Предварительная работа
Дети:
- знакомятся с разнохарактерными музыкальными “портретами” животных;
- работают над домашним заданием: рисуют портреты животных, делают из бумаги фигурки птиц для дыхательных упражнений.
Учитель:
- готовит рисунки животных:
- Львёнок и Черепаха.
- Слон.
- Петушки.
- Учёный кузнечик.
- Козлик.
- маски для песни “Дудочка”.
- готовит карточки с ритмическим заданием.
Оборудование:
- магнитофон;
- музыкальный инструмент: скрипка;
- фонохрестоматия к урокам музыки (1 класс).
Цели урока:
1. Обучающие:
- научиться определять настроение и характер музыки;
- научить слушать музыку, понимать её настроение, рисовать её в своём воображении;
- познакомить учащихся с музыкальными инструментами симфонического оркестра;
- закрепить умение различать долгие и короткие звуки;
- организовать процесс анализа знакомой музыки;
- в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки кантиленного исполнения;
- учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя.
2. Развивающие:
- развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;
- в процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развить у детей ощущение тоники (основного звука);
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся и метроритмическое чувство;
- развивать творческие способности, творческую инициативу и самостоятельность детей.
3. Воспитательные:
- на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
- прививать любовь к животным;
- формировать положительные привычки;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
- обогащать духовный мир детей.
Ход урока
Построение перед классом, входят в класс под музыку и поют музыкальное приветствие “Добрый день”.
Учитель: Кто такие друзья? Могут ли быть друзьями звери, птицы?
Ответы детей.
Учитель: Мы с вами, ребята, разучили много песен о друзьях. Наш с вами урок сегодня будет не совсем обычным: мы побываем на “Музыкальном карнавале животных”. Карнавал – это весёлое народное гулянье с праздничным шествием, в котором участвуют, одетые в красочные костюмы, герои сказок, известных историй и приключений, цирковые артисты. Многие из них в карнавальных масках своих персонажей.
В нашем карнавале будут участвовать разные птицы, звери, насекомые, с которыми вас познакомила музыка.
* Мы отправляемся на карнавал с песенкой-попевкой “Зоосад”.
Едем, едем в зоосад,
Приглашаем всех ребят.
Мы посмотрим всех зверей –
Своих маленьких друзей.
* Учитель: Ребята, слышите, кто это там поёт свою песенку?
Ребята слушают вступление к песне “Львёнок и Черепаха”, на доске находят рисунок.
Учитель: Жил в Африке Львёнок. Его звали Рр-Мяу. Вот вышел он однажды погулять по пустыне и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос весёлую песенку.
Исполнение песни “Львёнок и Черепаха”.
Учитель: Понравились вам, ребята, Львёнок и Черепаха? Каких по характеру героев нам “нарисовала” музыка?
Ответы детей.
Учитель: Какие есть у Львёнка и Черепахи качества, которые вам нравятся, и вы хотели бы видеть эти качества в вас самих, у ваших друзей, одноклассников, родителей, людей, которые вас окружают?
Ответы детей.
* Проводится Дыхательная зарядка “Птичка”. У каждого в руке лёгкая маленькая яркая бумажная птичка, прикреплённая к нитке в 15-20 см. Другая рука на животе.
Птичка, птичка,
Полетай, полетай!
С нами, с нами
Поиграй, поиграй!
*Учитель: Вот учёный кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.
Пение слов “прыг” сопровождается движением руки.
*Учитель: А мы сейчас остановимся у Слона.
Прочитать стихотворение о слоне.
Я сказал горе: - Гора,
Будь, пожалуйста, добра,
Покатай меня чуть-чуть! –
И гора пустилась в путь.Обошла по кругу круг,
А потом устало:
Извини, - сказала, - друг! –
И под пальмой встала.Отдыхать уже пора:
Третий век пошёл с утра!..
Ребята, какого слона вы представляете?
Ответы детей.
Учитель: Действительно, слон - очень большое животное. А в нашей песенке “Слон и скрипочка” слон очень хотел научиться играть на скрипочке.
Скрипка – королева оркестра. Самый маленький инструмент семейства струнных смычковых. Корпус её очень изящен. У скрипки 4 струны. Смычок – это тоже важная деталь, если им провести по струне, то услышишь звук.
Ребята, споём песню и послушаем, как звучит скрипка. Помните, в песне встречается нисходящее движение звуков по основным ступеням V – III – I.
Исполнение песни “Слон и скрипочка” с аккомпанементом скрипки. На звукоряде отметить ступени.
Учитель: Ребята, как вам кажется, сможет ли слон научиться играть на скрипке?
Ответы детей.
Учитель: Один французский композитор написал несколько музыкальных пьес под общим названием “Карнавал животных”. Мы сегодня послушаем пьесу под названием “Слоны”. Эту пьесу исполняет симфонический оркестр. Композитор поручил отдельным инструментам изобразить животных и птиц, о которых написана музыка. Для нашего Слона композитор предложил большой инструмент, который называется контрабас. Послушаем эту пьесу.
Звучит пьеса К.Сен-Санса “Слоны”.
Учитель: Ребята, каких слонов вы услышали в музыке? Что делают слоны в этой музыкальной пьесе?
Ответы детей.
Учитель: И в песне “Слон и скрипочка”, и в пьесе “Слоны” нам показаны слоны. А есть отличия между ними? Какие?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы, ребята! Мне тоже представились большие слоны, танцующие свой весёлый танец.
*Учитель: А сейчас мы немножко отдохнём. Споём и покажем животных пальчиками в нашей песне “Топ-топ”.
Проводится игра “Топ-топ”.
* Учитель: Посмотрите, ребята, как много животных представлено на нашем музыкальном карнавале! Глаза разбегаются! Вот и Козлик потерял свою маму. Ему нужна наша помощь. Поможем найти маму Козлика?
Показать рисунок Козлика.
Ответы детей.
Учитель: Обо всех приключениях Козлика мы расскажем в песне “Про Козлика”.
Ребята, какие чувства Козлика передаются в музыке?
Ответы детей.
Учитель: Голоса, каких животных мы должны изобразить и как?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, молодцы! Поём песню и помним, о выразительно-изобразительных приёмах, которые использованы в этой песне.
Исполнение песни “Про Козлика”. Поместить рисунок на место.
Учитель: Молодцы! Нашли для Козлика маму.
*Проводится Ритмическая игра.
Учитель: Вы знаете, ребята, что звуки бывают не только высокие и низкие, но они при этом бывают долгие и короткие. Вспомним наши колокольчики. И в песнях бывают долгие и короткие звуки. Ребята, вам сейчас нужно угадать музыкальную загадку. Задание такое: послушайте фразу из песни “Про козлика”. Выложите на лото ритмический рисунок этой фразы “Ой, ой, ой, ой, ой, ой”.
Учитель поёт и показывает жестом – восьмые ноты коротким движением правой руки, а четверти – более длинным движением.
В помощь детям уже знакомая попевка и рисунок “Петушки”, дети поют песню и показывают шаг маленьких петушков коротким движением руки, а шаг большого петушка, шагающего широко – длинным движением. Раскладывают на лото ритмический рисунок песни.
Учитель: Ребята, проверим, правильно или нет, мы отгадали ритмическую загадку?
Молодцы, правильно справились со сложным заданием.
*Игра “Передача платочка”
Проводится игра на соответствие движений характеру музыки.
Учитель: Ребята, дома надо было найти стихотворения про животных и нарисовать их. Все потрудились над домашним заданием, ваши лучшие работы мы видим. А кто хочет рассказать стихотворения о наших друзьях животных?
Дети по очереди читают стихи, которые подготовили дома.
*Инсценирование песни “Дудочка”
Учитель: Ребята, давайте поиграем в музыкальную игру и споём песню “Дудочка”.
Выбранные для исполнения дети импровизируют движения героев песни “Дудочка”.
*Учитель: Наш карнавал подходит к концу. Ребята, о ком мы слушали сегодня музыку, пели песни?
Ответы детей.
Учитель: Мы пели песни о весёлом Львёнке, мудрой Черепахе, умном Слоне, но о многом нам предстоит ещё узнать на следующих уроках. А поможет нам в этом МУЗЫКА.
И закончим мы карнавал его с песенкой-попевкой “Зоосад”.
Исполнение песни-попевки “Зоосад”
Посетили зоосад,
Каждый, каждый очень рад.
Посмотрели всех зверей,
Своих маленьких друзей.
Учитель: Всем спасибо за работу. Ребята, вам понравилось, как вы сегодня работали?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы, ребята. Сегодня вы поработали очень хорошо. А сейчас мы с вами, специально для гостей, приготовили песню и споём её.
*Исполнение песни “К нам гости пришли”.
Выход детей под музыку.