информационные ресурсы. В том числе современный человек должен владеть технологиями поиска информации в глобальной сети Интернет.
2. Обоснование необходимости проведения сравнительного анализа поисковых систем
Учитель - Что такое поиск в Интернете?
Ученик - это процедура отбора нужных документов, хранящихся в сети
Учитель- Что должен сделать пользователь, чтобы воспользоваться поисковой системой?
Ученик - Набрать запрос
Учитель- Что такое запрос?
Ученик - это набор соединенных операторами ключевых слов, с помощью которых поисковая система автоматически ведет поиск и отбор необходимых документов.
Учитель- Используя различные поисковые системы, можно ли утверждать, что результаты поиска совпадут?
Ученик - нет.
Учитель- С чем это связано?
Ученик - С различными алгоритмами работы этих поисковых систем.
Учитель - Будут ли результаты поиска в определенной системе с течением времени одинаковыми (имеется в виду их количество и порядок расположения в списке)?
Ученик - Результаты будут различаться, т.к.
- Пользователи создают новые сайты и старые сайты по истечении времени удаляются
- Сайты с течением времени развиваются (изменяется их содержание, посещаемость, ссылки на них и т.д.), что ведет к их продвижению в рейтинге
- Желание продвинуть сайт влечет за собой применение различных методов, причем не всегда честных, и поэтому владельцы поисковых систем создают все новые фильтры для выявления и удаления подобных сайтов
Выявление критериев сравнения поисковых систем
Учитель - По каким критериям можно оценивать поисковую систему?
Ученик –
- По общему количеству найденных сайтов
- По количеству найденных релевантных документов
Учитель – Что такое релевантный документ?
Ученик – найденный в процессе поиска документ, соответствующий сделанному запросу.
Ученик –
- По количеству найденных пертинентных документов
Учитель – Что такое пертинентный документ?
Ученик – подходящий документ среди просматриваемых (в нашем случае мы требуем полного совпадения с запросом и поэтому это будет подходящий документ среди релевантных).
Ученик –
- По избирательности ПС
Учитель – Что такое избирательность ПС?
Ученик – способность ПС отбирать документы, соответствующие запросу, не включая лишних документов. Избирательность – величина, обратная числу отобранных документов, не соответствующих запросу. Чем выше избирательность, тем меньше посторонних документов попадает к пользователю.
N – найдено документов;
R – найдено релевантных;
I – избирательность
I=1/(N-R)
Ученик –
По чувствительности ПС
Учитель – Что такое чувствительность ПС?
Ученик – способность ПС отбирать документы, соответствующие запросу, не пропуская нужных документов. Чувствительность - величина, обратная числу пропущенных нужных документов. Чем выше чувствительность, тем меньше вероятность пропуска нужного документа.
C – чувствительность; P – найдено пертинентных
С=1/(Pmax-P)
Учитель – Давайте оценим на практике по этим критериям несколько поисковых систем.
4. Практическая работа и анализ результатов
Между учениками распределяются поисковые системы (каждый работает в одной конкретной).
План практической работы для ученика
В вашем плане практической работы указано, что на первых этапах вы должны заполнить таблицу с учетом перечисленных критериев для определенной поисковой системы, затем обобщить результаты, построить графики, сделать анализ полученного.
- Открыть файл сравнительная таблица поиска личная.xls (Приложение1)
- Найти сайты, где встречаются фраза, совпадающая с первым запросом
- Внести данные в таблицу
- Проделать аналогичные действия со вторым и третьим запросом
- Найти по формуле средние значения
- Заполнить аналогичную таблицу на бумаге
- Занести полученные средние результаты в общую таблицу на компьютере учителя и сдать работу на бумаге
- Разбиться по парам
- Открыть файл сравнительная таблица поиска общая.xls (Приложение2)
- Найти по формулам недостающие характеристики
- Построить график (каждая пара по своему назначенному критерию)
- Сохранить документ в общем ресурсе с названием, соответствующим критерию, например, “Релевантность”
- Сделать выводы по полученным результатам
План ответа по анализу
- Наилучшие результаты по критерию показала ПС…
- Хуже всего по этому критерию проявила себя ПС…
- Обобщение по всем ПС (запишите выводы в тетрадь)
Учитель – Как вы думаете, какой критерий является определяющим при оценке ПС?
Ученик – пертинентность.
Домашнее задание
Проверить, будут ли справедливы наши выводы для других видов информации.