В начальной школе актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентируют учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В тоже время начальное образование может быть первой ступенькой, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы.
Учитель начальных классов один обучает детей по нескольким дисциплинам. С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний из разных областей действительности. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
Проблема межпредметных связей всегда существовала в педагогике. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.
В современной педагогике разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А.Лошкарева, В.М.Максимова, Т. Ф. Федорец и другие, высказывающие свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.
Т.Ф. Федорец дает определение категории “межпредметные связи” так: “Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно – воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.
Каково же значение межпредметных связей в учебном процессе начальной школы?
- Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого.
- Расширение кругозора младших школьников.
- Наиболее широкая возможность для развития речи учащихся.
- Развитие умственной деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Формирование нравственных качеств.
Объединяются литературное чтение и русский язык; математика и труд; физкультура и музыка; ИЗО и музыка; природоведение и литературное чтение и др.
С “приходом” в начальную школу иностранных языков появилась возможность интегрировать такие предметы, как русский язык и иностранный язык, литературное чтение и иностранный язык, природоведение и иностранный язык.
Мы предлагаем интегрированный урок по природоведению и английскому языку. Данные виды уроков помогают рассмотреть изучаемый материал таким образом, что данное природное явление учащимися воспринималось целостно.
Творческое название: “Вслед за солнышком живем”.
Урок-путешествие по дорогам зимы.
Цель: Обобщить взаимосвязь факторов неживой природы в зимнее время года с жизнью растений и животных, деятельностью человека.
Задачи:
1. Повторить какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы.
2. Показать образ зимы через музыкальные литературные произведения на русском и английском языках.
3. Продолжить знакомство с основными видами деятельности людей в зимний период; зимними забавами и праздниками.
4. Развивать коммуникативные, мыслительные и творческие способности детей.
Материал:
Карта путешествия, рисунки детей о зиме. Динамические силуэты деревьев, фигурки птиц и зверей, листы со стихами.
Музыка:
П.И. Чайковский “Зима” (Из альбома “Времена года”).
Ход урока
I. Организация класса.
Класс делится на четыре команды.
II. Сообщение темы урока.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “ Времена года”, “ Зима”.
Учитель: Какое настроение принесло прослушанное произведение? Как называется музыкальный альбом? Кто автор?
Учитель: Ребята, как вы полагаете, чему будет посвящен данный урок?
Дети: Зиме.
Учитель: Докажите!
Учитель: Попробуйте нарисовать словесную картину зимнего времени.
(Дети словесно рисуют зимний пейзаж.)
Учитель: А теперь сравним словесную картину зимы с вашими рисунками. Чем отличается зимний пейзаж от летнего?
(Галерея рисунков детей.)
(Раздается стук в дверь, появляется Гном, в руке держит карту путешествия.)
Гном: Ребята, я Гном-Путешественник, обожаю интересные путешествия. Шел я мимо вашей школы и решил заглянуть к вам с предложением отправиться в путешествие по дорогам зимы. А почему по дорогам зимы? Ведь сейчас у нас в Калининграде совсем не холодно?
Дети: Но по календарю сейчас зима. А у нас она бывает разная: и теплая и холодная.
Гном: Молодцы! Мы будем путешествовать по дорогам настоящей зимы. Но чтобы начать наше путешествие, необходимо ответить на вопросы на нашей первой остановке, которая называется “Встреча”.
Вопросы:
1. Какие зимние месяцы вы знаете?
2. Какая температура воздуха зимой?
3. Объясните, почему зимой такая низкая температура?
(У каждого ученика стихотворение С.Есенина “Зима”.)
Задание 1. Выделите из стихотворения признаки зимы.
Вот уж осень улетела
И примчалась зима,
Как на крыльях прилетела
Невидимкой вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды,
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появились узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.
4. Объясните, какие виды осадков выпадают зимой?
5. Пользуясь текстом стихотворения, выделите качество снега.
Солнце землю греет слабо.
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злиться, снег кружиться,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
6. Вспомните из своих наблюдений, какой снег в морозную погоду, когда оттепель?
Отгадывание загадок по группам и объяснение детьми свойств снега и льда.
1-я группа.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, -
Скользко, весело, светло.
(Лед).
Объясните, почему зимой реки покрыты льдом?
2-я группа.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лед).
Какое значение имеет лед на водоемах?
3-я группа.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег).
Объясните, что происходит со снегом, снежинкой, если их взять в руки? Почему?
4-я группа.
Много- много звездочек
Тонких, как стекло,
Звездочки холодные,
А земле тепло.
(Снежинки).
Объясните, почему так говорят?
Учитель: В каком литературном произведении отражено свойство снега, как периной укрывать землю от холода?
Дети: В сказке В.Одоевского “Мороз Иванович”.
Учитель: Какой вывод вы можете предложить о состоянии неживой природы зимой?
Вывод: Солнце низко над горизонтом, температура воздуха днем и ночью ниже 0 градусов. Ночи длинные. Дни короткие. Небо пасмурное, закрыто облаками. Осадки в виде снега. Почва замерзшая. Водоемы покрыты льдом.
Гном: Вопрос! Как вы думаете, изменения в неживой природе влияют на жизнь какой природы?
Дети: Живой.
Гном: Правильно. И вторая наша остановка “Зимний лес”.
(Появляется динамическая картина зимнего леса.)
Гном: Тихо в зимнем лесу.
Учитель: Листья давно опали, обнаженными стоят деревья. Только ель, да сосна красуются пышным зеленым нарядом. Если постоять и прислушаться, то можно услышать шепот деревьев. А почему деревья зимой очень тихо беседуют?
Дети: Зимой прекращается сокодвижение и деревья как бы засыпают до весны. Жизнь их становиться замедленной.
Учитель: Но вот оживился зимний лес. Появились лесные жители. Какие жители могут появиться в зимнем лесу?
(Из предложенных фигурок зверей и птиц, дети выбирают зимующих птиц и зверей, ведущих зимой активный образ жизни и населяют ими лес).
Учитель: Изменила ли зима жизнь птиц и зверей? Есть ли у них проблемы?
Дети: На зиму остаются только зимующие птицы. Корма мало. Они питаются почками, семенами и плодами деревьев и кустарников, отыскивают корм около жилья человека. Часто зимой птицы погибают от голода. Поэтому птиц надо подкармливать.
Гном: А звери?
Тест
Кого из лесных жителей не увидишь в зимнем лесу?
1) кабана
2) белку
3) барсука
4) зайца
Что значит выражение “волка ноги кормят”?
- это занятие ему очень нравится;
- много бегает, чтобы добывать себе пищу
Что зверям страшнее зимой?
1) холод
2) голод
3)не то и не другое
Вывод: Зверям, как и птицам, зимой нужно помогать. Зайцам готовят веники, лосям – ветки, кабанам – корнеплоды.
Учитель: По электронной почте Гном получил сообщение.
Гном: Ребята, мой друг Хоббит приглашает меня и вас посетить зимнюю Англию. Ведь вы изучаете английский язык и Хоббиту будет приятно услышать ваши рассказы о зиме в Англии.
1. Хоббит хочет знать, что знают дети о временах года и о земле в Великобритании?
How many seasons. Are there in a year? What are the winter months in Great Britain? Are the winter months cold or warm? Does it snow or rain in winter in Great Britain? |
There are four seasons in a year: spring, summer, autumn and winter. The winter months in Great Britain are November, December, January and February. The winter months are cold. In Great Britain in winter it snows and rains. |
(дети описывают зиму и рассказывают стихи)
2. Хоббит интересуется, знают ли дети о зимних праздниках в Америке и Великобритании?
What winter holidays do you know? What do people do for the holiday? What is the traditional food? What do you know about Christmas? |
In November in America there is a great holiday – Thanksgiving Day. On the 25th of December there is the greatest holiday of all in England – Christmas. |
3. Хоббит благодарит детей за прекрасное исполнение песен и стихов и знание иностранного языка.
После посещения Англии дети вместе с гномом возвращаются в Россию. Им раздаются листочки с заданием для каждой группы.
1-я группа. Что интересного происходит в жизни детей зимой?
2-я группа. Что бы вы предложили своим товарищам, чтобы не заболеть?
3-я группа. Какой зимний праздник мы празднуем 31 декабря? Что можно о нем рассказать. (Возможно чтение стихотворения.)
4-я группа. Чем знаменателен день 7 января?
Учитель: В конце какого месяца люди прощаются с зимой?
Дети: В конце Февраля.
Учитель: Какой праздник отмечают в конце зимы?
Дети: Масленицу.
Учитель: Хозяйки пекут вкусные румяные блины. Почему?
Дети: Блин – символ солнца, а Масленица – праздник встречи с солнышком.
Учитель: На этом путешествие по дорогам зимы завершается. Мы о многом говорили, побывали в Англии, и вероятно сможем обобщить зимние явления в природе и жизни человека на русском и английском языках.
Вывод
Солнце зимой низко над горизонтом, температура воздуха ниже нуля градусов, дни короткие, а ночи длинные. Осадки в основном в виде снега, но в Калининградской области могут и выпадать осадки в виде дождя. Жизнь растений замедляется, многие животные впадают в спячку. Деятельность людей зимой отличается от других времен года. Зима богата красивыми праздниками: Новый год, Рождество, которые празднуются всеми людьми Планеты. | Winter is a cold season. But in Kaliningrad and in England winter is not very cold and sometimes warm. It often rains in winter. It often snows. Children like winter very much. They like to play snowballs, make snowmen, play hockey, ski and skate. Children like winter holidays. Their favorite holidays are Christmas and New Year Day. They enjoy to give and get presents for these holidays. |